Эти два типа, самые счастливые люди по отношению к тому, что послал Всевышний Аллах своего посланника, да благословит его Аллаха и приветствует, они те, кто приняли и подняли ее голову.

Третья же категория — несчастнейшие творения, которые не приняли руководства Всевышнего, не подняли им головы. У них нет ни памяти, ни понимания, они не способны ни передать, ни понять или же сохранить.

То есть первая категория — это люди способные на передачу, сохранение и понимание.

Вторая — это те, чье внимание направленно на передачу и сохранение, естественно у них есть способности на понимание, однако способности на передачу лучше.

Третья категория — это несчастливцы, они не могут принять и передать, понять и сохранить. «Они как скоты и даже больше дальше скотов сбились с пути».

Именно они усложняют жизнь во всем мире, повышают цены. Их единственная забота набить желудок и удовлетворить свою похоть. Люди из этой же категории, чей уровень развития повыше, могут интересоваться своей одеждой и украшениями, интерес других, сознательность которых повыше, направлен на обустройство своего дома, сада и средства передвижения. Чьи помыслы более утонченны, занимаются удовлетворением жажды власти и защитой своей собачьей натуры. Поверх них стоит поборник своей хищнической души. Ангельская душа не входит в эту категорию.

Душа бывает — шакалья, хищническая и ангельская.

Шакалью натуру можно успокоить костями, падалью и экскрементами.

Хищническая же душа не довольствуется этим, она требует подчинения ей других душ, желает достичь возвысится над ними власти любыми правдами и неправдами.

Ангельская же душа выше всего этого. Она устремлена к Всевышнему, ее цель — знание, вера, любовь к Аллаху, постоянное обращение к Нему, спокойствие и опора на Него, предпочтение Его любви и довольства перед всем иным. Она использует этот бренный мир для соединения с ее Творцом, Господом и Покровителем, а не для чего - то другого.

См. Вабиль

ВАЖНОСТЬ И СЕРЪЕЗНОСТЬ ФЕТВ

‘Абду-р-Рахман ибн Абу Лейля сказал: «Я застал 120 ансаров из числа сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Кто-то задавал вопрос и они отправляли его [за ответом] друг к другу до тех пор, пока он не возвращался к первому. Каждый из них желал, чтобы брат его избавил его от необходимости давать фетву».

Ибн Мас‘уд сказал: «Кто даёт людям фетву по каждому вопросу, который они задают ему, тот сумасшедший». От Ибн ‘Аббаса передаётся нечто подобное.

Хусайн аль-Асади сказал: «Поистине, один из вас даёт фетву по такому вопросу, что, если бы его задали ‘Умару ибн аль-Хаттабу, он собрал бы для его решения участников битвы при Бадре».

От аль-Хасана аль-Басри и аш-Ша‘би передаются подобные высказывания.

Аль-Хаким передаёт сообщение с иснадом до Мухаммада ибн ‘Аджляна такое сообщение: «Если учёный не говорит: “Я не знаю”, он подвергает себя смертельной опасности».

Нечто подобное передаётся от Ибн ‘Аббаса.

Абу ‘Умар рассказывает об аль-Касиме ибн Мухаммаде, что к нему пришёл один человек и спросил его о чём-то и он сказал: «Я не знаю». Тот же стал говорить: «Поистине, меня отправили к тебе и никого другого я не знаю». Аль-Касим сказал: «Не смотри на длину бороды моей и множество людей вокруг меня. Клянусь Аллахом, я не разбираюсь в этом». Тогда один пожилой курайшит, сидевший рядом с ним, сказал: «О сын брата моего, ответь, ибо, клянусь Аллахом, я не видел на собрании отца твоего подобного дня». Аль-Касим сказал: «Чтобы мне отрезали язык желаннее для меня, чем говорить о том, чего я не знаю».

Абу ‘Умар передаёт от Ибн ‘Уяйны и Сахнуна: «Легче всего дают фетву те люди, у которых меньше всего знаний».

Малик ибн Анас сказал: «Прежде чем отвечать на вопрос, следует напомнить душе своей, что она попадёт либо в Рай, либо в Ад, и о том, как ей спастись в мире вечном».

Ему задали вопрос и он сказал: «Я не знаю». Ему сказали: «Это же не очень важный и лёгкий вопрос». Тогда он разгневался и сказал: «В знании нет ничего маловажного. Разве не слышали вы слова Всевышнего: “Мы непременно ниспошлём тебе весомые слова” (73:5)? Всё знание весомое и особенно то, о чём люди будут спрошены в Судный день».

И он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) затруднялись отвечать на некоторые вопросы, и человек из их числа не отвечал, пока не спрашивал мнение товарища, и это несмотря на благоразумие, которое им было даровано, содействие Всевышнего и чистоту. А что говорить о нас, чьи сердца покрыты грехами?»

‘Абду-р-Рахман ибн Махди сказал: «Один человек пришёл к Малику и в течении нескольких дней спрашивал его о чём-то, но тот не отвечал ему. И вот он сказал: “О Абу ‘Абду-р-Рахман, поистине, я собираюсь отправиться в путь, ибо я уже долго наведывался к тебе”. Он надолго опустил голову, а потом поднял её и сказал: “Как пожелал Аллах, о такой-то. Поистине я говорил о том, благодаря чему надеюсь обрести благо [в мире вечном]. И поистине, я не разбираюсь в этом твоём вопросе”».

Аш-Шафи‘и как-то задали вопрос и он промолчал. Ему сказали: «Почему бы тебе не ответить, да помилует тебя Аллах?» Он ответил: «Я стараюсь понять, что лучше: промолчать или ответить».

Са‘ид ибн аль-Мусайяб, давая фетву или говоря что-нибудь, почти всегда говорил: «О Аллах, убереги меня и убереги от меня!»

Наши рекомендации