Вознаграждения за труды, справедливо ли
делил премию или прибыль?
Не лишил ли несправедливо кого-либо
работы?
Не скупишься ли тратить на добрые дела
помощи ближнему?
Заботишься ли о содержании и украшении
храмов?
Не тратишь ли деньги на ненужные,
лишние вещи? Не стремишься ли к роскоши?
Не предупредил ли других от убытков,
зная, что они могут произойти?
Не похищал ли чего при пожаре, при наводнении
или еще каких стихийных бедствиях?
Не брал ли непосильной платы за свою
помощь пострадавшим?
Делился ли своими талантами и способностями
с ближним? Помогал ли добрым
Советом, обращал ли на путь истины заблудших,
Утешал ли в несчастье, и вообще, живешь
Для людей или только для себя, закостенев
в предельном эгоизме?
Девятая заповедь Божия
Не послушествуй на друга твоего
Свидетельства ложна.
Перевод: Не произноси на другого ложного
Свидетельства.
Этой заповедью Господь Бог запрещает
Говорить ложь о другом человеке и запрещает
вообще всякую ложь, как, например:
Показывать неправду на суде.
Делать ложный донос.
Наговаривать, сплетничать, злословить,
Клеветать. Клевета есть дело прямо
диавольское, ибо имя диавол значит «клеветник
».
Недопустима для христианина даже такая
Ложь, при которой нет намерения сделать
Зло ближнему, так как всякая ложь
Недостойна звания христианина и не согласна
С любовью и уважением к ближним.
Апостол Павел говорит-, отвергнувши
Ложь, говорите истину каждый ближнему
Своему, потому что вы члены друг другу
(Еф. 4, 25).
Эта заповедь предписывает также никогда
Не укорять и осуждать других, если мы не
Призваны к этому по своему положению и
должности. «Не судите, да не судимы будете
», — говорит Спаситель.
При этом надо помнить, что не осуждением,
Не укоризною или насмешками исправляется
Ближний, а любовью, снисходительностью
И добрым советом. Надо также
Всегда помнить, что каждый из нас имеет
Много слабостей и недостатков.
Необходимо также всегда обуздывать
Свой язык, то есть всегда говорить только
Правду и удерживать себя от лукавых речей
И празднословия. Слово есть дар Божий.
Иисус Христос сказал: Говорю же вам, что
За всякое праздное слово, какое скажут
люди, дадут они ответ в день суда: ибо от
Слов своих оправдаешься и от слов своих
осудишься (Мф. 12, 36—37).
Вопросы для исповеди:
Не совершал ли ложных доносов?
Не приносил ли лжесвидетельств в суде?
Не скрывал ли в суде истину?
Не перекладывал ли свою вину на обвиняемого?
Не занимался ли сплетнями, рассказывая
Что-либо о начальстве или о старших,
добавляй свои домыслы или предположения?
Не сеял ли вражду между кем-либо?
Не передавал ли третьемулицу не проверенных
И не достоверных плохих сведений
о ближнем?
Не унижал ли кого-либо?
Нет ли у тебя излишней подозрительности?
Не осуждал ли чужих добрых дел, не называл
Ли, например, набожность ханжеством,
Лицемерием, фарисейством, юродством
и так далее?
Не безчестил ли кого-либо словами, в
письме или другим каким-либо образом?
Не разглашал ли чужих пороков?
Не льстил ли человеку в глаза, а затем
осуждал и высмеивал его?
Не рассказывал ли о себе всякую ложь, не
Выдавал ли придуманные приключения, удивительные
случаи за правду?
Не обманывал ли кого-либо?
Не интересовался ли от праздности слабыми
сторонами и недостатками ближних?
Не осуждал ли ближних?
Не клеветал ли на ближнего своего перед
начальством, родными, друзьями?
Не подслушивал ли, не подсматривал, не
читал ли чужие письма?
Не раскрывал ли чужие слабости, грехи,
очернял доброе имя ближнего?
Не открывал ли без нужды тайны из жизни
умершего?
Не грешен ли празднословием, которое
Всегда переходит в осуждение, болтливостью,
Собиранием и распространением
Сплетен, насмешками над ближними, остротами
или пустословием на их счет?
Не веришь ли злым наговорам, не придумывал
Ли сам вредных слухов, не передавал
ли их?
Не ссорил ли людей, передавая им всякие