Любил покой излишний (негу).
В выходные стараюсь спать больше, чем
надо: «отдыхать», как говорить принято.
Чтоб спать на мягком, чтоб тепло было в
квартире, даже излишне тепло. Чтоб одежда
была удобная, красивая, добротная, равно и
обувь... Чтоб работой не утруждаться и прочее...
А слышу Твои слова, Господи: Внидите
узкими вратами (Мф. 7, 14). А я... Будет ли
пощада мне, Господи?..
А сколько раз осквернял себя мыслями
О срамных предметах.
О них же и говорить совестно... и речи
слушал такие, анекдоты мерзкие, книги читал
такие — слушал и читал с удовольстви-
ем. И делом совершал срамный грех!..
Господи! Пощади раба Твоего!
Сквернословил — и слушал чужие
сквернословия...
И проходил мимо, не останавливая ругателя
— и душа моя осквернялась этой поганью...
Воровал я!
Чужое присваивал, особенно пищу тайком
брал, деньги присваивал, работал кое-
как, а плату требовал, как за добротную работу
— и, следовательно, — воровал средства
государственные.
Лгал я часто — обманывал.
Сознательно и бессознательно говорил
неправду, для красного словца, желая себя
возвеличить или собеседникам угодить, сочинял
истории, которых в природе вообще
не бывало; желая прикрыть свои грешки,
выдумывал различные истории; желая удовлетворить
страстям своим, придумывал и
говорил ложь, неправду; желая корыстно обмануть
и воспользоваться состоянием чужим
— обманывал других людей и по другим
различным причинам лгал и обманывал.
Грешен я, Господи!
Любил праздные речи!
И говорить и слушать. Рассказывал всякие
смешные анекдоты, желая казаться веселым
и общительным человеком, чтобы понравиться
людям, болтал и говорил пустое, стараясь
быть остроумным, стараясь поддержать
веселое настроение собеседников.
Передавал в этой болтовне чужие недостатки
в смешном виде и тем самым судил и
осуждал людей. Смеялся над людьми и находил
в этом удовольствие и вовлекал людей в
этот грех пустого времяпровождения и
осуждения!.. И сколько часов в жизни моей
прошло в таком безобразии!
Завидовал я!
Сознательно и бессознательно всему тому,
что видел и узнавал, все мне надо: и вещи, и
одежда, и обувь, и дома, и жилища, чужая обстановка,
— все что служит к комфорту жизни
— и в домах и в магазинах — если я видел,
я уже желал это и для себя и даже какую-то
обиду чувствовал, что у меня этого нет.
Готов был жаловаться и на жизнь свою,
на свое несчастье (как я называл), расстраивался
так, что доходил до болезни — и все
из зависти.
Стыдно и больно вспомнить это теперь!
Собирал на черный день!
И деньги, и вещи прятал от людских
взоров, даже от своих близких. Часто себе
и родным близким отказывал в нужде,
лишь бы сохранить свои сбережения; радовался,
когда эти сбережения все увеличивались,
и горевал, когда приходилось их
расходовать.
В них полагал надежду на обеспечение
себя как при неудаче, так и в старости.
Надеялся на эти «свои сокровища», к ним
сердце мое прилежало, а Господь сказал
ясно: Не собирайте себе сокровища на земле..
(Мф. 6,19-21).
И выходит, я не верю в Господа Бога-Про-
мыслителя — не на Него возлагаю надежду
свою во всякий момент жизни моей, а на
«кубышку» мою, где у меня запрятано свое
сокровище...
Так ли христианину жить и действовать
следует?
Просящему у тебя дай (Мф. 5,42) — вот
ясная заповедь Твоя, Господи!
Подавайте милостыню из того, что
у вас есть: тогда все у вас будет чисто
(Лк. 11, 42). Сказано ясно и обещана за милостыню
чистота души и тела.
А я?.. Часто не подавал нищим или из
жадности, боялся, что в моих сбережениях
недостача будет, или разбирал, кому дать:
стоит ли бедный, чтобы я его своей копейкой
облагодетельствовал, часто находил их
недостойными моего благосклонного внимания,
называл их лентяями, бездельниками,
толстою рожею и другими неподобными
словами.
Между тем Ты, Господи, Сам нищего послал
и ждешь, как я исполню Твою заповедь:
давать всем, кто просит, без разбора. Кроме
того, Ты Сам, Господи, принимаешь милостыню.
А я!.. Пощади меня, Господи!
А сколько есть таких, которые не пойдут
просить, а помощь им необходима, как
воздух для жизни. Надо их найти мне самому
и побывать у них, снести мне самому
к ним...
А я?.. На Страшном Суде Своем за что Господь
ублажает праведных: Алкал Я, и вы дети
Мне есть; жаждет, и вы напоили Меня; был
наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили
Меня; в темнице был, и вы пришли ко
Мне (Мф. 25, 35-36).
Следовательно, милость эта — Господу
Иисусу Христу оказана: Понеже сотвористе
единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе
(Мф. 25,40).
С какою же радостию я бы должен был
совершать дела милосердия?
А я?..
Пощади, Господи!
Исповедь