Религия отцов и дедов, или традиционная религия
Суфизм: его последователи говорят: «Мы исповедуем религию наших отцов и наших дедов». А некоторые говорят: «Мы исповедуем традиционную религию, которую мы унаследовали от наших отцов и дедов». Означает же это, в действительности, одно. И если вы скажете одному их них: «Поистине те действия и обряды поклонения, которые ты совершаешь, не упомянуты ни в Коране, ни в Сунне, ни в надежных книгах имамов, не делай же этого, ибо это – нововведение (бид’а)…». Он скажет вам в ответ: «Я делаю это, следуя тому, что делали мои отцы, я обнаружил, что они делали это, и следую в этом по их стопам. А то, что ты нам сказал, чуждо для нас, и мы никогда не слышали об этом. Так неужели ты знаешь обо всем лучше, чем они? В их времена были ученые, и они не запрещали это, и не говорили им того, что говоришь нам ты. И у них был Коран и Сунна и те же книги, которые есть у тебя. Что же, они не понимали их, или ты понимаешь их лучше, чем они? Мы не последуем за тобой и не примем твои слова. Ты пришел для того, чтобы изменить религию, и ты – «ваххабит», а нас предупреждали о вас. И теперь нам стало понятно ваше дело. Мы жили до этого, и не знали вас и не слышали о вас, а сейчас вы появились. Где же вы были? И где же было ваше знание до сих пор? Нам сказали, что вы – английские шпионы, которые получают за свои услуги огромные суммы в долларах…».
Ахлю-с-Сунна: говорят: то, что они наговаривают на нас – что мы английские шпионы, и получаем за это тысячи долларов – великая клевета, и тот, кто сказал это, понесет ответ за это в Судный День, когда престанет перед Аллахом. Этими словами они обижают нас и оскорбляют, и на них распространяет приговор аята: «А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (Сонмы, 58).
А тем, кого достигли эти слова, следовало бы все выяснить и проверить, прежде им верить. Сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном»(Комнаты, 6).
Что же касается слов суфиев о том, что они исповедуют религию своих отцов и дедов, или традиционную религию, унаследованную от отцов, то такой ответ не является верным с нескольких позиций:
Во-первых, их отцы и деды не были ни пророками, ни посланниками, чтобы иметь отдельную религию, отличающуюся от религии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но и они, и их отцы, и отцы их отцов обязаны следовать религии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку все мы, и наши отцы, и отцы наших отцов свидетельствуем, что Мухаммад Посланник Аллаха, который принес нам религию.
И каждый отец или дед, каким бы великим он ни был, если он в чем-то противоречил религии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), его удерживают от этого и ставят на место. Религия Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это единственная религия, следовать которой обязаны все, - и мы, и наши отцы и деды, и наши сыновья и внуки, до самого Судного Дня. И источники этой религии – Коран и Сунна, которые оставил нам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после своей смерти, и сказал о них: «Я оставил вам две вещи, если вы будете придерживаться их, вы никогда не впадете в заблуждение – Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка». И правильность слов и дел не узнается и не утверждается иначе, как путем сопоставления их с Кораном и Сунной, и то, что согласуется с ними, правильно, а то, что противоречит им – неправильно, независимо от того, кто это говорит и делает. Не смотрится на высокое положение и величие того, кто сказал слово или сделал дело, потому что никто не защищен от ошибок, кроме пророков (мир над ними). И эти слова и дела могут относиться к числу его ошибок. Из слов каждого человека что-то принимают, а что-то отвергают, кроме Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Сегодня мы живы, ходим по земле и застраиваем ее, и наши покойные отцы были такими же, как мы, и мы станем в будущем отцами и дедами для наших детей и внуков, которые появятся потом. Короче говоря, мы займем место наших отцов, так мыслимо ли для нас сказать своим детям: «Подражайте нам во всем, что мы делаем, следуйте за нами и не противоречьте нам ни в чем»? Или же мы все-таки должны сказать им: «Придерживайтесь Корана и Сунны, действуйте согласно им и не поступайте наперекор им». Наверное, последнее все-таки ближе к истине и правильнее…
Здесь стоит привести слова ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах): «Истина не узнается по людям. Узнай истину, и ты узнаешь людей, следующих ей». Что правдивее этих слов и что мудрее их! То есть, узнай истину из ее источника, и ты узнаешь ее приверженцев и последователей. А источники истины для нас – Коран, Сунна и согласованные с ним и признанные книги имамов.
Во-вторых: их слова: «Мы исповедуем религию наших отцов и дедов» похожи на слова кяфиров, которым сказали: «Последуйте тому, что ниспослал Аллах», а они ответили: «Нет, мы последуем тому, на чем мы застали наших отцов». В Коране упомянуто об этом во многих аятах. Среди них:
«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», – они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали Прямым Путем?» (Корова, 170).
«Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали Прямым Путем?» (Трапеза, 104).
И сказал Аллах о тех, кто был призван к Корану и Сунне, но не отозвался на призыв и продолжил придерживаться того, что делал до того, что они – лицемеры. Сказал Всевышний: «Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя» (Женщины, 61).
Поистине, слова о том, что он следует религии наших отцов и оправдание этим своих действий – это слова человека, у которого нет доказательства на то, что он делает. Сказал Всевышний, пересказывая нам разговор Ибрахима (мир ему) со своим народом: «Вот он сказал своему отцу и народу: «Что это за изваяния, которым вы предаетесь? Они сказали: «Мы видели, что наши отцы поклонялись им» (Пророки, 52-53).
И сказал Всевышний, обращаясь к нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сравнивая его ситуацию с его народом с ситуацией пророков, которые были до него и их народами: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам». Он сказал: «А если я принес вам то, что более верно, чем то, на чем вы нашли ваших отцов?». Они сказали: «Мы не веруем в то, с чем вы посланы» (Украшения, 23-24).
Ответы народов, живших до нас, были еще наглее и высокомернее. Послушайте, что сказал народ Шу’айба Шу’айбу (мир ему): «Они сказали: «О Шу’айб! Неужели твой намаз повелевает нам отречься от того, чему поклонялись наши отцы, или распоряжаться нашим имуществом не так, как мы того хотим? Ведь ты же – выдержанный, благоразумный» (Худ, 87).
И сказал Всевышний: «Когда они совершают мерзость, они оправдываются так: «Мы видели, что наши отцы поступали таким образом» (Ограды, 28).
И сказал Всевышний: «Неужели ты пришел для того, чтобы сбить нас с пути, по которому шли наши отцы?» (Йунус, 78).
И сказал Всевышний: «Неужели ты пришел к нам для того, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы?» (Ограды, 70).
Подобных аятов много в Коране, и из них следует, что подражание отцам и следование тому, на чем человек обнаружил своих отцов – это из слов кяфиров и их дел. Следует этому тот, у кого нет доказательств, поскольку отцы могут заблуждаться и совершать ошибки, и в этом случае они не заслуживают подражания и следования им. Как сказал Всевышний Аллах, передавая слова Ибрахима, сказанные им своему народу: «Он сказал: «Воистину, вы и ваши отцы пребываете в очевидном заблуждении» (Пророки, 54).
Возможно и такое, что отцы не разумели или не знали, и не шли по Прямому Пути. В этом случае они тоже не заслуживают подражания и следования им, как сказал Всевышний: «А если их отцы ничего не разумели и не следовали Прямым Путем?» (Корова, 170). И сказал Он: «Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали Прямым Путем?» (Трапеза, 104).
Но все совсем по-другому, если отцы были пророками и посланниками, которые не совершают ошибок и не впадают в заблуждение. В этом случае мы имеем право сказать: «Поистине, мы исповедуем религию наших отцов». Как сказал Йусуф (мир ему): «Я последовал за верой моих отцов Ибрахима (Авраама), Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова)» (Йусуф, 38).
Таким образом, мы узнали о несостоятельности слов говорящего: «Я исповедую религию наших отцов» или «я исповедую традиционную религию». Нет «религии отцов» или «традиционной религии», кроме религии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и все отцы и сыновья обязаны следовать ей.
Примечание: суфии часто возражают нам, когда мы приводим доказательства из Корана на несостоятельность их слов и действий, говоря: «Эти аяты ниспосланы в отношении кяфиров и язычников, и не применяйте их к нам, поскольку они к нам не применимы, ведь мы – мусульмане» Мы говорим, отвечая им:
Во-первых: существует основное правило, относительно верности которого согласны все ученые. Это правило: «Смысл в Коране и хадисе заключен в общности фразы, а не в конкретности причины». Исходя из этого, аяты распространяются и на них, поскольку даже если они были ниспосланы касательно поклонения курейшитских многобожников идолам, то фраза их общая и включает их.
Во-вторых: Коран был ниспослан во времена многобожников-курейшитов и сподвижников, и обращение в нем либо к тем, либо к другим, а и те, и другие уже умерли. Однако постановление Корана остается до Судного Дня. И если бы аяты касались только многобожников-курейшитов, не было никакой пользы в существовании Корана до Судного Дня, и он не был бы Книгой для возвращения к ней и извлечения из нее религиозных норм во все времена, во всех местах и для всех народов.
Аллах упоминает в Коране множество историй посланников и их народов. Они упомянуты в Коране не просто для ознакомления с ними, но для того, чтобы извлечь их них урок и назидание, как сказал Всевышний: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом» (Йусуф, 111). А что такое назидание? Разве это не урок: Разве не означает это, что если вы сделали то, что сделали они, вас постигнет то, что постигло их, и ваш исход будет подобен их исходу?
Если бы все обстояло так, как говорят суфии, Аллах не привел бы эти истории в Коране и не сделал бы их уроком и назиданием для нас. Таким образом, аргументы суфиев против нас несостоятельны.
В-третьих: если вы сделали дело или произнесли слова, подобные делам и словам кяфиров, вы уподобляетесь им, и нет разницы между ними и вами, и на вас распространяются аяты.
О, суфии! Пришла Истина и ушла ложь, поистине, ложь преходяща!