Символ исповедания христианской веры.
Что такое символ
Символ (греч. σύμβολον— знак, опознавательная примета) — условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию.
“символ” — по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.
Как известно, в Римской империи в первые века Церковь подвергалась жестоким гонениям. В этих условиях нельзя было не только открыто исповедовать себя христианином, но и создавать изображения, напрямую рассказывающие о вере. Поэтому в раннехристианском изобразительном искусстве появились различные символические изображения. Они были своего рода тайнописью, по которой единоверцы могли опознавать друг друга.
Символ Ίχθύς - Рыба
Рыба – один из самых распространенных рисунков в раннехристианской живописи. Это изображение встречалось преимущественно в катакомбах, а так же, многочисленны изображения рыб на печатях, медалях и гробницах раннехристианской эпохи. В первые века христианства люди носили на шее стеклянных, перламутровых или каменных рыбок - будущие нательные кресты. Во время иконоборчества прибегали к замене изображения Христа его символом - рыбой.
Что же означает этот символ?
Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры. Т.е. древние читали древнегреческое слово ἰχθύς (рыба) как аббревиатуру этой фразы.
В чем же назначение этого символа, какой смысл скрыт в нем?
Существует несколько трактовок.
Символ исповедания христианской веры.
Ранние христиане остро осознавали, что мир, в котором они живут — с его рыбами и птицами, растениями и животными — это Божий мир. Великая книга природы написана Богом, обращена к людям, и ее главное предназначение — говорить о Создателе. Рыба — это не просто рыба, как и вообще в мире нет ничего «простого», бессмысленного, ничего не означающего. Рыба присутствует в этом мире, чтобы научить нас чему-то и открыть какие-то тайны. Не случайны и человеческие языки — то, что рыба напоминает о Христе, это не совпадение, а промысел.
Начертание рыбы означает, что человек по имени Иисус, живший в конкретное время в конкретном месте — есть Христос, то есть предреченный пророками Избавитель, Сын Божий и Спаситель. Причем в древнем мире слово «спаситель» (сотер) было царским титулом. Древние властители претендовали на то, что они являются «сотерами», то есть спасителями своих подданных от войны и других бедствий. Христиане говорили, что подлинный Царь и Спаситель — Христос, который спасает нас от подлинного бедствия — греха.
Совeршeнно одинаковоe значeниe имeют рыбы на обломкe от надписи в монастырe св. Григория в Римe и на христианских сосудах. Часто такжe, на надгробных плитах, поставлeно одно изображeниe рыбы, бeз всякаго при нeм имeни или иного пояснeния. В таком случаe рыба скорее всего означаeт, что тут погрeбeн христианин.
Тайный опознавательный знак.
Ихтис служил «символом» в первоначальном смысле — как знак, по которому свои узнают друг друга. Это было особенно важно во время гонений — один христианин мог провести на земле дугу, которая сама по себе ничего не означала и не выдавала его гонителям, а другой мог провести такую же дугу, так что получалась рыба — и так братья во Христе узнавали друг друга.
Пример подобной тайнописи приводит польский писатель Генрик Сенкевич в своей замечательной книге «Камо грядеши». Роман начинается с того, что один знатный римлянин влюбился в молодую красивую девушку, оказавшуюся христианкой. И вот он рассказывает, как застал эту девушку что-то чертящей на песке:
« - А что она чертила на песке? Не имя ли Амура, не сердце ли, пронзенное стрелой, или что другое, из чего ты мог бы понять, что сатиры уже нашептывали этой нимфе на ухо некие тайны жизни? Как можно было не посмотреть на эти знаки!
— Я надел тогу раньше, чем ты думаешь, — сказал Виниций. — Пока не прибежал маленький Авл, я внимательно рассматривал эти знаки. Я ведь знаю, что и в Греции и в Риме девушки часто чертят на песке признания, которые отказываются произнести их уста. Но угадай, что она начертила?
— Если что другое, я, пожалуй, не угадаю.
— Рыбу.»