Что говорит слово божие и как учили величайшие отцы церкви о великой тайне искупления
Что говорил Сам Господь Иисус Христос? «Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3, 14-15; ср. Числ. 21,8-9).
«Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу свою избавление за многих» (Матф. 20, 28).
«Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки; и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Иоан. 6,51).
«Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое» (Лук. 22,19).
«Сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Матф. 26,28).
«Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит» (Иоан. 12, 24).
«Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Иоан. 12, 32).
«Тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во Имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех» (Лук. 24,46-47).
«Уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам» (Иоан. 16, 7).
Что говорили о Крестной Жертве Иисуса Христа ветхозаветные пророки?
«Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем: язвою Его мы исцелехом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших. И Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих: яко овча на заколение ведеся» (Ис. 53, 5-7); «ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть» (8). «Предана бысть на смерть душа Его, и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе, и за беззакония их предан бысть»(12).
«Яко обыдоша Мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя; ископаша руце Мои и нозе Мои, исчетоша вся кости Моя: тии же смотриша и презреша Мя» (Псал. 21, 17-18).
Что говорил Предтеча Господень Иоанн?
«Се Агнец Божий вземляй грехи мира» (Иоан. 1,29).
Что говорили Апостолы?
Св. Ап. Иоанн в своем Евангелии, упомянув о совете, который дал Каиафа иудеям об Иисусе Христе: «уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет» (Иоан. 11, 50), далее от себя прибавляет: «сего же о себе не рече, но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди; и не токмо за люди, но да и чада Божия расточеная соберет во едино» (51—52).
В послании своем св. Ап. Иоанн говорит:
«Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха» (I Иоан. 1, 7).
В Апокалипсисе св. Ап. Иоанн пишет: «Двадесять и четыре старца, падши пред Агнцем, поют Ему песнь нову, глаголюще: достоин еси прияти книгу, и отверзти печати ея; яко заклался, и искупил еси Богови нас Кровию Своею от всякаго колена и языка и людей и племен» (Апок. 5,9).
«От Иисуса Христа, иже есть свидетель верный, первенец из мертвых и князь царей земных: любящу ны и омывшу нас от грех наших Кровию Своею...» (Апок. 1, 5).
Св. Ап. Петр заповедует христианам:
«Со страхом жития вашего время жительствуйте, ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития, отцы преданнаго, но честною Кровию, яко Агнца непорочна и пречиста Христа» (I Петр. 1,17-19);
«Зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его... Иже грехи наша Сам вознесе на Теле Своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем, Егоже язвою исцелесте» (2,21—24).
«Зане и Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови»(3,18).
Св. Ап. Павел говорит:
«Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием» (I Кор. 15,3).
«Христос возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания» (Еф. 5,2).
«Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи» (Евр. 9, 28).
«Иже предан бысть за прегрешения наша, и воста за оправдание наше» (Римл. 4, 25).
«Егоже предположи Бог очищение верою в Крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов» (Римл. 3, 25). «Христос же пришел... ни кровию козлею, ниже тельчею, но Своею Кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый» (Евр. 9,12-14).
Все эти тексты из Слова Божия ясно свидетельствуют, что искупление наше Христос-Спаситель совершил Кровию Своею, пролитой за наши грехи, и смертью на Кресте.
Как учили Мужи Апостольские?
Св. Варнава говорит:
«Будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, как только за нас... за наши грехи восхотел Он принесть в жертву сосуд духа» (Посл. VII), «как Авраамом принесен был Исаак» (Посл V).
Св. Климент Римский говорит:
«Будем взирать на Господа Иисуса Христа, Которого Кровь дана за нас; будем взирать внимательно на Кровь Христа, и рассуждать, как многоценна Кровь Его пред Богом, когда, быв пролита для нашего спасения, всему Миру приобрела благодать покаяния» (Посл. к Коринф. 1,21).
Св. Игнатий Богоносец говорит:
«Христос умер за вас, чтобы, веруя в смерть Его, вы спаслись от смерти» (Посл. к Трал. 2).
Св. Поликарп Смирнский говорит: «Он претерпел за грехи наши самую смерть... все претерпел за нас, чтобы нам жить в Нем» (Посл. к Филип. 1,8).
Как учили учители христианские второго и третьего века?
Муж апостольский, написавший послание к Диогнету, пишет ему:
«Бог собственного Сына предал в выкуп за нас, Святого за беззаконных, Праведного за неправедных, Невинного за виновных, Нетленного за тленных, Бессмертного за смертных» (Посл. к Диогн. IX).
Св. мученик Иустин пишет:
«Христос, по воле Отца, соделался человеком ради спасения верующих в Него, и подвергся уничижению и страданиям, чтобы смертью и воскресением победить смерть» (Аполог. I,63).
Св. Ириней Лионский пишет:
«Христос искупил нас Кровию Своею, и предал душу Свою за наши души, и плоть Свою за нашу плоть» (Против ересей V, 1).
Тертуллиан пишет:
«Христос благоволил от плоти родиться во плоти, чтобы рождением Своим преобразовать наше рождение, и Своею смертью разрушить нашу смерть» (Против Марк. III, 9).
Св. Киприан Карфагенский пишет:
«Христос даровал нам эту благодать, сообщив нам дар Своего милосердия, победив смерть крестом Своим, искупив верующих ценою Своей Крови, примирив человека с Богом Отцем, оживотворив небесным возрождением». (Кн. Димитр. 25).
Как учили великие Отцы Церкви четвертого века?
Св. Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский, пишет:
«Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиной пришествия Иисуса Христа на землю): посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец, и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления, с другой — явить Себя победителем смерти, и нетление собственного Своего Тела, соделать начатком всеобщего воскресения... Смерть была необходима: непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общего долга, лежавшего на всех людях. Для сей цели Слово, по природе Своей бессмертное, восприяло плоть смертную, дабы ее как Свою собственную плоть принесть в жертву за всех людей, и дабы плотию претерпеть за всех смерть» (О воплощении 20).
Св. Григорий Богослов пишет:
«Христос именуется «избавлением» (I Кор.1, 30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную» (Слово о Богосл. IV).
«За каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас... Для сего древо за древо и руки за руку: руки, мужественно распростертые, за руку, невоздержно простертую; руки пригвожденные за руку своевольную; руки, совокупляющие воедино концы мира, за руку, извергшую Адама. Для сего вознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть» (Слово 3).
Св. Кирилл Иерусалимский пишет:
«Мы были врагами по причине греха, и Бог определил смерть грешнику. Чему же из двух надлежало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения; и силу человеколюбия. Вознес Христос «грехи на теле на древо, да смертию Его мы от грех избывше, правдою поживем» (I Петр. 2, 24)». (Огл. поуч. XIII, 33).
«Не удивляйся тому, что мир весь искуплен: ибо Тот, Кто умер за мир, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же «единаго прегрешением» (Римл. 5, 17) смерть воцарилась в мире: — то не паче ли правдою Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть; то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвивши в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (Числ. 25, 8), то Иисус, не другого умертвивши, но Сам Себя отдавши за искупление, ужели не может утолить гнева на людей (2 Тим. 2,6)?» (Оглас. поуч. 2).
«Немаловажен был Умерший за нас; не чувственный был Агнец, не простой был человек, не Ангел только был, но Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько важна была правда Умершего за них. Не столько мы согрешили, сколько сделал правды Положивший за нас душу Свою, и опять, когда восхотел, принявший ее» (Огл. поуч. XIII, 33).
Св. Василий Великий говорит:
«Тогда как никто из людей, по слову Писания, не мог «дать Богу измены за ся и цену избавления души своей» (Пс. 48, 8), чтобы умилостивить Бога, потому что все сами повинны были греху, таковою изменою и ценою избавления за души всех явилась равноценная всем людям святая и многоценная за них пролитая Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Почему же? Потому что Он не простой был человек, а превосходящий естеством людей Богочеловек, и кроме того по самому человечеству Своему был совершенно безгрешен, почему не имел нужды в том, чтобы давать Богу выкуп за избавление Своей души, а Сам мог дать и действительно дал таковой за других, являясь, по слову Апостола, «Архиереем преподобным, незлобивым, безскверным и отлученным от грешник... Иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских невежествиих» (Евр. 7, 26-27; 9,7 - Толк. на Пс. 48, 8-9).
Св. Иоанн Златоуст говорит:
«Представь, что заимодавцу задолжал кто-нибудь десятью оболами, и он ввергает в темницу не только самого должника, но даже жену его, детей и слуг; но приходит другой, и не только вносит те десять оболов, но еще дарит десять тысяч талантов золота, ведет узника в царский дворец, сажает на самом почетном месте, осыпает его почестями и отличиями; тогда давший в заем десять оболов позабудет о них думать. Точно так случилось с нами! Христос заплатил гораздо больше, нежели чем мы были должны; Его уплата, в сравнении с долгом то же, что безмерное море в сравнении с малой каплей. Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ; не любопытствуй знать, как потушена искра смерти и греха, когда на нее пролито целое море благодатных даров» (На посл. к Римл. беседа 10, 2)
«Христос, с Своей стороны, умер за всех, чтобы спасти всех, и эта смерть вполне соответствовала погибели всех, но не всех истребила грехи, потому что сами того не хотели» (На посл. к Евр. беседа 17, 2).
«Не по той ли причине Он (Христос) предан был смерти, что ненавидел грехи? Для того, чтобы изгладить их (грехи), Он добровольно умер. Почему, однако, сказано: «поднял» или «вознесет»? Для того, чтобы обозначить крест, потому что на нем был пригвожден ко кресту грех: крестом были разрешены грехи» (Толк. на прор. Исаию, гл. 53).
«Скольких благ виновником соделался для нас крест Христов, силою Распятого на нем произведший столь много перемен... он сделался для нас причиной не страданий, но освобождения от страданий... Крест есть спасение Церкви... Крест — избавление наше от одержавших нас зол и начаток дарованных нам благ, крест — примирение с Богом Его врагов и обращение ко Христу грешников... Крестом освобождены мы от насилия диавола и крестом избавлены от смерти и гибели. Крест сочетал людей с ликом ангелов, сделав их природу чуждою всякого тленного дела и доставив им возможность проводить нетленную жизнь... До креста мы были чужды рая, а с явлением креста тотчас же разбойник удостоен рая. О, великая сила Креста! От такой тьмы привел нас крест к свету незаходимому, от смерти воззвал к жизни вечной, от тления возродил к нетлению. В самом деле, какое добро получено нами помимо креста, какое благо даровано нам не через крест? ...Христос висит на кресте — и диавол умерщвлен; Христос пригвожден ко кресту — и всякая душа разрешена от уз» (Слово на Воздвижение, т. VIII, стр. 864).
Св. Ефрем Сирин говорит:
«За нас пострадал бесстрашный Владыка, за нас распят Единый Безгрешный... за нас нечестивых предан смерти Христос Спаситель наш» (Слово о страдании Спасителя).
Св. Афанасий Великий говорит особенно о том, почему искупление наше совершилось через распятие Господа Иисуса Христа на кресте:
«Почему Господь претерпел не какую-либо другую смерть, а крестную? Кто это спрашивает, тот пусть ведает, что сия именно, а не иная какая-либо смерть могла быть спасительною для нас, и ее-то претерпел Господь для нашего спасения. Ибо если Он пришел для того, чтобы Самому на Себе понесть бывшую на нас клятву, то каким бы иным образом соделался Он клятвою, если бы не понес смерти, бывшей под клятвою? А такая смерть и есть крестная, ибо написано: «Проклят всяк, висяй на древе» (Гал. 3, 13). Во-вторых, если смерть Господа есть искупление всех, если ею разрушается средостение преграды и совершается призвание языков (Еф. 2, 14), то каким бы образом Он призвал нас к Отцу, если бы не распялся на Кресте? Ибо только на кресте можно умереть с распростертыми руками» (О воплощ. 25).
Преподобный Иоанн Дамаскин — отец нашего догматического богословия — в конце 8-го века писал:
«Он умирает, приемля за нас смерть и за нас приносит Себя в жертву Отцу. Мы согрешили пред Отцом, и Ему надлежало принять цену искупления за нас, чтобы таким образом нас освободить от осуждения. Но отнюдь не мучителю рода человеческого принесена Кровь Господа» (Точное изложение веры, гл. 27).
Из всего вышеизложенного ясно, что искупление наше совершено Господом Иисусом Христом через пролитие драгоценной Крови Его за нас, как Агнца Божия, вземлющего грехи мира, и через смерть Его на Кресте.
Это все отмечено и в нашем Богослужении. Так, в тропаре 6-го часа Великим постом поется:
«Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех...», а в Великий Пяток в тропаре:
«Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком. Спасе наш, слава Тебе!»
Аминь