Раздел о большом омовении от полового осквернения
Мухтасар аль-Бувейты
Сказал имам Абу Хатим ар Рази: "С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Рассказал нам Абу Мухаммад ар Раби Ибн Сулейман, читая нам, что аш Шафии Мухаммад Ибн Идрис сказал:
"Рассказал нам Суфьян Ибн Уейна, от аз Зухри, от Абу Салямы Ибн Абдур Рахмана, от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал: "Когда кто-то из вас проснется - пусть не окунает свои руки в посуду с водой, пока не помоет их трижды, ведь воистину он не знает где была его рука ночью"
Сказал аш Шафии: "Я предпочитаю для каждого кто проснулся, будь это дневной сон или нет - и хочет сделать омовение для молитвы, или только помыть то что под его изаром - чтобы он трижды вымыл их прежде чем погружать их в посуду с водой.
И если он вымыл их только один раз или два, или не вымыл вовсе, то он поступил плохо, и пусть не возвращается к этому, однако это не портит его омовение, кроме как если на его руке будет наджаса - как кровь, или моча, или кал, или другие виды нечистот, и воды в этой посуде куда он погрузил свою руку будет меньше чем две бочки из бочек Хаджара - и этот размер у нас равняется пять кирб (мехов для воды, 1 из которых равняется 80 литров а все вместе - 400 литров)
В таком случае вода становится наджасой. согласно хадису Пророка, мир ему.
Если же воды в посуде было пять кирб (400 литров) или больше, то погружение руки с наджасой не сделает ее наджасой, кроме как если изменится ее вкус, цвет, или запах.
И в этом нет разницы будь вода проточной или нет.
И кирба - как большие кирбы людей Хиджаза"
Сказал аш Шафии: "И я предпочитаю для каждого кто делает омовение, чтобы он три раза прополоскал рот, и три раза прополоскал нос, и три раза омыл лицо, и по три раза вымыл каждую руку, и протер голову, и вымыл каждую ногу по три раза.
И это согласно тому что передано от Посланника Аллаха, мир ему, прямым текстом, либо через кыяс на эти переданные хадисы.
И он должен протереть свою голову, и начинает это делать со лба, и ведет до затылка а затем возвращает откуда начал.
И должен протереть свои уши, их внешнюю и внутренню часть, и взять для протирания ушных отверстий отдельную от воды для внешней части ушей воду.
И мужчина и женщина во всем этом одинаковы.
И мужчина или женщина не делают масх (протирание) ни на чалму, ни на женское покрывало.
И если мужчина, или женщина, делая омовение, сделают те действия что желательно делать три раза, лишь по разу или по два - однако омоют все нужные для омовения органы - то будет действительным их омовение, ин ша Аллах"
"Раздел о полоскании рта, носа, и протирании головы и женского покрывала"
Сказал Абу Хатим: "Рассказал нам ар-Раби, что сказал аш Шафии:
"Тот, кто прополоскал рот и нос одной порцией воды - то действительно это у него, однако мне предпочтительнее, чтобы полоскал рот и нос раздельными порциями воды.
И женщина протирает всю свою голову, точно также как и мужчина. И женщина вставляет свою руку под свое покрывало, чтобы протирание касалось волос - точно также как и мужчина.
И кто забыл прополоскать рот и нос и прочитал молитву - не должен читать повторно, все равно забыл он это в большом омовении, или в малом.
И кто забыл протереть свою голову, или помыть часть рук, или часть ног, или часть лица, и прочитал молитву так - то мне предпочтительнее чтобы он сделал вуду заново, и прочитал молитву снова.
Если же он не сделал вуду заново, а лишь вспомнив, помыл забытое им место, и повторно сделал то что шло после него из действий омовения, и затем повторил молитву - то это будет действительно.
И в этом одинаков тот чье омовение было только что, и тот чье омовение было давно.
Если же он пошел и помыл только это место, и не повторил те действия омовения, которые шли после помытия этого места - то недействительна его молитва с таким омовением - потому что он совершил омовение противореча тому что обязал Аллах и тому что узаконил в Сунне Посланник Аллаха, мир ему.
И это потому что Аллах, Свят Он и Велик, начал в упоминании омовения с помытия лица и двух рук до локтей, а затем головы и двух ног, и тот кто забыл что-то из лица и вымыл то что идет после лица, а затем вспомнив - вернулся к лицу и вымыл его, и оставил то что после него - тот будет подобен человеку, который вымыл сначала свои две руки и протер голову и ноги до лица, а затем помыл лицо, и это будет противоречием тому что ясно пришло в Коране и Сунне.
И точно также, как будет недействительно для человека бросать средний камень до первого, и если он так сделает - то должен повторить, и бросить первый и потом аново бросить средний - точно также и омовение - он не должен в нём делать что-то перед тем, что стоит в порядке совершения раньше, и если так сделал - то выполняет это действие, и то, что после него - заново, как и с камешками"
Сказал аш Шафии: "И упомянул Хаммад Ибн Зейд и другие, от Яхьи Ибн Саида, от Мухаммада Ибн Ибрахима Ибн аль Хариса ат Тейми, от Алькамы Ибн Ваккаса аль Лейси, что он сказал: "Я слышал как сказал Умар Ибн аль Хаттаб: "Сказал Посланник Аллаха: "Воистину, все деяния оцениваются по намерению"
Сказал Абу Хатим ар Рази: "Рассказал нам Абдуллах Ибн Масляма аль-Канаби, от Малика, от Яхьи Ибн Саида, от Мухаммада Ибн Ибрахима, от Алькамы Ибн Ваккаса, от Умара Ибн аль Хаттаба, от Пророка, мир ему - такой же хадис"
Сказал аш Шафии: "Тот, кто совершил омовение, не намереваясь этим на малое омовение, как например если он намеревался охладиться, или смыть с себя пыль, и тому подобное - то не будет действительным его омовение и его молитва с ним
Если же он намеревался совершить малое омовение, но не намеревался на то что это малое омовение для обязательной молитвы, или желательной, или для джаназа-намаза, или для чтения Корана - то будет действительно это омовение и его молитва с ним.
И если он намеревался на то что это омовение для джаназа-намаза - то будет действительно оно и для того чтобы он молился обязательную молитву.
Если же он намеревался и на малое омовение, и одновременно с этим хотел охладиться - то будет действительно его малое омовение, ин ша Аллах
И точно также и гусль (большое омовение) после полового осквернения - в этом одинаков с малым омовением и не будет действительным без намерения, как мы уже это описали"
Раздел о большом омовении от полового осквернения
Сказал Абу Хатим: "Рассказал нам ар Раби, что аш Шафии сказал:
"И начинает тот кто делает большое омовение от полового осквернения с мытья своих рук, затем моет свой половой орган, затем делает омовение, такое же как омовение для молитвы, и когда дойдет до протирания головы - окунает свои десять пальцев в воду, и проводит ими через корни своих волос. Затем же моет оба уха, внешнюю и внутреннюю их часть, и покрывает всю их площадь мытьем, чтобы не осталось ничего из них не омытым ни внутри уха, ни снаружи, и берет отдельную воду для промытия ушных отверстий, а затем моет все остальное свое тело.
И самое малое большое омовение которое будет действительно для него - это облить водой всю свою голову и тело так, чтобы вода задело всю поверхность тела
Если же у мужчины или у женщины есть косы, и они в состоянии полового осквернения, или у женщины прическа - то она проливает воду на свою голову так как мы уже описали, и придавливает прическу и косы чтобы вода достигла корней волос.
И большое омовение женщины очистившейся от месячных - точно такое же.
И когда мужчина и женщина закончили свое полное омовение, они споласкивают свои ноги когда выходят из места совершения большого омовения.
И если они помыли их после того как они вышли из этого места, или совершая малое омовение до того, как пролить воду на кожу своего тела - хватит им этого и будет действительно.
И если человек в состоянии полового осквернения зашел в речку и помылся в ней, или погрузился в нее - то это действительно как большое омовение.
И я предпочитаю, чтобы он прежде чем входить в речку - сделал свое малое омовение как делает для молитвы, а затем провел своими двумя руками по телу везде докуда они достают снаружи и внутри, и провел ими через свои волосы, чтобы вода дошла до корней волос тела и головы.
И если он не сделал вуду, или не провел руками через волосы, или не провел руками с водой по коже - а лишь зашел в речку, или вылил на себя воду, и он уверен что вода достигла корней волос его головы и достигла всего тела - его большое омовение действительно, инша Аллах.
И для женщины будет действительно тоже что действительно для полово осквернившегося мужчины, и точно также и та кто очищается от месячных - одинакова в этом с полово осквернившимся мужчиной.
И я считаю макрухом (нежелательным) для того кто в половом осквернении, делать большое омовение купаясь в колодце - будь он проточным или стоячим, и в этом одинаковы как большое количество стоячей воды, так и малое.
Я считаю нежелательным делать в ней омовение, и мочиться в нее - согласно хадису.
И нет проблем в совершении малового омовения водой, оставшейся от большого омовения того кто был в половом осквернении, или после месячных"
Сказал Абу Хатим ар Рази: "Я слышал как Ибн Аби Увейс сказал: "Вода "ад-даим" - та, у которой есть источник, а "ар-ракид" - та, у которой нет источника"