Письмо в культуре, феномен письма, типология систем письменности
Письмо возникает тогда, когда возникает потребность передавать что-либо, чтобы заверить какие-то действия.
Примером вещественного письма можно назвать огненное письмо, когда с ним связаны предметы – дощечки, палки(то, что горит).
1) Предметное письмо(узелковое – разные узелки, по кол-ву и различиям, также использовались как счеты.
2) Пиктографическое – при помощи рисунков можно передавать даже сложную инфу на военную тематику или охотничью. Каждый мог понимать это письмо по-своему, поэтому было много путаницы.
3) Логографическое(логос- слово) знаки и изображения – это опред. понятия.(примеры –египетское, шумерское, критское, китайское).На каждое слово – иероглиф.
4) Слоговое письмо(консонантно-звуковое). Гласные не имеют изображенияПримеры- японское, индийское, эфиопское.
5) Фонографическое(вокализировано-звуковое)Каждый звук имеет свою графему. Каждому звуку соответствует своя буква. Примеры- современные европейские, латинский, греческий, русский алфавиты.
Наука, занимающаяся различными системами письма – грамотология.
При помощи письма передавались религиозные и правовые традиции.
4 основные вехи формулы канонов письма :
1) верная правде передача события или формула свидетеля.
2) верная содержанию и смыслу передача вести или формула вестника. (военный, стратегический, экономический характер.
3) Дословно верная или формула переписчика и хранителя традиции.(слово в слово, письмо - сакральное изобр.
4)буквальное исполнение закона или договора или формула договора.
Правовая концепция письма появилась в Вавилоне.
№3 письменность возникает на последнем этапе существования первобытно-общинного строя, когда начинается его разложение. Развитие производительных сил, появление частной собственности на средства производства и прежде всего на землю и рост имущественного неравенства, формирование классов, развитие ремесла, торговли, складывание государственности-все это создавало потребности в письменности. Вопрос о происхождении и начальных моментах развития русской письменности является очень сложным и из-за недостатка источников его до сих пор нельзя считать окончательно решенным. Ряд источников свидетельствует о наличии у восточных славян письменности еще во времена до принятия Русью христианства. На основании сведений, сообщаемых Черноризцем Храбром, можно предположить, что славяне пользовались фигурн6ым письмом. Что «черты и резы» были знаками именно фигурного письма, подтверждается тем, что Черноризец Храбр противопоставляет их «книгам» или буквам. Затрудняясь применить знаки фигурного письма к выражению понятий христианства, славяне и вынуждены были, по словам Черноризца Храбра, пользоваться знаками, заимствованными у «латинян» и греков. Но это не значит, что у славян до принятия христианства не было самостоятельного фонетического письма. Очевидно, восточные славяне еще до принятия христианства пользовались какими-то значками письменности для обозначения звуков, а не только теми «чертами и резами». Дошедшие до нас тексты договоров русских князей с Византией 5 века являются ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства. Договоры составлялись в двух экземплярах, причем на одном из них писались имена русских послов, на другом - греческих. Ряд предметов, найденных археологами, сохранили какие-то знаки письменности. Суммируя весь материал, можно говорить о раннем возникновении письменности у восточных славян. Надо предполагать, что у разных племен, в разных районах, могли быть свои формы письма, свои знаки письменности. Своими корнями эта письменность уходит далеко вглубь веков. Предполагают даже, что истоки ее следует искать в культуре антов или скифо-сарматских племен. Развитие форм письма шло в тесной связи с историей языка, с переходом от языков родовых к языкам племенным и определялось общими причинами. Дробление или смешение племен и народностей оказывали влияние на развитие языка и письменности. Процесс разложения первобытно-общинных отношений способствовал распространению письменности, расширению ее сферы, углублению ее задач, сближению и взаимодействию форм письма, сложившихся в различных районах, у различных племен. В связи с развитием частной собственности на землю, ростом имущественного неравенства растет потребность в письменности. Письменные договоры закрепляют дипломатические взаимоотношения Руси с другими государствами. Могильные надписи и культовые тексты в храмах освещают авторитетом религии господство феодализирующейся верхушки общества над непосредственными производителями материальных благ. Таким образом, русская письменность 9-10 века, прошедшая уже значительный исторический путь, находила многообразное применение, и ее роль возрастала в связи с дальнейшим развитием общества. Усложнение общественных функций письменности определяло и изменения в формах письма. С образованием в 9 веке раннефеодального древнерусского государства наблюдается процесс унификации письменности восточнославянских племен. В то же время общность исторических путей развития ряда славянских племен и народов определила и тенденцию к установлению среди них на определенном этапе общественного развития на основе общности исторически сложившихся письменных знаков общих алфавитов. Принятие христианства, идеологически освящавшего сложившийся на Руси феодальный строй и его политическую надстройку, имело следствием утверждение алфавита (кириллицы), единого для Древнерусского государства и санкционированного великокняжеской властью и господствующей феодальной церковью. Этот алфавит был общим не только для Руси, но и для ряда славянских раннефеодальных государств