Лекция шейха ‘Абдуль-Мухсина Али ‘Убайкана 1 страница
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему имаму, господину посланников Мухаммаду, его семье, его сподвижникам, и всем тем, кто последовал его путем вплоть до Дня воздаяния!
Одним из важных вопросов, которому следует уделить внимание тем, кто призывает к Всевышнему Аллаху, является изучение вопросов, которые важны для настоящего и будущего положения мусульман. Тема данной лекции особенно важна в наше время, когда увеличилось число разногласий, споров и людей, которые говорят: «Истина со мной».
Нет сомнений в том, что многим известно о том, что группой, впавшей в заблуждение в вопросах обвинения в неверии (такфир), являются хариджиты.
Некоторые люди предполагают, что хариджиты, о которых известил пророк r, это были лишь те люди, которые выступали против ‘Али, и после их поражения вследствие тяжелых боев они бесследно исчезли. Однако это не так, ибо не проходило время, чтобы не появлялась эта группа, которая хоть и не соответствовала полностью убеждениям первых хариджитов, однако в чем-то походила на них.
С дозволения Аллаха именно это и является той темой, которую нам хотелось бы раскрыть.
Вступление
Поистине, Всевышний Аллах послал Своего пророка Мухаммада r с совершенным, легким, обширным и полезным для Его рабов шариатом. После чего посланник Аллаха r укрепил исламское государство в Медине, где шариатские законы заняли свое место, и объединил мусульман вокруг единой основы и единого мазхаба. Между ними не было никаких разногласий, помимо некоторых незначительных вещей, которые существуют с прежних времен. Для разрешения данных проблем было отведено широкое место для иджтихада[36] и независимого суждения, которые осуществлялись обладателями знания. Для каждого муджтахида[37] уготована награда, как сказал пророк r: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно».[38] аль-Бухари 3/268, Муслим 1716.
Вопросы же вероубеждения (‘акида) и методологии (минхадж) являются той областью, где иджтихад неприемлем. Ни во времена посланника Аллаха r, ни во времена Абу Бакра и ‘Умара, да будет доволен ими Аллах, между сподвижниками не было разногласий в этих вопросах. Поистине сподвижники обладали одним вероубеждением и одной методологией.
Позднее произошли некоторые события, которые привели к расколу и разногласиям.
В свое время посланник Аллаха r побуждал свою общину к облегчению религии для людей и удерживал их от ее затруднения, а также приказывал мусульманам быть кроткими. Сообщается, что Джарир ибн ‘Абдуллах сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха r сказал: «Тот, кто лишен доброты, тот лишен всего блага». Этот хадис передали Муслим и Абу Дауд, а в версии Муслима слово «всего» отсутствует.
Абу ад-Дарда также передал следующие слова посланника Аллах r, который сказал: «Тот, кому была дарована его доля доброты, получил свою долю блага. А тот, кого лишили его доли доброты, лишился своей доли блага». Ахмад 6/451, ат-Тирмизи, 2013, аль-Хумайди 393, аль-Байхакъи 10/193. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Также передается от Абу Мусы аль-Аш’ари, что когда посланник Аллаха r посылал своих сподвижников с каким-либо поручением, то наказывал им: «Облегчайте, а не создавайте трудности, несите благие вести, а не внушайте отвращение (к религии)!»Муслим, 1734.
Посланник Аллаха r сказал: «Остерегайтесь излишеств в религии». Излишество – это нарушение границ дозволенного. Именно излишество стало причиной заблуждения хариджитов, и именно по этой причине они сошли с истинного пути. Поэтому посланник Аллаха r сказал о них: «Они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» аль-Бухари 5058 и Муслим 1064. То есть стрела, пущенная в мишень, попадает в нее с одной, а выходит с другой стороны. И пророк r уподобил их стреле, которая вылетела из насквозь пробитой мишени, так как они быстро вошли в Ислам и быстро его покинули.[39]
Посланник Аллаха r говорил: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас погубило излишество в религии!»[40] Ахмад 1/347; ан-Насаи 3057; Ибн Маджах 3029; Ибн Абу Шайба 1397; Ибн Абу ‘Асым 98; Ибн Хузайма 2867 и др. Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, ан-Науауи, Ибн Таймийя и аль-Альбани назвали хадис достоверным.
То есть избегайте излишеств в религии, так как те, которые были до вас, излишествовали и вели аскетичный образ жизни, и они стали совершать то, что Аллах не предписал для них, и поэтому Аллах увеличил Свои требования по отношению к ним.[41] Однако мы не станем подробно рассматривать вопрос излишества, так как это большая тема.
Посланник Аллаха r также сказал: «Поистине, оно (излишество) погубило тех, кто жил до вас, и побудило их проливать кровь и считать запретное дозволенным». Муслим 2578.
Также посланник Аллаха r сказал: «Поистине эта религия крепка. Так углубляйся же в нее постепенно, ибо тот, кто не рассчитает тяжесть своего груза, не уйдет далеко и погубит свое верховое животное». Ахмад 3/199, аль-Байхакъи 4743. Достоверность версии этого хадиса, которую передает Анас, подтвердили имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани. См. «Сахихуль-джами’» 2246.
Посланник Аллаха r приказал придерживаться джама’ата мусульман, и запретил разобщение и раскол.[42] Он сравнил джама’а со стадом овец, а того, кто откололся от него, он уподобил отбившейся от стада овце, ставшей жертвой волка. Пророк r сказал: «Поистине, волк пожирает ту овцу, которая отбилась от стада». Ахмад 5/196; Абу Дауд, 547; ан-Насаи 846; Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, аз-Захаби, ан-Науауи, ас-Суюты и аль-Альбани.
Никто не в состоянии победить единый джама’ат мусульман. Вероятнее всего, что враг победит малочисленную группу, отколовшуюся от джама’ата. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: «‘Умар обратился к нам в местности аль-Джабийа[43] со следующими словами: «О люди! Я обращаюсь к вам с теми же словами, с которыми обратился к нам посланник Аллаха r, сказав: «Я завещаю вам следовать путем моих сподвижников, затем тех, кто последовал за ними, а затем тех, кто последовал за ними. После этого широко распространиться ложь. Даже когда с человека не станут требовать клятвы (за ложь от имени Аллаха), он будет клясться, и когда с него не будут требовать свидетельства (за его лживость), он будет свидетельствовать. И пусть мужчина не остается наедине с (посторонней) женщиной, иначе третьим с ними будет шайтан. Будьте в джама’а и остерегайтесь разобщенности! Поистине, шайтан с одним, а от двоих он отстраняется. И тот, кто желает середину Рая, пусть следует джама’а. А тот, кого радуют его благие дела и огорчают плохие, тот правоверный!» Ахмад 1/18; ат-Тирмизи 2165; Ибн Маджах 2363; Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Пророк r, приказав нам придерживаться джама’ата, также запретил нам разделяться и разногласить, сказав: «Поистине тех, которые были до вас, погубило множество вопросов и разногласие с их пророками». аль-Бухари 7288; Муслим 1337. В другом хадисе посланник Аллаха r сказал: «Поистине эта община разделиться на 73 группы и все они окажутся в Огне, за исключением одной». Ахмад 2/332; ат-Тирмизи 2640; Абу Дауд 4596; Ибн Маджах 3991; ад-Дарими 2514; аль-Баззар 2755; Это известный хадис, который передавался многочисленными путями. Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, аш-Шатыби, ас-Суюты, Ибн Таймийя, Ибн Касир, Ахмад Шакир и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Также посланник Аллаха r приказал нам присягнуть на верность мусульманским правителям, ибо «Каждый, кто умрет, не присягнув правителю, умрет смертью джахилии».[44]Муслим 1815. Некоторые люди, впав в заблуждение, думают, что они не обязаны повиноваться правителю, так как они не шли к нему в индивидуальном порядке, не пожимали ему руку и не присягали ему на верность. Однако это нелепая ошибка. Когда сподвижники давали клятву на верность Абу Бакру, мусульмане все не отправились на встречу с ним индивидуально. Это сделали достойные и влиятельные люди из их среды, и тем самым присяга была узаконена для всех. Таким образом, присяга мусульман, не встретившихся с Абу Бакром, была принята. И это является единогласным мнением мусульман (иджма’), которого они придерживались во все времена и на любой земле. Поэтому не следует утверждать, что присяга принимается только в том случае, когда она совершается индивидуально, в противном же случае оно не является законным. Если обладатели власти получили право на присягу, правление, получили полномочия, и их власть была узаконена, то присяга им имеет силу.[45] Имам Ахмад об этом говорил: «Если кто-либо захватит власть мечом и станет правителем, именуемым амиром-правоверных, то недозволенно не для кого, кто верит в Аллаха и в Судный день, проводить ночь, не считая его правителем, будь он праведный или нечестивый!»
То есть, недозволенно человеку проводить даже одну ночь, не признав его правления. А тот, кто поступает таким образом, может погубить себя, умерев смертью времен невежества. Прибегаем к защите Аллаха от подобного зла!
Наш пророк r приказал нам подчиняться мусульманским правителям, также Великий и Всевышний Аллах ясно разъяснил нам это же, сказав: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием среди вас»(ан-Ниса 4: 59).
Всевышний Аллах приказал нам подчиняться сначала Ему Самому, затем Его посланнику r, а после – обладателям власти в дозволенных делах. Поэтому, если они станут приказывать то, что не приводит к непокорности Аллаху, тогда мусульманин обязан подчиняться им. Никому недозволенно говорить: «Я буду подчиняться им лишь в тех делах, в которых есть покорность Аллаху». Потому что посланник Аллаха r запретил подчиняться правителям лишь в том случае, если в их приказах существует ослушание Аллаха. Из слов посланника Аллаха r становится ясно, что мусульманин обязан слушать и подчиниться правителю, если тот приказывает ему что-либо, и в этом приказе нет ничего, что противоречило бы законам Аллаха. Это ясно просматривается в тех вопросах, которые не противоречат законам Аллаха.[46] В пример можно привести правила дорожного движения и тому подобные законы. Важно то, чтобы эти законы, не противоречили законам Всевышнего Аллаха. Правитель ради всеобщего блага и пользы может обязать людей соблюдать подобные законы и подчинение ему в этом обязательно. Если же люди не станут подчиняться приказам правителя, тогда в обществе увеличится число произвола и тем самым будет нарушена стабильность. Поэтому посланник Аллаха r сказал: «Повинующийся мне повинуется Аллаху, а тот, кто ослушается меня, ослушается Аллаха. Тот, кто станет повиноваться правителю, проявит повиновение мне, а тот, кто ослушается правителя, ослушается меня». аль-Бухари 2957; Муслим 1835.
Существует множество доводов относительно этого вопроса. Я уже раскрыл эту тему подробнее в своем труде «Права правителей и повинующихся».
Также посланник Аллаха r приказал воевать против тех людей, которые желают внести раскол в единство мусульман, нарушить стабильность и создать анархию. Посланник Аллаха r сказал: «Если вам придется давать присягу двум халифам, то убейте одного из них!»Муслим 1853. В другом хадисе говорится: «Если в то время, когда вы будете объединены вокруг одного правителя, появится кто-то, кто попытается внести раздор между вами и расколоть ваше единство, то убейте его».[47] Муслим 1852.
Запрещается поддерживать претендента на власть, даже если он лучше, чем уже существующий правитель. Потому что, если дела мусульман были приведены в порядок одним человеком, после чего была дана возможность другому сместить раннего правителя, то это непременно приведет к хаосу и пролитию невинной крови среди людей. Таким образом, он нанесет урон единству мусульман, прольет много крови, унизит достоинство людей и распространит большую смуту. Одно из утвердившихся шариатских правил гласит: «Меньшему вреду отдается предпочтение перед тем, в чем еще больше вреда!»[48]
Появление хариджитов
Хариджиты появились в то время, когда между мусульманами существовал раскол,[49] о чем сообщил посланник Аллаха r: «Их признаком будет появление среди них темного мужчины, одна рука которого подобна женской груди или повисшему куску мяса. Они появятся в то время, когда между мусульманами будет раскол». аль-Бухари 3610; Муслим 1064.
В сообщении от Зайда ибн Уахба аль-Джухани[50] говорится, что он находился в войске ‘Али, когда тот отправился в поход против хариджитов. ‘Али говорил: «О люди! Я слышал, как посланник Аллаха r сказал: «В моей общине появятся люди читающие Коран, и ваше чтение по сравнению с их чтением, и ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут ничтожны. Они будут читать Коран, считая, что он на их стороне, однако Коран будет против них. Их молитвы не пройдут ниже их ключиц, и они выйдут из религии подобно тому,как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» И если бы войско, которое встретится с ними (на поле боя) знало, что им было гарантировано словами пророка r, то они непременно оставили бы другие праведные деяния. Их признак – это появление среди них мужчины, у которого есть предплечье, но отсутствует локоть, верхняя часть которого подобна соску женской груди, и оно покрыто белыми волосами. Отправляясь к Муавийи и жителям Шама, вы оставляете их (хариджитов) позади, вместе со своими детьми и имуществом! Клянусь Аллахом, они (хариджиты) пролили запретную кровь и посягнули на скот людей! Поэтому действуйте (воюйте против них) с именем Аллаха!»
Саляма ибн Кухайль сказал: «Зайд ибн Уахб однажды сказал мне: «В тот самый день (когда мы выступили против хариджитов) дойдя до моста (который находился там) во главе их был Абдуллах ибн Уахб ар-Расиби.[51] ‘Абдуллах ибн Уахб сказал им: «Метните ваши копья и обнажите свои мечи, ибо я думаю, что они атакуют вас, подобно тому, как они сделали это в день Харуры». Они немного отступили и со стороны метнули свои копья в противоположную от них сторону, а затем обнажили свои мечи. Люди, находящиеся в войске ‘Али двинулись на них с выставленными копьями и вонзили их в них, а затем стали убивать их одного за другим. В тот день из войска ‘Али погибли только двое. ‘Али сказал: «Ищите среди них калеку». Они искали, но не нашли. Тогда ‘Али поднялся с места и подошел к тому месту, где было множество трупов, и сказал: «Поднимайте их одного за другим». Наконец они нашли его под трупами других людей. И тогда ‘Али воскликнув: «Аллах Велик!», сказал: «Правдив был Аллах и Его посланник r». Затем ‘Убайда ас-Сальмани[52] подойдя к нему, сказал: «О амир правоверных! Заклинаю тебя Тем, кроме Которого нет иного божества достойного поклонения, ты слышал об этом от посланника Аллаха r?» Он ответил: «Да, клянусь Тем, кроме Которого нет иного божества достойного поклонения, я слышал эти слова от самого Посланника Аллаха r». Убайда попросил ‘Али поклясться трижды, и он сделал это». Муслим 1066.
Также передается от Абу Са’ида, который рассказывал, что посланник Аллаха r упомянул о группе людей, которые появятся в его общине, в то время, когда между мусульманами будут разногласия, и их будут именовать «бритоголовые».Он r говорил: «Они являются самыми худшими из созданий, и одна из двух групп, которая будет ближе к истине, вступит с ними в бой». Далее Абу Са’ид сказал: «О жители Ирака, и вы убили их!» Муслим 1065.
Посланник Аллаха r говорил: «Разделится моя община на две группы. И аль-Марикъа (вышедшие) будет между ними. Самая близкая к истине из этих двух групп уничтожит их». Муслим 1065; Ахмад 3/79. Здесь приводится версия Ахмада.
Ибн Касир сказал: «Этот хадис является доказательством пророчества Мухаммада r. Это событие произошло именно так, как об этом рассказал посланник Аллаха r. В отличии от убеждений невежественных и несправедливых шиитов-рафидитов, которые считают жителей Шама неверными (так как они поддерживали Му’ауийу), этот хадис доказывает что, обе стороны, как сторонники Му’ауийи, т.е. жители Шама, так и сторонники ‘Али, т.е. жители Ирака (несмотря на произошедшее между ними) являются мусульманами. Также этот хадис указывает на то, что сторонники ‘Али были ближе к истине, чем сторонники Му’ауии. Это мазхаб ахлю-Сунна уаль-джама’а, что ‘Али был прав. Му’ауия в сражении с ним опирался на свой вывод (иджтихад) и допустил ошибку, но он получит одну награду инша-Аллах. А ‘Али за вынесенное им верное решение будет награжден вдвойне. В сборнике имама аль-Бухари сообщается со слов ‘Амра бин аль-Аса, что посланник Аллаха r сказал: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно»”. См. «аль-Бидая уа ан-нихая» 10/563.
‘Али сражался с хариджитами и после битвы Саффайн в Шаме, когда он вернулся в Куфу. Когда он вошел в Куфу, от его армии откололась одна группа. Упоминается, что их численность составляла 16 или 12 тысяч человек, или меньше этого. Они, отколовшись от армии ‘Али, подняли мятеж против него. Они были недовольны некоторыми действиями ‘Али. По этой причине ‘Али отправил к ним ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, для того, чтобы он внес некоторую ясность в это дело. ‘Абдуллах ибн ‘Аббас дискуссировал с ними на многие темы, и ответил на все их сомнения. Когда они удостоверились в ошибочности своих убеждений, то многие раскаялись и отошли от этого пути, а некоторые слепо продолжали упорствовать.
Упоминается также, что и сам ‘Али отправился на встречу с ними и обсудил с ними те вопросы, которыми они были недовольны, после чего они отошли от своих убеждений и вошли с ним в Куфу.
Затем они, нарушив договор, вновь вернулись к своим прежним убеждениям.[53] Они призывали друг друга на свой путь под лозунгом «побуждения к одобряемому и запрещение порицаемого» (аль-амр биль ма’руф уа-ннахий ‘аниль-мункар). Затем они отправились в местность под названием ан-Нахрауан,[54] и там ‘Али сразился с ними. См. «аль-Бидайа уа ан-нихайа» 10/564.
Из характерных черт этих невежд было то, что они были более усердны в поклонении, чем другие. Посланник Аллаха r поведал, что они будут усердней в молитвах и других видах поклонения, чем самые лучшие люди этой общины, которые имели самые правильные вероубеждения. Он r говорил: «Поистине ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными». Муслим 1064.
Однако, несмотря на их многочисленное поклонение – это им не принесет никакой пользы! Возникает вопрос: почему?! Потому что Аллах принимает деяния только тогда, когда они соответствуют двум условиям:
1. Деяние должно быть совершено искренне ради довольства Аллаха. Это значит, что при совершении деяний должны отсутствовать показуха (рийа) и другие тому подобные факторы.
2. Деяние должно соответствовать Сунне посланника Аллаха r.
Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше[55]»(Худ 11: 7).
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в отношении этого аята сказал: “Это значит: у кого деяния будут искренними и правильными!” Его спросили: “А что значит: искренними и правильными?” Он ответил: “Поистине, если деяния были искренними, но не были правильными, они не примутся, и если деяния были правильными, но не были искренними, они не примутся до тех пор, пока не станут искренними и правильными. Искренним является то, что совершается ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне”. Абу Ну’айм в “аль-Хилия” 8/95.
Искренность является условием для принятия деяний, которые совершаются мусульманином ради довольства Аллаха. Если при совершении деяния ради Аллаха к намерению примешается еще что-либо, то такое деяние не примется. Если кто-либо, совершая поклонение не на основе знания станет совершать это искренне, избегая показухи, и при этом не примет во внимание соответствие деяния Сунне, то такое поклонение у него также не примется, даже если оно будет искренним. Поэтому мусульманин должен стремиться к тому, чтобы его деяния соответствовали шариату, были правильными и искренними ради Всевышнего Аллаха.
Деяния вышеупомянутых хариджитов возможно были искренними. Несмотря на их усердие в поклонении, они все же вышли из религии по причине их излишества, невежества и обвинения мусульман в неверии!
Доказательством их невежества являются события, произошедшие во времена ‘Али бин Абу Талиба. ‘Али призвал их сражаться против врагов и проявлять терпение. Когда ‘Али решил атаковать жителей Шама, ему сказали, что хариджиты распространяют смуту, проливают кровь, чинят разбой и покушаются на честь людей. Среди их невинных жертв были сподвижник посланника Аллаха r ‘Абдуллах ибн Хаббаб, которого хариджиты взяли в плен вместе с его беременной женой.
Хариджиты спросили его: “Кто ты?” Он ответил: “Я сподвижник посланника Аллаха r ‘Абдуллах ибн Хаббаб, и вы наводите на меня страх[56]”. Они сказали ему: “Не переживай. Расскажи нам то, что ты слышал от своего отца”. Он сказал: “Я слышал, как мой отец сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха r говорил: «Наступит время смут, когда сидящий будет лучше стоящего, а стоящий лучше идущего, а идущий лучше бегущего[57]»”. Ахмад 5/110, ‘Абдур-Раззакъ 18578, ат-Табарани 3631. аль-Къушайри, ас-Сан’ани, Ахмад Шакир и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Затем они повели его вместе с собой связанным. По дороге они встретили свинью, которая принадлежала одному зиммийю.[58] Один из них ударил ее мечом и рассек ей кожу. Другой же сказал: “Почему ты сделал это?! Она же принадлежит зиммийю!” Затем он отправился к хозяину свиньи и стал мягко говорить с ним, пока не оставил его довольным. Также, когда один из них взял финик, который упал с дерева, чтобы его съесть, другой сказал ему: “Ты взял это, не спросив разрешения и не заплатив за него!” Тогда он тотчас же вынул его изо рта. Однако, несмотря на все это, они зарезали ‘Абдуллаха ибн Хаббаба, а его жене, несмотря на ее слова: “Я беременная женщина, неужели вы не устрашитесь Всемогущего Аллаха?”, они отрубили голову и, вспоров живот, выбросили ребенка”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 10/583.
Обратите внимание! Они щепетильны в менее важных делах, но в таком великом деле, как пролитие крови мусульман они беспечны! Они решили проблему с хозяином свиньи и оставили его довольным, тогда как он был неверным! Также они были осторожны и не съели упавший с пальмы финик, однако они не проявили свою богобоязненность в убийстве мусульманина!
Подобных примеров множество и в наши дни. К примеру, они проявляют чрезмерную осторожность в употреблении мяса, поступающего из стран неверных, являющиеся христианскими,[59] однако не опасаются обвинять мусульман в неверии, говоря: «Такой-то неверный, такой-то неверный!» А когда их спрашивают: «Каковы ваши доводы?», они потом начинают искать доказательства.[60] Ради того, что бы обвинить в неверии кого-либо из правителей или других людей, они пытаются растолковать некоторые шариатские доводы так, как это соответствует их страстям. Потому что их планы не воплотятся в жизнь, и они не смогут говорить об обязательности выступлений против правителя (хурудж), если не обвинят его в неверии.
Ведь людям известно, что недозволенно выступать против правителя мусульман, пока он не станет неверным. Поэтому все начинается с обвинений в неверии в адрес правителя, а затем пытаются убедить людей в том, что их правитель вышел из Ислама. А когда люди согласятся с этим, они направляют их внимание на восстание против него.
В настоящее время эта беда поразила множество мусульман. Вопрос такфира является сложным вопросом, а не легким. Поэтому нельзя называть неверными людей, кроме тех, кого назвали неверными Аллах и Его посланник r и тех, в чьем неверии мусульмане единогласны.[61]
‘Али рассказывал: «Однажды посланник Аллаха r послал аз-Зубайра, аль-Микдад бин аль-Асуада и меня для совершения одного дела и сказал: «Отправляйтесь к саду Хах,[62] там будет женщина, а у нее письмо. Заберите у нее это письмо». Мы нагоняли своих лошадей, пока не достигли сада. Там мы увидели женщину и сказали: «Отдай нам письмо!» Она ответила: «У меня нет письма!». Мы сказали: «Либо ты отдашь нам его, либо мы сорвем с тебя одежду!» После этого, она достала письмо из своей косы, и мы вернулись с ним к посланнику Аллаха r. В письме Хатыб ибн Абу Бальта’а написал некоторым мекканским язычникам о делах посланника Аллаха r.[63] Посланник Аллаха r сказал: «Что это, о Хатыб?»[64] Он ответил: «О Посланник Аллаха, не спеши делать выводы относительно меня! Я из пришлых людей в племя курайшитов и не являлся одним из них. У мухаджиров в Мекке есть кровная родня, которая защитит их имущество и семьи. А я по причине отсутствия кровного родства с ними, хотел найти союзника среди них, который бы защитил мою семью. Я не сделал это из-за своего неверия, отказа от религии или предрасположенности к неверию!» Посланник Аллаха r сказал: «Он сказал вам правду!» В это время ‘Умар сказал: «О Посланник Аллаха! Разреши мне отрубить голову этому лицемеру!» Пророк r ответил: «Он участвовал в битве при Бадре. А разве ты не знаешь, что Аллах сказал об участниках Бадра:“Делайте что пожелаете, ибы вы прощены!”»аль-Бухари 3983; Муслим 2494.
Нет сомнений в том, что помощь неверным против верующих является неверием, и Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником»(аль-Мумтахина 60: 1).
Как видно, внешне действие Хатыба походило на неверие (куфр). Однако на вопрос посланника Аллаха r: «Что это о Хатыб?», он ответил тем, что хотел найти среди курайшитов защитника для своей семьи и имущества и что сделал это не по причине сомнений в религии.
Внешне действие Хатыба является неверием, однако его внутренне намерение не подтверждало его внешнее деяние. И по этой причине было недозволенно обвинять его в неверии и выводить его из Ислама.[65]
К этому также относится хадис: «Жил человек, который совершал грехи. Когда к нему приблизилась смерть, он сказал своим сыновьям: «Когда я умру, сожгите меня и в ветреный день развейте мой пепел. Клянусь Аллахом, если у Него хватит мощи воскресить меня, то Он накажет меня так, как не наказывал никого другого». Они сделали, как просил их отец. Затем Аллах приказал земле: «Собери все то, что относится к нему!» Таким образом, земля выполнила приказ, и он увидел себя стоящим. В это время Всевышний Аллах сказал ему: «Что заставило тебя сделать это?» Он ответил: «Страх перед Тобой, о мой Господь!» И Аллах простил его». аль-Бухари, 3481; Муслим, 2756.
То есть этот человек совершил подобное деяние из-за страха перед Аллахом.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Этот человек сомневался в могуществе Всевышнего Аллаха и в том, что Он воскресит его, после того как будет развеян его прах. Согласно его убеждению, это казалось ему невозможным. А подобное убеждение согласно единогласному мнению мусульман является неверием (куфр). Однако этот человек был невежественен и не знал этого. Но в тоже время он был верующим, который страшился наказания Аллаха. И именно по этой причине Аллах простил его». См. «Маджму’уль-фатауа» 3/231.
Вопрос обвинения в неверии не является настолько незначительным и легким, чтобы обвинять какого-либо мусульманина в неверии, не имея веских доводов. Даже если найдутся веские доводы, то обвинение должно исходить от обладателей знания.[66]
Хафиз Ибн Касир сказал о хариджитах: «Я говорю: Это самые странные люди из сынов Адама. Свят Аллах, Который сделал разными Свои творения и записал все в великом предопределении. Что может быть лучше, чем слова некоторых праведных предшественников (саляфов) о хариджитах, которые говорили, что под словами Всевышнего: «Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо!”»(Аль-Кахф 18: 103-105) имеются в виду хариджиты. Суть в том, что эти невежды пребывают в глубоком заблуждении. Они несчастны в своих словах и делах. Они решили отделиться от основной массы мусульман. После того, как они собрались и укрепились в Мадаине, они созывали своих братьев и единомышленников, чтобы собраться вместе. Зайд ибн Хусайн ат-Таи сказал им: «Вы не сможете войти в Мадаин группами, так как там имеется сильное войско, которое помешает вам. Вы скажите вашим людям, чтобы они собрались на мосту, который пролегает через реку Джух. Выходите из Куфы по одному, а не группами, чтобы ничего не заподозрили». Они написали общее письмо своим единомышленникам из Басры и других мест, в котором указали место сбора и призвали к объединению. После этого известия они, дабы не сталкиваться с препятствиями, стали по одному выходить из города. Они покинули свои дома так, что об этом не узнали их родители, братья, дяди и тети. По их мнению, их невежественные действия, которые были совершены не на основе знания, а на основе их небольшого разума, приведут к довольству Аллаха. Однако, они не знали, что эти действия являются большим грехом, ведущим в адский Огонь, и были приукрашены для них Иблисом, который был отдален от Милости Аллаха и изгнан из небес за свою вражду, которую он испытывал к Адаму и его потомкам!» См. «Аль-бидайа уа ан-нихайа» 7/228.