Претензия по поводу толкования аята. Некоторые люди утверждают, что в 23-ем аяте суры «Совет» ничего не сказано о любви к ближним Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род)
Некоторые люди утверждают, что в 23-ем аяте суры «Совет» ничего не сказано о любви к ближним Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род). Они говорят, что под словом «ближние»[331]подразумеваются благие деяния, которые приближают человека к Аллаху. Поэтому в этом аяте говорится о любви к этим деяниям.
Ответ: Подобное толкование противоречит внешнему смыслу аята. Так как в деяниях, приближающих человека к Аллаху, таких как ритуальная молитва, пост, милостыня и так далее, важно не просто любовь к ним, а их совершение. С другой стороны, слово «аль-курба» встречается в Коране более десяти раз, и во всех случаях используется в значении «ближние, близкие родственники», и ни разу в значении благих деяний, которые приближают к Аллаху. На каком основании утверждается, что это слово используется в данном аяте в том значении, которое ни разу не упоминается в Коране? Помимо этого многочисленные хадисы в исламской литературе указывают, что в данном аяте речь идет о любви к Фатиме, Али, Хасану, Хусейну и остальным безгрешным имамам из пророческого рода (да будет мир с ними).
Имамат в сунне
24. Хадис «Гадир хум»
Одним из важнейших доказательств руководства Имама Али и остальных безгрешных имамов (да будет мир с ними) после смерти Посланника Аллаха является проповедь, которая была произнесена Мухаммадом (да благословит Аллах его и его род) в 10-ом году лунной хиджры в местечке Гадир Хум. По завершению обрядов хаджа и после того, как мусульмане покинули Мекку, Посланник Аллаха произнес проповедь перед мусульманами, численность которых по разным оценкам достигала нескольких десятков тысяч человек. В соответствии с имеющимися хадисами, в тот день по повелению Всевышнего Аллаха Имам Али был официально назначен на пост руководителя исламской общины. Хадисы, повествующие о проповеди Пророка Ислама в Гадир Хуме, являются одними из самых многочисленных хадисов и упоминаются в трудах ученых обоих исламских направлений. Али Асгар Ризвани, современный шиитский исследователь, приводит адреса более чем 350-ти суннитских книг, в которых упоминается данное событие. Из всех подобных хадисов выберем один, который упоминает в одной из своих книг известный суннитский историк Табари. В связи с этим он написал отдельный труд под названием «Аль-вилайа фи туруки ахадис аль-гадир».
Итак, он приводит от Зейда ибн Аркама следующее:
«После окончания обрядов хаджа Посланник Аллаха остановился в местности под названием Гадир Хум. Время было полуденное, и стояла сильная жара. Он дал приказ очистить местность, затем повелел совершить молитву. После этого Посланник Аллаха обратился к нам с проповедью, в которой сказал: «Всевышний Аллах ниспослал мне этот аят:«О Посланник! Передай то, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей».[332] Джибрииль принес мне указание от Аллаха сказать всем, что Али ибн Аби Талиб мой брат, мой наместник и заместитель, и ваш предводитель после меня. Я попросил Джибрииля освободить меня от этого, ибо знал, что богобоязненных мало, а тех, кто недоволен тем, что Али всегда рядом со мной, много. Если я захочу, то могу назвать их имена и показать их вам, но по своей милости я не снял с них покрывало и не показал вам их подлинное лицо. Но Аллах не будет доволен, пока я не скажу вам того, что было низведено мне об Али. Знайте же люди! Аллах сделал его для вас имамом и предводителем, повиновение ему сделал обязательным для вас. Значит, его приказ обязателен для исполнения. Всякий, кто противостоит ему, является проклятым. Слушайте люди и повинуйтесь! Аллах ваш покровитель, Али ваш имам и предводитель. После него до судного дня имамы и руководители из его потомства. Знайте, нет ничего дозволенного. кроме того, что дозволил Аллах и Его Пророк, и нет ничего запретного, кроме того, что запретил Аллах и Его Пророк. Нет никаких знаний, которые бы Аллах не даровал ему (Али) посредством меня. Так не отходите от него и не оставляйте его! Он тот, кто наставит вас на истину, и он делает все посредством истины. Аллах не признает и не принимает ничего от того человека, который отвернется от Али. Аллах отправит такого человека в огонь! Наказание мучительное и вечное. Он (Али) лучший человек после меня, до тех пор, пока ниспосылаются блага от Аллаха и существуют Его творения. Всякий, кто будет противостоять ему, проклятый! Знайте, эти слова я привожу от Джибрииля, а он от Аллаха. Так пусть каждый из вас посмотрит, что он уготовил себе на будущее. Учтите ясные указания Священного Корана, и не следуйте иносказательным аятам, ибо никто не сможет разъяснить вам их значения, кроме того человека, чью руку я сейчас подниму».
Затем Посланник Аллаха поднял руку Али и сказал: «Для каждого, кому я являюсь повелителем, Али является его повелителем. Этот приказ об Али был ниспослан мне Аллахом. Знайте же, я передал вам повеление Аллаха, сказал об этом каждому из вас. Никому не дозволено быть предводителем, кроме него». Потом Посланник Аллаха снова поднял руку Али, чтобы всем было видно, и сказал: «О люди, для всякого, кто поверил в меня и последовал за мной, это Али – мой брат, мой заместитель, наследник моих знаний и мой наместник среди вас».
В других хадисах говорится, что Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказал в тот день: «О люди, свидетельствуете ли вы о единстве Господа и что я Его раб и посланник? Что рай и ад истина, что Аллах воскресит мертвых и все это истина?» Люди ответили: «Да, мы свидетельствуем, что все это истина». Пророк сказал: «Господи, будь свидетелем». Затем он продолжил: «Я буду ждать вас возле райского источника, испив из которого никто и никогда больше не испытает жажды. О люди, будьте внимательны к двум драгоценностям, которые я оставляю после себя. Одна из них – Книга Аллаха. Держитесь крепко за Книгу Аллаха и не выпускайте ее из рук. Другая драгоценность – мое семейство (ахль аль-бейт). Всевышний Аллах известил меня о том, что эти две драгоценности никогда не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне возле райского источника. Не опережайте их и не отставайте от них, ибо тогда вы погибните». Затем Пророк взял руку Али и поднял ее вверх: «Воистину, Аллах мой повелитель, а я повелитель правоверных, и я для правоверного выше, чем он сам. Для каждого, кому я являюсь повелителем, Али является его повелителем. Господи! Будь другом тому, кто будет другом Али, и будь врагом тому, кто будет врагом Али. Люби того, кто любит Али, и ненавидь того, кто ненавидит Али. Помоги тому, кто поможет Али, и оставь без помощи того, кто оставит без помощи Али».
Не успел Пророк закончить проповедь, как ему был ниспослан следующий аят: «Сегодня отчаялись в вашей религии те, которые не уверовали. Но вы не бойтесь их, а бойтесь меня. Сегодня я довел до совершенства религию для вас, завершил вам свою милость, и удовлетворился Исламом как религией».[333]Пророк произнес: «Велик Аллах! Он завершил ниспослание религии и сполна явил свою милость. Господь доволен моей пророческой миссией и руководством Али после меня».
Этот хадис в подобном виде или несколько иначе приводят Ахмад ибн Ханбал в «Муснад», Бухари в «Тарих Кабир», Насаи в «Хасаис», Суюти в «Тарих аль-хуляфа», Хайсами в «Маджма аз-заваид» и множество других суннитских ученых. Тирмизи после упоминания хадиса «Для каждого, кому я являюсь повелителем, Али является его повелителем» пишет: «Этот хадис хороший и достоверный».[334]
Хаким Нишабури после того как включил этот хадис в свой сборник, пишет, что он отвечает условиям и требованиям двух шейхов – Бухари и Муслима.[335]
Аскалани в комментариях к «Сахих» Бухари пишет: «Этот хадис передали Тирмизи и Насаи. Путей, по которым дошел этот хадис, очень много. Цепочки его передатчиков достоверные и хорошие».[336]
Алуси в своем толковании Корана пишет: «Доказано, что Пророк в Гадир Хуме сказал: «Для каждого, кому я являюсь повелителем, Али является его повелителем».[337]
Некоторые суннитские ученые, такие как Ахмад ибн Ханбал в «Муснад», Табари в «Джами аль-баян», Фахр Рази в «Мафатих аль-гейб» и другие, упомянули о поздравлении сподвижников в адрес Али в связи с его назначением на пост руководителя мусульман: «После проповеди Пророк повелел мусульманам поздравить Али. Его поздравили и мужчины и женщины, среди них были Абу Бакр и Умар. Умар сказал: «Поздравляю тебя, сын Абу Талиба. Ты стал моим повелителем, а также повелителем каждого верующего и каждой верующей».
Итак, из данной проповеди видно, что Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) заботило будущее исламской общины, он постоянно думал о том, кто будет руководить мусульманами после его ухода в мир иной. И по приказу Всевышнего Аллаха руководителями мусульман были назначены двенадцать безгрешных имамов из пророческого рода, первым из которых является Али ибн Аби Талиб.