Оказание помощи тем мусульманам, которые находятся в притеснении

Всевышний Аллах сказал: «Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: “Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются тиранами. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника?”» (ан-Ниса 4: 75).

Имам аль-Маргъинани сказал: “Джихад – это призыв к истинной религии и сражение душами и имуществом с теми, кто противится ее принятию. И он (джихад) не был предписан из-за своей сущности, так как в нем порча, т.е. разрушение городов и уничтожение рабов. Однако он вменен для возвеличивания религии Аллаха и отторжения зла от Его рабов”. См. «аль-Хидая» 3/13.

Однако нет никаких сомнений в том, что в вопросах военного джихада необходимо учитывать три вещи:

1. Эти вопросы решают только правители мусульман и ученые уммы!

Всевышний Аллах сказал: «Когда до них (мусульман) доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к посланнику и обладающим влиянием среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» (ан-Ниса 4: 83).

Обладающие влиянием – это ученые и правители мусульман. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 3/341.

Разве этого аята не достаточно, чтобы замолчали те, кто не является ни правителем мусульман, ни ученым?!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, наступят для людей такие времена, когда будут верить лжецам и перестанут верить правдивым; когда будут доверять изменникам и подозревать в измене тех, кто заслуживает доверия; и когда слово будет за рууайбида». Его спросили: “А кто такой рууайбида?” Он ответил: «Глупец, который будет говорить о всеобщих делах!» Ахмад 2/291, Ибн Маджах 4036. Хафиз Ибн Хаджар, хафиз Ибн Касир, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

А шейхуль-Ислам Ибн Таймия о вопросах джихада сказал: “Исследование в этих тонких вопросах, занятия специалистов из числа больших ученых”. См. “Минхаджу-Ссунна” 4/504.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Знающий Книгу Аллаха, Сунну Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и высказывания сподвижников – только такой человек является уполномоченным решать сложные вопросы, постигшие общину мусульман (науазиль), и только у таких допустимо брать фатуа по этим вопросам”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/212.

Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб говорил: “Джихад – это дело, поручаемое правителю и его решению, а подчиненные обязаны ему повиноваться в том, что он решит”. См. «Маджму’ аль-муалифат» 2/360.

2. Необходимо наличие силы для ведения джихада!

Необходимость наличия этого условия не вызывает сомнения ни у кого, кто прошел хоть раз усуль аль-фикъх. Нет ни одного вида поклонения в Исламе, который не обуславливался бы условием способности и возможности! В связи с чем в шариате есть важное правило, в отношении которого все ученые единогласны: "Не является что-либо обязательным (уаджиб), кроме как при способности совершить это!" См. "Усуль аль-фикъх аль-мухимма" 37.

Всевышний Аллах связал со способностью даже богобоязненность, сказав: «Бойтесь Аллаха по мере ваших сил» (ат-Тагъабун 64: 16).

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: “Аллах повелел бояться Его, что означает выполнять Его приказы и сторониться Его запретов, и связал это со способностью (къудра). Этот аят указывает на то, что любая обязанность, которую раб Аллаха не может совершить, снимается с него!” См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 974.

Всевышний Аллах сказал: «И не возлагает Аллах на душу то, что ей не под силу» (аль-Бакъара 2: 286).

Всевышний Аллах также сказал: «Аллах не хочет создавать для вас трудности» (аль-Маида 5: 6).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Избегайте то, что я запретил вам, а из того, что я вам повелел, делайте, что сможете». аль-Бухари 7288, Муслим 1337.

Шейх Ибн ‘Усеймин сказал: “Будь джихад фардуль-‘айн или фурдуль-кифая, все равно его необходимым условием является наличие къудра! И если нет у людей къудра, то они не должны бросать себя на погибель!” См. “Бабуль-мафтух” 2/420.

А шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Тот, кто не имеет возможности (слаб) установить религию силой и джихадом, делает то, что ему под силу, как благопожелание (насыха) своим сердцем, обращение с мольбой за умму и желание благого. Он совершает то, что ему под силу из благих дел, и на него не возлагается то, что ему не под силу!» См. «Маджму’уль-фатауа» 28/396.

3. Учитывание вопроса пользы и вреда, даже если есть сила!

Великий Аллах говорит: «Не поносите тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они из вражды по невежеству станут поносить Аллаха» (аль-Ан’ам 6: 108).

Имам аш-Шаукани в толковании к данному аяту говорил: “В этом аяте доказательство на то, что если призывающий к истине и запрещающий ересь опасается, что его действия могут привести к еще большему совершению запретного, противоречию истине и впадению в еще большее заблуждение, то оставление этого для него предпочтительней. Более того, это является обязательным (уаджиб)”. См. “Фатхуль-Къадир” 2/214.

Изначально, ругать идолы дело дозволенное, и мало того приближающее к Аллаху, но из-за того, что оно может привести к еще большему злу, а именно тому, что станут ругать самого Аллаха – это дело становится запретным.

‘Аиша рассказывала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды ей сказал: «О ‘Аиша, если бы твой народ не был столь близок к невежеству (джахилийя), я обязательно велел бы разрушить Каабу, а потом присоединил бы к ней то, что было от нее отделено, и опустил бы ее дверь до уровня земли, и сделал бы в ней две двери − восточную и западную, и перестроил бы ее на основе фундамента, заложенного Ибрахимом». аль-Бухари 1586, Муслим 1333.

Эти слова пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнес после покорения Мекки, когда уже у мусульман была и сила и власть, но, несмотря на это, пророк (мир ему и благословение Аллаха), учитывая пользу и вред, отказывается от совершения того, что могло повлечь больше вреда, чем пользы.

Также когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили его сподвижники: “Почему мы не убиваем лицемеров?!”, он ответил им: «Неужели вы хотите, чтобы люди говорили: “Мухаммад убивает своих сподвижников”?!» Муслим 2584.

Лицемеры приносили религии больший вред, чем кафиры, но, несмотря на это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разрешил их убивать из-за того вреда, который за этим мог последовать!

Вопрос пользы и вреда должен учитываться всегда и везде, и в джихаде, и в запрещении порицаемого, и в свержении правителя, который стал кафиром, во всем!

Имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям сказал: “Любое сражение с кафирами, за которым не следует нанесение урона врагу, необходимо оставить, так как подвергать жизнь опасности дозволено лишь в том случае, когда будет польза в возвеличивании религии и нанесении урона многобожникам. Если же этого нет, то является обязательным оставление сражения, ибо в нем пустая потеря жизней, принесение радости неверным и унижение для мусульман. И это становится абсолютным вредом, в котором нет никакой пользы!” См. “Кауа’идуль-ахкам” 1/95.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Повеление воевать с группой бунтовщиков обуславливается наличием возможности и силы, и война с ними не важнее войны с многобожниками и неверными, а известно, что это также обуславливается наличием возможности и силы. Иногда шариатская польза может заключаться и в выплате дани (неверным), или же в перемирии или договоре, как это ни раз делал пророк (мир ему и благословение Аллаха). И если имам (правитель) видит наличие силы, но не видит пользы (в сражении), то его оставление лучше! И тот, кто видит, что сражение приносит больше вреда, чем пользы и видит что это сражение – смута (фитна), тот не обязан повиноваться правителю”. См. “Маджму’уль-фатауа” 4/442.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Запретил Всевышний Аллах мусульманам сражение в Мекке, и повелел им терпеть, чтобы их сражение не привело к большему вреду, чем необходимость терпеть несправедливость. И польза сохранения их душ, религии и потомства перевешивала ту пользу, которую могло принести им сражение”. См. “И’лям аль-мууакъи’ин” 2/150.

Заключение

Таким образом, мы видим, что Всевышний Аллах вменил джихад для того, чтобы он приносил пользу для Его рабов, как в мире этом, так и в мире ином. Чтобы он стал причиной исчезновения всего, что ненавистно Всевышнему Господу и причиной достижения всего, что любит Всевышний Аллах. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Истинный смысл джихада – это усердие в достижении того, что любит Аллах, как иман, праведные деяния, и устранение того, что ненавидит Аллах, как неверие, нечестие и ослушание”. См. “Маджму’уль-фатауа” 10/192.

Имам ан-Найсабури говорил: “Джихад с помощью довода и призыва к плодам единобожия полноценнее результатом, чем сражение. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Али, да будет доволен им Аллах: «Поистине, если Аллах наставит твоими руками одного человека, это будет лучше для тебя чем все то, над чем восходит солнце!» И джихад мечем, не станет прекрасным, кроме как после предшествования джихада аргументом. Ведь человек создание благородное, и поэтому когда можно очистить его от порочных качеств, сохраняя его самого – это предпочтительнее, чем уничтожения его сути. Разве ты не видишь как шкура мертвечины, которая может быть полезной в некоторых вещах, шариат побуждает к ее сохранению, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Почему бы вам не взять ее шкуру (мертвечины), и не отчистить путем дубления, чтобы использовать ее!»” См. «Тафсир ан-Найсабури» 4/209.

Хафиз ад-Думьяты сказал: “Джихад – это средство, а не цель. И целью сражения является – наставление на истинный путь и достижении степени шахида. А что касается убийства неверных, то это не является целью как таковой. И поэтому, если есть возможность наставить на истинный путь с помощью доказательства, без джихада, то это правильнее и предпочтительнее, чем джихад!” См. «И’анату-тталибин» 4/181.

И в завершении, хвала Великому Аллаху - Господу миров!

www.salaf-forum.ru

Наши рекомендации