Встреча 2) Видение глазами.
14-ый урок:
93. Дай определение «упованию» (التوكل).
«Упование» – «Правдивое полагание на Аллаха и предоставление дела Ему Одному».
94. Сущность «упования» в том, что оно объединяет в себе два явления – что это за явления?
1) Предоставление дела Одному Аллаху 2) Необращение внимания на те причины, которые человек выполнил для достижения результата.
95. Является ли «упование» поклонением сердца или же является поклонением органов?
Из поклонений сердца.
96. Результат достигается при совпадении сразу нескольких элементов – сколько их и что это за элементы?
Результат достигается при совпадении четырех элементов: 1) совершение причины 2) чтобы эта причина была подходящей 3) чтобы не было ничего, что аннулирует действие этой причины 4) соизволение Аллаха.
97. Шейх привел довод на то, что «упование» (التوكل) является поклонением и на то, что его нельзя посвящать никому, кроме Аллаха: «И на Аллаха уповайте, если вы являетесь верующими». В этом аяте сразу три способа доказывания требуемого, какие они?
1) Приказ к упованию говорит, что упование деяние требуемое и любимое Аллахом, а значит является поклонением.
2) Выражение «И на Аллаха уповайте» вместо употребления обычного для арабов выражения «И уповайте на Аллаха». Из правил арабского языка если оборот «на Аллаха» ставится перед действием «уповайте», то это указывает на «сужение» или «конкретизацию» упования на Одном Аллахе, чего не скажешь о выражении «И уповайте на Аллаха».
3) Слова: «Если вы являетесь верующими» указывают на то, что если кто-то уповает не на Аллаха, то этот человек не является верующим.
98. Какая разница между «упованием» (التوكل) и «доверением» (التوكيل)? И может ли «доверение» быть многобожием?
«Тауаккуль» – упование, а «Таукиль» – доверение. Доверение касается бытовых вопросов, в которых способны помочь люди, поэтому доверение на них в этих делах не является многобожием.
15-ый урок:
99. Дай определение понятию » الرغبة» и какое отношение оно имеет к надежде («الرجاء»)?
«Рагба» – это стремление к тому, что у Аллаха, и «рагба» является плодами надежды («раджа»).
100. Дай определение понятию » الرهبة» и какое отношение оно имеет к страху («الخوف»)?
«Рахба» – это страх, сопровождаемый оставлением тех деяний, которые могут повлечь за собой возникновение дурного. «Рахба» является плодами страха («хауф»).
101. Дай определение «смирению» («الخشوع») в арабском языке и в шариате.
«аль-Хушу'» в арабском языке – это унижение и смирение и спокойствие. В шариате – это унижение и смирение сердца перед Всевышним Господом.
102. Является ли достоверным хадис: «Если бы его сердце было смиренным, то и органы его были бы смиренны»? И правилен ли его смысл?
Этот хадис недостоверен, но смысл его правильный.
103. » الرغبة», » الرهبة», «الخشوع» – являются видами поклонения сердца или органов?
Все эти виды поклонения являются поклонениями сердца, следы которых выявляются на органах тела.
104. Приведи довод на то, что смирение достигается неподвижностью и снижением голоса. И противоречит ли шепот смирению?
Слова Аллаха: «Среди Его знамений – то, что ты видишь землю неподвижной (хаши’а), но когда Мы ниспосылаем на нее воду, она приходит в движение и набухает». (41: 39). А также: «Их голоса перед Милостивым будут смиренны, и ты услышишь лишь шепот». (20: 108). Этот аят указывает на то, что шепот не противоречит смирению.
105. Какое из этих трех выражений является неузаконенным и неправильным: «Я взывал к Своему Господу», «Я беседовал со Своим Господом», «Я разговаривал со Своим Господом»?
Выражение: «Я разговаривал со Своим Господом» является неправильным, так как возможность разговора людей с Аллахом в этой жизни не установлена в шариате, кроме как в отношении некоторых пророков.
106. Шейх привел довод на то, что » الرغبة», » الرهبة», «الخشوع» являются видами поклонения и на то, что их нельзя посвящать никому, кроме Аллаха: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами». В этом аяте содержится два способа доказательства требуемого – разъясни же их.
1) Всевышний хвалит тех, кто описан этими качествами, а значит доволен ими, а значит это является поклонением.
2) Выражение «И перед Нами были смиренными» вместо употребления обычного для арабов выражения «И были смиренными перед Нами». Из правил арабского языка если оборот «перед Нами» ставится перед действующим лицом «смиренными», то это указывает на «сужение» или «конкретизацию» смирения на Одном Аллахе, чего не скажешь о выражении » И были смиренными перед Нами «.
107. Когда упование на кого-либо, кроме Аллаха бывает большим, а когда малым ширком?
Упование не на Аллаха бывает только большим многобожием и не бывает малым.
108. Что происходит первее – совершение причины или упование?
Человек уповает на Аллаха постоянно, как после совершения причин, так и при совершении причин.
109. Известная среди людей история «О, Му’тасым» – является ли ширком в призыве или нет? И почему?
Эту историю можно понять двояко. Если эта женщина призывала правителя верующих в том смысле, что надеялась, что кто-то из людей донесет ее обращение до правителя, то это не является многобожием. Если же она считала, что правитель способен услышать ее без явных, природных причин для этого, то это многобожие. В любом случае, совершения таких действий необходимо сторониться, и они являются неправильными, так как внешне напоминают деяния многобожников.
16-ый урок:
110. Входит ли в «запретный страх» (الخوف المحرم) боязнь порицать порицаемое?
Да.
111. Дай определение понятию » «الخشية (страх).
«Хашья» – это страх, сопровождаемый возвеличиванием, и обычно является результатом знания о том, что тот, кого боятся, действительно заслуживает, чтобы его боялись.
112. Приведи доводы на то, что «الخشية» бывает сопряжена со знанием.
Аят: «Они передали послания Аллаха и боялись Его и не боялись никого, кроме Аллаха. Довольно того, что Аллах ведет счет» (33: 39), а также:«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием».
113. Какая разница между «الخشية» и «الخوف»?
«Хашья» возникает по причине того, что человек знает, что этот объект действительно достоин того, чтобы его боялись, а «Хауф» возникает по причине того, что человек ожидает, что его постигнет что-то дурное, даже если в действительности нечего бояться.
114. Дай определение понятию » الإنابة» (возвращение с покаянием) в арабском языке и в шариате. И из каких составных частей оно состоит?
«аль-Инаба» в арабском языке – это «возвращение время от времени». А в шариате – это «возвращение к Аллаху с покаянием и увеличением поклонения».
115. «Возвращение с покаянием» обязательно сопровождается другими видами поклонения сердца – что это за виды?
Надежда, любовь, благодарность и т.п.
116. Для доказательства того, что » الإنابة» является видом поклонения и его нельзя посвящать никому, кроме Аллаха, можно использовать два аята: «Возвратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему», а также: «На Него одного я уповаю, к Нему одному возвращаюсь». Какой из этих аятов мы применяем при доказательстве требуемого через общий способ доказательства, а какой через частный способ?
Аят: «Возвратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» – применяется при доказательстве общим способом. Аят:«На Него одного я уповаю, к Нему одному возвращаюсь» – применяется при доказательстве частным способом.
117. Просьба о помощи (الإستعانة) строится на двух великих основах – что это за основы?
«Уверенность в Аллахе» и «Упование на Аллаха».
118. Нуждается ли раб в помощи от Аллаха до совершения поклонения или только в процессе его совершения?
И до совершения и в процессе совершения.
119. Шейх привел довод на то, что «просьба о помощи» (الإستعانة) является поклонением и на то, что его нельзя посвящать никому, кроме Аллаха: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». Каким способом из этого аята можно вывести требуемое?
Выражение «и Тебя одного молим о помощи» вместо употребления обычного для арабов выражения «И молим о помощи Тебя». Из правил арабского языка, если оборот «и Тебя» ставится перед действием «молим о помощи», то это указывает на «сужение» или «конкретизацию» мольбы о помощи на Одном Аллахе, чего не скажешь о выражении «И молим о помощи Тебя «.
17-ый урок:
120. В чем секрет того, что некоторые из ученых, как Ибн Теймия, и некоторые другие, проводят разницу между многобожием «в поклонении» и многобожием в «просьбе о помощи», говоря: «»Поклонение кому-либо, кроме Аллаха, более велико по неверию, чем просьба о помощи кого-либо, кроме Аллаха»?
Это потому что просьба о помощи строится на знании человека о качествах господства того, кого он просит. Человек может не знать о некоторых качествах господства Всевышнего Аллаха, так как не является условием вхождения в Ислам то, чтобы человек в тонкостях знал обо всех качествах господства Аллаха. Его это незнание может повлечь за собой то, что человек обратится в каких-либо вопросах, в которых в действительности не может помочь никто, кроме Аллаха, за помощью не к Аллаху, что может быть прощено ему из-за его незнания. Но не будет прощено человеку посвящение поклонения не Аллаху, так как условием действительности Ислама человека является то, что он узнал о господстве Аллаха тот минимум знаний, который привел его к убежденности о том, что поклонения достоин Один лишь Аллах.
121. Существует ли в вышеуказанном вопросе разногласие среди ученых?
В этом вопросе есть разногласия среди ученых, некоторые из которых говорят, что нет разницы между многобожием в «просьбе о помощи не у Аллаха» и «поклонении не Аллаху».
122. Хадис: «Если собираешься что-либо просить, то проси у Аллаха» – каким образом мы доказываем этим хадисом то, что «просьба о помощи» из видов поклонения?
В этом хадисе поставлено условие: «Если собираешься…то..». Т.е. «Если собираешься что-либо просить», то шариат дал тебе только один вариант выполнения этого условия: «то проси у Аллаха». Это говорит о том, что просить у кого-либо, кроме Аллаха шариат не узаконил, не разрешил. Но из этого общего условия делаются исключением те вопросы, в которых может помочь кто-либо, кроме Аллаха. Эти исключения делаются, опираясь на другие доказательства из Корана и Сунны. А что касается тех вопросов, в которых может помочь Один Аллах, то они входят в этот хадис, не входят в круг исключений (за отсутствием довода), а значит нельзя в этих вопросах обращаться к кому-либо, кроме Аллаха.
123. Все ли глаголы арабского языка, начинающиеся приставкой «است» несут в себе значение «просьбы» чего-либо?
Нет
124. Что означают слова ученых: «Все доводы на то, что нельзя взывать к кому-либо, кроме Аллаха, годятся для приведения их в довод на любой вид требования»?
Так как «требование» – это одна из составляющих частей взывания, мольбы, просьбы.
125. Дай определение понятию الاستعاذة»» (поиск прибежища) в арабском языке и в шариате.
«аль-Исти’аза» в арабском языке – это поиск прибежища, т.е. прикрытия и убежища. А в шариате – это бегство от того, чего боишься, к тому, кто защитит тебя от этого.
126. Становится ли «поиск прибежища» поклонением одним лишь возникновением чувства в сердце или непременно должно присутствовать произнесение языком?
Да, становится.
127. Можно ли говорить «Я прибегаю за прибежищем к Аллаху, а потом к тебе»? И какая общая разграничительная черта, между разрешенностью произнесения подобных фраз и запретностью?
Выражение «Я прибегаю за прибежищем к Аллаху, а потом к тебе», произносить не разрешается, даже если это касается вопроса, в котором может помочь кто-либо, кроме Аллаха, т.к. выражение «прибегать за прибежищем» несет религиозный оттенок. Если же выражение религиозного оттенка не несет, то произношение его разрешается, как, например, фраза: «Я ищу у тебя защиты от того-то». Пример слов с религиозным оттенком – верующий (без религиозного оттенка – верящий), неверующий (без оттенка – неверящий), уповать (без оттенка – доверяться) и т.п.
18-ый урок:
128. Что значит «طلب اللوذ»?
Просить у Аллаха того, блага чего желаешь.
129. Как мы выводим требуемое из Слов Аллаха: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей»?
В этом аяте приказ прибегать за убежищем к Аллаху, а значит Всевышний доволен этим, а значит это является поклонением. Также в словах «к Господу людей» указание на причину – почему убежища нужно искать у Аллаха? – потому что именно Он Один является Господом людей. Что касается тех, кто кроме Аллаха, то они не обладают этим атрибутом, а значит нет смысла прибегать к ним за прибежищем в тех вопросах, помочь в которых может только Аллах.
130. Дай определение понятию » الاستغاثة» (просьба о помощи в крайней ситуации) в арабском языке и в шариате.
«Истигаса» в арабском языке – это мольба о помощи, а в шариате – это мольба в состоянии тяжести, горя.
131. Шейх привел довод на то, что «просьба о помощи в крайней ситуации » (الاستغاثة) является поклонением и на то, что его нельзя посвящать никому, кроме Аллаха: «Вот вы воззвали к Вашему Господу о помощи, и Он ответил вам». Каким способом из этого аята можно вывести требуемое?
Всевышний похвалил их за это деяние, а значит Он доволен этим, а значит это является поклонением. Также Всевышний указал на то, что это их деяние стало причиной получения ими ответа от Аллаха, что также усиливает то, что Всевышний доволен этим деянием.
132. При соблюдении каких условий становится разрешенным просить помощи не у Аллаха?
Чтобы тот, к кому обращаются за помощью был: 1) живым 2) слышащим 3) присутствующим 4) способным помочь.
133. Дай определение понятию » الذبح» (жертвоприношение) в шариате.
«Жертвоприношение» – это пролитие крови домашних животных с намерением приближения к Аллаху.
134. Когда «жертвоприношение» не Аллаху становится большим многобожием?
Тот, кто режет животное не ради Аллаха, с намерением приблизиться к этому объекту и возвеличить его, тот совершает многобожие.
135. Какая разница между «закланием» (الذبح)и «закалыванием» (النحر)?
«Заклание» (забх)– это зарезывание животного посредством перерезания его двух шейных артерий. А «закалывание» (нахр) – это нанесение удара ножом в шею животного без перерезания шейных артерий.
136. Шейх привел довод на то, что жертвоприношение является поклонением и на то, что его нельзя посвящать никому, кроме Аллаха: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман». Какими способами из этого аята можно вывести требуемое?
1) Слова «Это мне было приказано» – указывает на то, что Всевышний доволен принесением Ему жертвоприношения, а значит это является поклонением.
2) Слова «посвящены Аллаху»вместе с фразой «Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман» указывают на то, что жертвоприношение не должно быть посвящено кому-либо, кроме Аллаха.
3) Слова «у Которого нет сотоварищей» указывают на то, что нельзя придавать сотоварищей Аллаху в принесении жертвы.
137. Является ли принесение жертвы перед правителем (руководителем) при его приезде большим многобожием?
Да, так как эта жертва приносится для проявления возвеличивания этого правителя, а также, стремясь приблизиться к нему. Это становится понятно еще и потому, что после принесения жертвы, мясо этого животного обычно выкидывают и не употребляют в пищу.
138. Является ли принесение жертвы одной стороной при заключении мира перед представителями другой стороны большим многобожием?
Да, по тем же причинам, которые названы при ответе на предыдущий вопрос.
19-ый урок:
139. Является ли жертвоприношение исключительно сердечным поклонением?
Нет, но в этом поклонении участвуют еще и органы тела, как руки и язык (произнесение слов «бисмиЛлях»).
140. Какие виды проявления поклонения появляются в сердце при жертвоприношении?
Возвеличивание, страх, надежда и др.
141. Что значит зарезать животное для гостей, и какие условия при этом должны соблюдаться?
То есть человек режет животное не как религиозный обряд, не имея намерения принесения жертвы, а лишь потому что нуждается в мясе для угощения гостей, или торговли и т.п. это разрешается с условием, что животное должно быть зарезано с Именем Аллаха (с произнесением «бисмиллях»).
142. Какая разница между принесением жертвы не Аллаху и принесением жертвы не Именем Аллаха?
Если человек режет животное не ради Аллаха, то это многобожие в поклонении, а если человек режет животное именем не Аллаха, то это многобожие в господстве.
143. Каково постановление относительно произнесения слов «Бисмиллях» и «Аллаху Акбар» при закалывании животного?
Сказать «бисмиллях» является обязательным при закалывании животного, а произнесение «Аллаху Акбар» желательным.
144. Дай определение понятию » النذر » (обет) в арабском языке.
«Назр» (обет) – в арабском языке несет смысл обязывания себя тем, что в основе необязательно.
145. Обет делится на два вида – какие?
Первый вид – «обет, связанный с условием» (ан-назр аль-мукайяд) – когда человек ставит какое-либо условие, при выполнении которого, он обязуется выполнить какое-либо действие (если Аллах излечит моего ребенка, я даю обет Аллаху продержать уразу целый месяц без перерыва).
Второй вид – «обет, не связанный с условием» (ан-назр аль-мутлак) – когда человек обязуется выполнить определенные действия без предварительных условий (я даю обет Аллаху продержать уразу целый месяц без перерыва).
146. Какого мнения придерживается шейх Салих али-Шейх в вопросе разрешенности или запрещенности давания обета, и какое мнение является правильным в этом вопросе с упоминанием доводов?
Шейх Салих али Шейх считает давание «обета, не связанного с условием» разрешенным (мубах), а давание «обета, связанного с условием» нежелательным (макрух). В этом вопросе есть разногласия среди ученых и, возможно, более правильным является мнение той стороны, которые говорят о запрете (харам) давания обоих видов обета.
Это мнение опирается на следующие доводы:
1) Ибн ‘Умар сказал: «Запретил посланник, да благословит его Аллах и приветствует, Аллаха давать обет и сказал: «Обет не отменяет из предопределения ничего, но обет всего лишь вынуждает жадного делать то, чего бы он не сделал» (Бухари и Муслим).
2) Со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не давайте обет, ведь он не отменяет от предопределения ничего, но всего лишь вынуждает жадного делать то, чего бы он не сделал» (Муслим).
3) Аят: «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали».(9: 75-77). Этот аят является доводом на то, что невыполненное обещание, данное Аллаху, может привести к лицемерию, а, как известно, бросание себя в опасность является запрещенным в шариате, исходя из Слов Аллаха: «И не обрекайте себя на гибель»(2: 195).
147. Каково постановление относительно выполнения обета данного в подчинении Аллаху и в ослушании Аллаха, а также обета, связанного с условием и обета не связанного с условием?
Что касается обета, данного в подчинении Аллаху, то выполнение его обязательно, неважно, является ли обет связанным с условием или нет. А что касается обета в ослушании Аллаху, то его выполнение является запретным (мухаррам), неважно, является ли обет связанным с условием или нет. Человек обязан нарушить такой обет и выполнить действия, искупляющие клятву.
148. Как шейх Салих али-Шейх разъяснил возможность того, что «обет» является поклонением вместе с тем, что давание его порицается. И какое разъяснение является правильным?
Шейх Салих али- Шейх разъяснил возможность этого тем, что нежелательным является лишь «обет связанный с условием», а второй вид обета является похвальным (в смысле разрешенным, не порицаемым), а выполнение обоих видов обета является обязательным. Таким образом, вопрос обета как бы состоит из четырех частей, три из которых являются похвальными, а один нежелательным. Три больше одного, поэтому перевешивает его похвальность, поэтому обет называется поклонением. Однако, более правильным является иное разъяснение ученых. Оно заключается в том, что обет является поклонением, потому что при его давании присутствует элемент возвеличивания того, кому этот обет дается. Именно это возвеличивание делает обет поклонением, вместе с тем, что его давание запрещено. Этот вопрос схож с вопросом клятвы. Клятва является поклонением, так как при произнесении клятвы человек возвеличивает сердцем и словом того, именем кого он клянется, неважно, по какому вопросу он клянется, а также, неважно, клянется ли он правдиво или ложно. Что же касается разъяснения шейха Салиха али-Шейха, то оно показалось мне неправильным, так как речь идет о давании обета, а не о его выполнении. Вопрос в том, что само по себе давание обета является поклонением, неважно, выполнил человек этот обет или нет. А, соответственно, если рассматривать вопрос давания «обета связанного с условием», получится, что его давание – нежелательно (по мнению шейха), а, как известно, нежелательное деяние не может быть поклонением.
20-ый урок:
149. Дай определение «Исламу».
Определение Ислама – это покорность Аллаху на основе единобожия, следование Ему на основе подчинения, и отречение от многобожия и многобожников.