Откр.2:8: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив».

Уточненный, расширенный перевод:

И вестнику в Смирне церкви напиши; Это говорит Первый и Последний, Который сделался мёртвый и ожил».

Обращаясь к Смирнской Церкви, Господь напоминает, что Он Господь, истинный Бог — Первый и Последний (Ис.44:6, Ис.48:12). Это означает, что все, о чем Он будет говорить дальше, является абсолютной истиной, которую необходимо будет принять безоговорочно и смиренно.

Затем Господь говорит, что Он тот, Который умер, воскрес и ожил (1Пет.2:24; Рим.4:25; 1Пет.3:18; 2Кор.5:15), дабы они были спасены.

Который был мертв, и се, жив, — говорит Господь Смирнской Церкви. Как бы по особенному понятно и близко для Церкви Смирны сие обращение к ней Господа. Как говорилось уже выше, смирна употреблялась для погребения умерших. Согласно Библейской символики, мирра (смирна) обозначает смерть человеческой природы (человека). Одним из даров, которым волхвы одарили Иисуса Христа во младенчестве была смирна (Мф.2:11). А когда Господь был распинаем на кресте, в качестве болеутоляющего средства, Ему предлагали вино, смешенное со смирною (Мк.15:23). После смерти Иисуса Христа Никодим принес состав из смирны и алоя для Его погребения (Ин.19:39,40). Все это означает, что Господь Иисус Христос умер за грехи человечества. Смирнские христиане знали символическое значение смирны, поэтому название своего города им всегда напоминало смерть и чудесное воскресение их Господа, благодаря чему они были искуплены от своей греховной жизни (1Пет.1:18). Поэтому упоминание Господа, о том, что к ним обращается именно Он, бывший мертвый, а теперь живой, вдохновляло Смирнскую Церковь и побуждало её к смиренному восприятию всего послания.

Откр.2:9: «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они те таковы, но сборище сатанинское».

Уточненный, расширенный перевод:

Знаю твои угнетение (притеснение, гнет, скорбь, мучение, бедствие) и нищету, но богатый (обильный, изобилующий) ты есть, и хулу от называющих Иудеями быть себя самих, и не есть но сборище (синагога — изначально место собрания евреев для поклонения Богу) Сатаны».

«Знаю твои дела, и скорбь, и нищету», смирнские христиане подвергались постоянным гонениям. Жители Смирны не любили Христиан за их высоко моральный образ жизни, а Иудеи, которых в Смирне было довольно много, жестоко противились христианам, злословя и клевеща на них перед языческим населением Смирны. Господь называет тех, кто считал себя правоверными иудеями, гонящими христиан — сатанистами. В глазах Господа иудейские синагоги Смирны были не чем иным, как сатанинским сборищем.

Добрые же и Богоугодные дела Церкви Господь знает и одобряет.

Из-за постоянных гонений многие Смирнские христиане не могли найти работу, а те, кто работали, получали настолько мало, что едва могли прокормить свою семью и совсем немногим могли помочь бедным безработным христианам. Смирнская Церковь была одной из самых материально нищих Церквей. Недостаток материальных благ сказывался на духовном самочувствии Смирнской Церкви, однако Господь напоминает Церкви, что она богата духовными богатствами, которые во много раз превосходят любые материальные богатства. Сам Господь был их богатством, самым ценным сокровищем!

Откр.2:10: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».

Уточненный, расширенный перевод:

«Ничто бойся, которое готовишься претерпевать (терпеть, страдать, переносить). Вот готовится (намеревается, собирается, хочет) бросать дьявол из вас в тюрьму (темницу, заключение, заточение, взятие под стражу) чтобы вы были испытаны, и будете иметь угнетение (притеснение, гнет, скорбь, мучение, бедствие) дней десять. Делайся верный (надежный, верующий) до смерти, и дам тебе венок (венец, (символ победы)) жизни».

Господь ободряет Смирнскую Церковь, чтобы она не боялась гонений, но и предупреждает, что гонения не закончатся скоро. Дьявол еще будет искушать их, то есть будет проверять их на стойкость в вере, жесточайшими гонениями, арестами и темницами. Дьявол будет делать с учениками Господа то, что уготовано ему самому (Откр.20:1-3). Сильная ярость дьявола (Откр.12:12) это признак последнего времени, в котором живет Церковь (1Ин.2:18). Темницы (тюрьмы), того времени представляли собой глубокую, сырую и холодную яму, в которую практически никогда не попадал свет. Таким образом, дьявол желает лишить христиан Божьего света, как в прямом, так и в переносном смысле. По свидетельству истории первой Церкви, очень многие христиане не выдерживали подобных гонений. Невыносимые условия пребывания в тюрьмах и угрозы жесточайшими казнями ломали веру и убеждения многих людей. Но наиболее преданные Господу христиане были верными до самой смерти, не взирая, ни на что. Они понимали, что Господь не дает испытаний выше их сил (1Кор.10:13) и помнили, что ни что и ни кто не может их отлучить от Господа (Рим.8:33-39). И поскольку Христос страдал, то и им придется страдать за Его имя (Мф.10:22; Мф.24:9; Мк.13:13; Лк.12:12; Лк.21:17; Ин.15:21; 1Пет.2:21,22). И поэтому они принимали любые гонения очень смиренно.

Император Траян написал в девяносто седьмом письме адресованному Плинию-Младшему — проконсулу Вифании и Понтии, Малая Азия, указания не преследовать христиан, но, если случится, что христиане вдруг были обвиняемы в каком-либо преступлении, то их надобно казнить, если они не отрекутся от своей веры во Христа как своего Господа. Этим указом очень активно пользовались противники христиан, постоянно распуская клевету на них и тем самым подвергая их жесточайшим пыткам и казням.

В 250 году император Декий (Деций) Траян издал закон, согласно, которому христиане, должны были быть подвергнуты всевозможным мучениям и казням. Все их имущество должно было быть конфисковано. Особо цинично было то, что этот закон был издан как подарок жителям Римской империи сделанный императором к празднованию тысячелетия Рима.

«…и будете иметь скорбь дней десять».

«скорбь» — означает теснота, бедствие, гонение, притеснение.

В данном случае под десятью днями необходимо символически понимать десять периодов гонений, которые устроил дьявол руками десяти императоров. Первое гонение было при Нероне в 64 году; второе — при Домициане в 91 году; третье — при Траяне в 98 году; четвертое — при Марке Аврелии в 177 году; пятое — при Септимии Севере 202 году; шестое — при Декие Траяне 250 году; седьмое — при Валериане 257 году; восьмое — при Аврелиане 275 году; девятое — при Диоклетиане в 303 году; десятое гонение было при Максимине в 311 году.

Десять дней также могут означать десять лет на протяжении, которых Диоклетиан совершал жестокие гонения на христиан. Годы правления Диоклетиана: 20 сентября 284 года по 01 мая 305 года.

Согласно Библейской символике число десять символизирует полноту, путь совершенства человека, либо как таковой жизненный путь. Также оно символизирует проявление Божьей воли. Это означает, что десять дней скорби также символизируют неопределенный по времени период гонений на христиан как в масштабах всей Церкви Христовой, так и в жизни отдельно взятого христианина. Гонения на Церковь не закончились окончательно в 311 году. Несмотря на то, что император Константин признал Церковь Христову в 313 году (Миланский эдикт) и даже встал на её защиту, гонения на по-настоящему верных и преданных Господу людей продолжались и продолжаются и по сей день. И, по-видимому, будут продолжаться вплоть до Второго пришествия Христа. Даже само признание Римской империей в лице императора Константина Церкви Христовой только ухудшило духовное состояние Церкви. В дальнейшем, когда быть членом Церкви, стало престижно и, более того, когда членство в Церкви стало необходимым условием для карьерного и политического роста, в Церковь устремилось огромное множество людей, которым истинное Божье Слово было чуждо и, в общем-то, совсем и не нужно. Не ради Бога они входили в лоно Божьей Церкви… Все это привело к тому, что Церковь духовно развратилась — Божья истина, которую она несла, смешалась с мирской философией. Таким образом, дьявол чрезвычайно сильно навредил Церкви. Те же, кто не хотел мириться с таким положением дел в Церкви, в дальнейшем, в истории Церкви подвергались жестоким гонениям со стороны самой же Церкви. Инициатива в этом исходила от церковных иерархов, само появление которых в Церкви Христовой было обусловлено отступлением оной от истинного Божьего Слова. Но Господь сказал, что врата ада не одолеют Его Церковь (Мф.16:18). То есть ни смерть духовная, ни вред ада, ни какое дьявольское воздействие никогда не смогут уничтожить истинную Церковь Христову. А это значит, что истинная Церковь Христова, состоящая из верных и преданных Ему людей, не смотря ни на какие гонения будет существовать всегда, вплоть до Второго пришествия Христа. И в жизни каждого истинного ученика Господа могут происходить испытания в виде гонений за имя Христово (Мф.10:22). И если Церковь и каждый ученик Господа по отдельности на протяжении всего своего жизненного пути будут верно исполнять волю Господа, то Господь благословит их — они пребудут во славе Божьей и достигнут полного совершенства.

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».

Венец — обычно лавровый венок, символ победы, их одевали на голову победителей турниров, управителям и царствующим особам. В Смирне часто проводились спортивные игры имевшие известность по всей Асии. Победители этих игр увенчивались лавровыми венками. Господь говорит, что тот, кто не отречется от Него перед лицом смерти, получит «венец жизни», то есть — обретет право на вечную жизнь с Господом. Помимо этого, как считается, упоминание Христом о венце именно Смирнской Церкви было особенно понятно смирнским христианам. Дело в том, что Смирну еще называли «венцом галерей» из-за того, что здания города были построены на вершине горы Пегас по кругу, и издали напоминали венец. Таким образом, сравнение вечной жизни с венцом вдохновляло христиан Смирны в том, что Господь наградит их не просто благословенной жизнью в их городе, но и вечной жизнью с Ним. В Библейской символике венец символизирует жизнь вечную, царства, правления. Золотой венец – есть символ венца жизни (Притч.12:4; Иак.1:12; 1Кор.9:25; Откр.12:1; Откр.14:14).

Наши рекомендации