Поспешность в извлечении суждений из текстов
Теперь мы обратим внимание на проблему поспешности при извлечении суждений из текстов. Примеры, которые мы приведем ниже, относятся к вопросам, вызывающим разногласия между учеными. Наше намерение здесь состоит не в том, чтобы поддержать некую правовую позицию, но в том, чтобы проиллюстрировать важность последовательности, методичности и неторопливости, когда имеешь дело со священными текстами.
Первый пример:
Есть много хадисов, в которых сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Нет молитвы у того, кто не совершил омовение, и нет омовения у того, кто не призвал имя Аллаха, совершая его".[8] Многие ученые заверили достоверность этого хадиса. Отдельные ученые поняли из него, что омовение имеет силу только в том случае, если перед ним было упомянуто имя Аллаха. Это было мнение Исхака ибн Рахавайх, одно из двух мнений Ахмада, и взгляд многих ученых хадиса.
Здесь я не намереваюсь обсуждать достоинства или недостатки этого мнения, но хотел бы указать на другое мнение, и доказательства, поддерживающие его.
Большинство ученых, включая Абу Ханифу, Малика и Аш-Шафи'и, считали упоминание имени Аллаха перед совершением омовения — желательным актом сунны, и не рассматривали его как обязанность. Это также одно из мнений, переданных от Ахмада, и взгляд многих более поздних ученых, включая Ибн Таймийа, а также мнение современных правоведов.
Должны ли мы предположить, что все эти выдающиеся ученые взяли хадис, упомянутый выше, и просто проигнорировали его, подобно тому, как сегодня в этом их обвиняют отдельные, излишне ретивые, ученики?
В действительности, несколько классических ученых не считали этот хадис достоверным. Однако, большинство из них считали его достоверным, но имели свое понимание слов "нет омовения у того, кто не призвал имя Аллаха, совершая его". Они не брали этот хадис, как подразумевающий, что омовение без упоминания имени Аллаха — недействительно, но просто, что такое омовение не выполнено наилучшим образом. Существует большое количество доказательств, поддерживающих их интерпретацию.
Прежде всего, есть хадис с хорошей цепью передачи в Сунане Абу Дауда, в котором сообщается, что к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел человек и спросил его о том, как совершать омовение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) попросил воды и показал ему ритуал омовения. Он вымыл три раза руки, один раз омыл лицо, протер голову, провел влажными пальцами вокруг ушей, и омыл три раза ноги. Затем он сказал: "Так должно совершаться омовение. Тот, кто добавит что-нибудь к этому или оставит что-нибудь из этого — сделает неправильно".[9]
Человек, задавший вопрос, был пустынным арабом, который понятия не имел о том, как совершается омовение. Следовательно, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не учил его призывать имя Аллаха, мы можем с уверенностью полагать, что делать это не является обязательным.
Вторая часть доказательства проистекает из факта, что, по крайней мере, двадцать два сподвижника описывали совершение Пророком (мир ему и благословение Аллаха) омовения и ни один из них не упоминал, что он призывал имя Аллаха.
Другой аргумент, выдвигаемый учеными, состоит в том, что полное ритуальное омовение может быть сделано вместо частичного, и нигде не упоминается, что перед совершением полного омовения должно призываться имя Аллаха. Ученые полагают, что упоминание имени Аллаха перед совершением полного омовения — желательно, в силу того факта, что частичное омовение совершается как часть полного.
Четвертая часть доказательства состоит в том, что упоминание имени Аллаха не приводится в аяте Корана, который разъясняет нам порядок совершения омовения. Аллах говорит: "O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток". (Аль-Ма'ида: 6)
Эти аргументы показывают нам, что это мнение большинства ученых не основывается на том, что они игнорируют указанный хадис, как сегодня предполагают отдельные опрометчивые ученики. В действительности оно основывается на достоверных правовых принципах, а также на более глубоком понимании смысла текста, которое заключается в учете других текстовых свидетельств.
Второй пример
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда кто-то из вас пробуждается ото сна, он не должен опускать свои руки в сосуд с водой, пока не вымоет их три раза, ибо он не знает: чего его руки могли касаться во время сна".[10]
Некоторые ученые прошлого понимали из этого хадиса, что омовение рук после сна прежде чем опустить их в сосуд с водой, — обязательно, и что поступать иначе — запрещено. Это было одно из мнений Ахмада по этому вопросу. Некоторые современные ученые также придерживаются этого взгляда.
С другой стороны, согласно мнению большинства ученых, включая Абу Ханифу, Малика, Аш-Шафи'и и Ахмада в другом его мнении, вышеуказанное считается желательным. Должны ли мы предполагать, что эти выдающиеся ученые попросту отбросили этот хадис, или что они совершенно не беспокоятся об исполнении повелений Пророка (мир ему и благословение Аллаха)? Сегодня отдельные юные ученики говорят о них такие вещи.
Эти ученые — далеки, насколько это вообще можно представить, от подобного рода обвинений. Просто они принимали во внимание множество факторов, показывающих, что повеление, данное в хадисе, предусматривает желательность, а не обязательство. Давайте рассмотрим следующее:
Прежде всего, имеется причина повеления, данного Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: "...ибо он не знает: чего его руки могли касаться во время сна". Правило исламского закона в отношении осквернения состоит в том, что, если вы не уверены: имело ли место осквернение на чем-то, то вы не обязаны мыть это. Подозрение не является достаточным, чтобы сделать омовение обязательным. Следовательно, омовение человеком своих рук после пробуждения ото сна, не может быть обязательным по той причине, которая указана Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Это подводит нас к тому, чтобы считать, что данное повеление является поощрением желательного действия.
Другой довод, указывающий на то, что в данном случае мы имеем дело не с обязанностью, состоит в том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что мы должны вымыть наши руки три раза. Согласно исламского закона, если осквернение удаляется после одного омовения, то одного омовения достаточно.
Третий показательный фактор — в том, что есть другой достоверный хадис: "Когда один из вас пробуждается ото сна, он должен ополоснуть нос водой три раза, ибо шайтан проводит ночь в его ноздрях".[11] В этом случае, среди ученых, кроме Ибн Хазма, достигнуто единодушное согласие о том, что споласкивание носа не является обязательным.
Все эти факторы подтверждают мнение о том, что хадис поощряет мыть руки после пробуждения ото сна, но не обязывает к этому.
Здесь я хотел бы повториться, что говорю все это не для того, чтобы поддержать одно мнение против другого. Вы — свободны согласиться с этим мнением или не соглашаться с ним. Кто-то мог бы сказать, что надо обязательно упоминать имя Аллаха перед совершением омовения или считать, что необходимо обязательно омывать руки после пробуждения. В этом нет ничего неправильного. Я поднимал эти вопросы с единственной целью, которая состоит в том, чтобы показать, что обращение к текстам требует понимания и знания того, что надо учитывать многочисленные части доказательства и различные факторы. Я также желал подчеркнуть необходимость обращения к работам людей знания при исследовании любой проблемы. Это позволяет ученику выбрать мнение, которое убеждает его на основе его знания и искренности, а не просто на поверхностном прочтении одиночного текста. Тогда, независимо от той позиции, которую вы выберете в этих вопросах, это будет приемлемо, потому что вы имеете пример для выбора среди ранних ученых.