Я чувствую дыхание Милостивого со стороны Йемена.

Ответ:

Этот хадис передал имам Ахмад в сборнике “аль-Муснад” (10960/3845) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Всевышний Аллах, который рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, вера суть йеменская вера, а мудрость суть йеменская мудрость. Я чувствую облегчение от вашего Господа со стороны Йемена». Аль-Хейсами в сборнике “аль-Маджма аз-Зауаид” (“Сборник дополнений”) сказал, что все рассказчики этого хадиса признаны аль-Бухари достоверными, кроме Шабиба, который заслуживает доверия. Ибн Хаджар аль-‘Аскалани в сборнике “Такриб ат-Тахзиб” (“Улучшение уточнений”) назвал его рассказчиком, который заслуживает доверия третей степени. Похожее сообщение передал аль-Бухари в сборнике “ат-Тарих аль-Кабир” (“Большой сборник по истории”).

Прежде всего необходимо понять очевидный смысл этого хадиса. Арабское слово “нафас” (букв. “дыхание, вздох”) является производным от глагола “наффаса” (букв. “развеивать печаль, веселить, утешать”), о чем упоминают многие знатоки арабского языка в книгах “ан-Нихайа” (“Последнее слово”), “аль-Камус” (“Словарь”) и “Макайис аль-Луга” (“Мерила языка”). В книге “Макайис аль-Луга” (“Мерила языка”) говорится: «Все, что способно развеять печаль, можно назвать “нафас”».

В таком случае очевидный смысл этого хадиса заключается в том, что Всевышний Аллах утешит правоверных благодаря жителям Йемена. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Именно они сражались с вероотступниками и завоевывали новые земли. Их руками Всевышний Аллах избавил правоверных от многих печалей»[51].

Пример четвертый

Высказывание Всевышнего: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем вознесся на небо».[52]

Ответ:

Среди приверженцев Сунны распространены два толкования арабского глагола “истава” (букв. “вознесся, направился”). Согласно первому толкованию, этот глагол означает “поднялся”. Этому мнению отдал предпочтение Ибн Джарир, который в своем толковании Корана вначале упомянул о существующих между богословами разногласиях по этому поводу, а затем сказал: «Согласно самому достоверному мнению по поводу высказывания достохвального Аллаха «…затем вознесся на небо и придал ему форму семи небес»Сура “аль-Бакъара” (“Корова”), аят 29, Аллах поднялся над небом и благодаря Своему могуществу превратил его в семь небес». В другом толковании Корана имам аль-Багауи передал это мнение от имени Ибн ‘Аббаса и большинства толкователей из числа первых мусульман. Это толкование соответствует очевидному смыслу коранического откровения, но не описывает то, как Великий и Могучий Аллах вознесся на небеса.

Согласно второму толкованию, этот глагол означает “решительно направился”. Этому мнению отдали предпочтение Ибн Касир в толковании суры “аль-Бакъара” (“Корова”) и аль-Багауи в толковании суры “Фуссылат” (“Разъяснены”). Ибн Касир сказал: «Это означает, что Аллах устремился к небесам, о чем свидетельствует стоящий после глагола предлог». Аль-Багауи сказал: «Это означает, что Аллах приступил к сотворению небес».

Последнее толкование не искажает очевидного смысла откровения, потому что после глагола “истауа” стоит предлог “иля”, который выражает направление и конечную цель и влияет на значение стоящего перед ним глагола. То же самое можно сказать о следующем высказывании Всевышнего: «Рабы Аллаха будут пить из источника»Сура “аль-Инсан” (“Человек”), аят 6.

Арабский глагол “йашрабу” (букв. “пить”) в этом откровении означает “напиваться” (арабин “йрви”), потому что после него стоит предлог “би”, который влияет на значение стоящего перед ним глагола. Благодаря взаимодействию глагола и предлога выражение приобретает законченный смысл.

Примеры пятый и шестой

Высказывания Всевышнего «Где бы вы ни были, Он всюду с вами»[53] и «Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились»[54]

Ответ:

Очевидный смысл этих откровений является подлинным и правильным, но что представляет собой этот очевидный смысл? Означает ли это, что Всевышний Аллах всем Своим существом присутствует рядом с творениями и что творения смешаны с Аллахом? Или же это означает, что Всевышний Аллах присутствует рядом со Своими творениями знанием, могуществом, слухом, зрением, властью, господством и другими божественными качествами, тогда как Его божественная сущность находится над Троном и над всеми остальными творениями?

Вне всякого сомнения, первое толкование полностью противоречит контексту указанных аятов. Великий и Могучий Аллах действительно присутствует рядом с творениями, однако Он настолько Велик и Славен, что ни одно творение не способно объять его. Каноны арабского языка позволяют утверждать, что Аллах присутствует рядом с творениями, о чем упоминается в Коране, однако это отнюдь не означает того, что божественная сущность присутствует повсеместно и смешана с творениями, и это подтверждается контекстом каждого конкретного откровения. Что же касается утверждений о повсеместном присутствии божественной сущности Аллаха, то их безосновательность можно доказать несколькими способами.

Во-первых, эти утверждения противоречат единому мнению ранних мусульманских богословов, поскольку ни один из них не исповедовал подобных воззрений. Более того, они единодушно опровергали их.

Во-вторых, эти утверждения не совместимы с верой в высокое положение Всевышнего Аллаха, которое подтверждается Кораном, Сунной, здравым смыслом, подсознанием и единым мнением первых мусульман и ранних мусульманских богословов. А любые воззрения, которые противоречат неопровержимым доказательствам, являются ошибочными на основании тех же самых доказательств. Вот почему утверждения о том, что божественная сущность Аллаха находится повсеместно и смешана с творениями, отвергаются Кораном, Сунной, здравым смыслом, подсознанием и единым мнением первых мусульман и ранних мусульманских богословов.

В-третьих, из этих утверждений вытекают выводы, которые не приемлемы в отношении Всевышнего Аллаха. Если человек познал величие Аллаха, оценил Его достойным образом и понял смысл повсеместного присутствия Аллаха, о котором упоминается в Коране, то он никогда не станет утверждать того, что божественная сущность Аллаха присутствует повсеместно и находится рядом с Его творениями. И тем более, такой человек не будет делать выводов, которые напрашиваются из подобных утверждений. Воистину, они являются уделом невежд, которые не осознают величия Всевышнего Аллаха.

Если ошибочность первого толкования больше не вызывает сомнений, то становится ясно, что второе толкование является правильным. Всевышний действительно объемлет свои творения знанием, могуществом, слухом, зрением, властью, господством и другими божественными качествами, но при этом Его божественная сущность находится над Троном и над всеми остальными творениями.

В этом состоит очевидный смысл упомянутых выше двух коранических аятов. Несомненно, коранические аяты являются истиной, и очевидный смысл истины непременно должен быть истинным. Воистину, невозможно, чтобы очевидный смысл Корана был лживым и порочным.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в статье “аль-Фатва аль-Хамавийа” (“Хамавийская фетва”) писал: «Смысл присутствия Аллаха рядом с творениями меняется в зависимости от контекста. Всевышний сказал: «Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите»Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4. Из контекста явно видно, что смысл присутствия Аллаха рядом с творениями заключается в том, что Аллах видит людей, наблюдает за ними, заботится и ведает о них. Аллах присутствует рядом с творениями Своим знанием, и этого мнения придерживались ранние мусульманские богословы[55]. В этом и состоит очевидный и подлинный смысл этого откровения.

То же самое относится к следующим словам Всевышнего: «Разве ты не знаешь, что Аллах ведает и то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они творили, ведь Аллах знает все сущее»Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7.

Находясь в пещере, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал своему спутнику: «Не скорби, ибо Аллах – с нами» Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40. Очевидный смысл этих слов также был истинным, и в сложившихся обстоятельствах присутствие Аллаха выражалось в Его всеобъемлющем знании, помощи и поддержке».

Далее шейх-уль-ислам писал: «В Коране и Сунне неоднократно упоминается о присутствии Аллаха рядом с творениями, и смысл этого в каждом конкретном случае имеет различные оттенки. Он различается либо сходится в зависимости от обстоятельств, но, несмотря на все различия, мы не имеем права утверждать, что божественная сущность Великого и Могучего Господа находится среди Его творений. Если же кто-либо поступает так, то он искажает очевидный смысл откровения»[56].

Из всего сказанного следует, что Великий и Могучий Аллах не присутствует рядом с творениями Своей божественной сущностью. Об этом свидетельствует аят из суры “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), в начале и в конце которого упоминается о всеобъемлющем знании Аллаха. Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллах ведает и то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они творили, ведь Аллах знает все сущее»Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7.

Следовательно, очевидный смысл присутствия Аллаха рядом с творениями в данном случае заключается в том, что Аллах ведает о своих рабах и доподлинно знает об их деяниях. Это отнюдь не означает того, что Аллах находится среди людей на земле.

Что же касается аята из суры “аль-Хадид” (“Железо”), то перед напоминанием о присутствии Аллаха рядом с творениями Всевышний Аллах поведал о Своем вознесении на Трон и Своем всеобъемлющем знании, а после этого напомнил о том, что Он видит каждое деяние Своих рабов. Всевышний сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите»Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

Очевидный смысл присутствия Аллаха рядом со своими творениями в этом случае заключается в том, что Аллах ведает о Своих рабах и видит их деяния, хотя Сам Он вознесся на Трон и находится над ними. Он не находится среди Своих рабов на земле Своей божественной сущностью, ибо в противном случае конец обсуждаемого нами аята противоречил бы его началу, в котором сообщается, что Аллах вознесся на Трон.

Следовательно, присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями означает, что Аллах ведает об их положении, внимает их речам, видит их деяния, управляет их делами, дарует жизнь одним и умерщвляет других, ниспосылает богатство одним и лишает благосостояния других, одаряет властью одних и низвергает с престолов других, дарует могущество одним и унижает других. Он творит, что пожелает, в полном соответствии со Своими совершенными и неограниченными возможностями, и ничто не мешает Ему распоряжаться судьбой творений. Воистину, Аллах, который обладает такими качествами, действительно присутствует рядом с творениями, несмотря на то, что Он действительно находится над Троном.

В главе о присутствии Аллаха рядом с творениями из книги “аль-Акида аль-Васитийа” (“Васитийские вероубеждения”) шейх-уль-ислама Ибн Теймийи говорится: «Откровения, в которых Аллах поведал о том, что Он находится над Троном и в то же время присутствует рядом с нами, являются непреложной истиной и не нуждаются в искажении их смысла. Однако мы обязаны защищать их от ошибочных представлений»[57].

А в статье “аль-Фатва аль-Хамавийа” (“Хамавийская фетва”) шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Коран и Сунна указывают и освещают прямой путь каждому, кто размышляет над писанием Аллаха и Сунной Его пророка, стремится к истине и не желает искажать смысл откровений и исповедовать неверие в имена и аяты Аллаха.

Человек не имеет права думать, что одна часть откровения может противоречить другой. Кто-то может сказать, что Коран и Сунна утверждают, что Аллах находится над Троном и что эти утверждения противоречат очевидному смыслу высказывания Всевышнего «Где бы вы ни были, Он всюду с вами» Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4 и изречения Пророка «Когда каждый из вас встает на намаз, то Аллах оказывается перед Его Ликом»[58] и т.д.

Такие слова являются ложью и заблуждением, потому что Аллах действительно присутствует рядом с нами и действительно находится над Троном, и оба эти утверждения одновременно подтверждаются следующим высказыванием Всевышнего: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите»Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

Аллах поведал о том, что Он находится над Троном, но ведает обо всем происходящем, и поэтому повсюду присутствует рядом с нами. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также говорил, что Аллах находится над Троном и ведает обо всем, что вы делаете[59]»[60].

Помни, что очевидный смысл повсеместного присутствия Аллаха является подлинным, полностью соответствует совершенству Всевышнего Аллаха и никоим образом не противоречит утверждениям о том, что Сам Всевышний Аллах находится над Троном. А обосновать это можно тремя способами.

Во-первых, Всевышний Аллах поведал об этом в Своем безупречном писании, различные утверждения которого не могут быть противоречивыми. Если же некоторые коранические откровения на первый взгляд кажутся противоречивыми, то человек обязан размышлять над ними до тех пор, пока ему не откроется истина. Всевышний сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы Коран был не от Аллаха, то они обнаружили бы в нем множество противоречий»Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 82.

Если же человек не в состоянии самостоятельно найти истину, то он должен следовать примеру обладающих твердым знанием, которые говорят: «Мы уверовали в него! Все это – от нашего Господа»Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аят 7. Доверься Тому, Кто ниспослал Писание и ведает о нем. И помни, что твои познания могут иметь недостатки, но недостатков и противоречий в Священном Коране быть не может.

Именно этим способом воспользовался шейх-уль-ислам Ибн Теймийя для обоснования своей позиции, о чем свидетельствуют его слова “…оба эти утверждения одновременно подтверждаются следующим высказыванием Всевышнего”.

То же самое сделал имам Ибн аль-Каййим. Опровергая утверждения о толковании откровений в переносном смысле, он сказал: «Аллах поведал о том, что Он присутствует рядом со своими творениями, но в то же время находится на Троне. Всевышний объединил эти воззрения и сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите»Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

Аллах поведал о сотворении небес и земли и возвестил о том, что Он вознесся на Трон. Однако вместе с тем он присутствует рядом с творениями, потому что видит их деяния, будучи над Троном. В одном из хадисов также говорится, что Аллах находится над Троном и видит ваши деяния. Высокое положение Аллаха никоим образом не противоречит Его присутствию рядом с творениями, также как и присутствие Аллаха рядом с творениями не противоречит Его высокому положению. Напротив, оба утверждения являются истиной»[61].

Во-вторых, Аллах действительно может присутствовать рядом с творениями, находясь на Троне. Объединить эти два понятия можно даже в отношении творений. Например, мы говорим, что луна путешествовала вместе с нами, и никто не считает это высказывание противоречивым. Никто не понимает его так, что луна спустилась на землю. И если подобное возможно в отношении творений, то это тем более можно отнести к Творцу, Который объемлет Своим знанием все сущее, находясь при этом высоко над своими творениями. Воистину, можно быть рядом, но в то же время находиться в совершенно другом месте.

Именно так разъяснил обсуждаемый нами вопрос шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в статье “аль-Фатва аль-Хамавийа” (“Хамавийская фетва”). Он писал: «Если арабский предлог “маа” (букв. “с, при”)[62] используется в широком смысле, то он обозначает сочетание вещей, но не подразумевает их соприкосновения или близости справа и слева. И даже если он связан с определенными обстоятельствами, он все равно обозначает сочетание вещей при этих обстоятельствах, и поэтому мы говорим, что луна или звезды путешествовали с нами. Мы также говорим, что наша поклажа с нами, потому что она доступна нам. И это утверждение справедливо, даже если она находится над нашей головой. Что же касается Аллаха, то Он действительно присутствует рядом со Своими творениями и действительно находится над Троном»[63].

Шейх-уль-ислам, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал правду. Аллах, Который ведает о тебе, наблюдает за тобой, заботится о тебе, слышит твою речь, видит твои деяния, управляет твоей судьбой, действительно присутствует рядом с тобой, даже если Его божественная сущность в действительности находится над Троном, потому что можно быть рядом, находясь в совершенно другом месте.

В-третьих, даже если бы творения были не способны присутствовать рядом и в то же время находиться очень далеко, это не означало бы того, что Творец, Который охарактеризовал Себя этими качествами, не может обладать ими. Всевышний Аллах абсолютно не похож на творения, и поэтому Он сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

Этим способом шейх-уль-ислам Ибн Теймийя воспользовался в книге “аль-‘Акыда аль-Уаситийа” (“Васитийские вероубеждения”), в которой он сказал: «Коранические аяты и хадисы, в которых упоминается о близости Аллаха и Его присутствии рядом с творениями, не противоречат высокому положению Аллаха, потому что ни одно божественное качество не похоже на качества творений. Он – Возвышенный, но в то же время Он близок. Он – Близкий, но в то же время Он находится очень высоко»[64].

Вывод

По своему отношению к повсеместному присутствию Аллаха люди разделились на три группы.

К первой группе относятся люди, которые считают, что общее присутствие Аллаха рядом с творениями заключается в Его всеобъемлющем знании, а частное присутствие Аллаха рядом с творениями заключается в Его божественной помощи и поддержке. В то же время они верят в то, что Аллах вознесся на Трон, над которым находится Его божественная сущность. К этой группе относятся ранние мусульманские богословы и их праведные последователи, чьи абсолютно правильные воззрения мы уже обсудили выше.

Ко второй группе относятся люди, которые считают, что Аллах присутствует повсеместно Своей божественной сущностью и находится среди Своих творений на земле. При этом они отрицают то, что Аллах вознесся на Трон и находится над ним Своей божественной сущностью. К этой группе относятся хулулиты (букв. “пантеисты”) из числа ранних джахмитов и их последователей, однако их убеждения порочны и несправедливы, в чем были единодушны все ранние мусульманские богословы.

К третьей группе относятся люди, которые считают, что Аллах присутствует повсеместно Своей божественной сущностью, но в то же время находится над Троном. О воззрениях этих людей особо упомянул шейх-уль-ислам Ибн Теймийя[65]. Они полагают, что руководствуются очевидным смыслом священных текстов, в которых упоминается о присутствии Аллаха рядом с творениями и Его нахождении над Троном, однако в действительности это не так. Эти люди заблуждаются, потому что священные тексты о присутствии Аллаха рядом с творениями не свидетельствуют о единстве Аллаха с творениями. Подобный пантеизм является ложью, а очевидный смысл слов Аллаха и Его посланника не может быть ложным.

Примечание первое

Помни, что первые мусульмане и ранние мусульманские богословы не считали, что присутствие Аллаха рядом с творениями ограничивается только божественным знанием. Оно также заключается в том, что Аллах объемлет Своих рабов слухом, зрением, могуществом, властью и другими божественными качествами.

Примечание второе

Ранее мы уже упоминали о том, что высокое положение Всевышнего Аллаха подтверждается Кораном, Сунной, здравым смыслом, подсознанием и единым мнением первых мусульман. Коранические тексты свидетельствуют об этом по-разному.

В некоторых аятах сообщается о том, что Аллах вознесся на Трон и находится на небесах. Например, Всевышний Аллах сказал: «Его престол объемлет небеса и землю, и Ему не в тягость охранять их. Он – Возвышенный, Великий»Сура “аль-Бакъара” (“Корова”), аят 255.

Он также сказал: «Он – Одолевающий и находится над Своими рабами»Сура “аль-Ан’ам” (“Скот”), аят 18.

Он также сказал: «Он – Милостивый, Который вознесся на Трон»Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.

Он также сказал: «Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может заставить землю поглотить вас и тогда она заколеблется? Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может низринуть на вас ураган? Скоро вы узнаете цену Моему увещеванию!»Сура “аль-Мульк” (“Власть”), аяты 16-17.

В некоторых аятах сообщается о том, как творения или деяния возносятся к Аллаху. Например, Всевышний Аллах сказал: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит доброе дело»Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 10.

Он также сказал: «Ангелы и дух восходят к Нему в день, равный по времени пятидесяти тысячам лет»Сура “аль-Ма’аридж” (“Ступени”), аят 4.

Он также сказал: «О Иса! Я упокою тебя и вознесу к Себе»Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аят 55.

А в некоторых аятах упоминается о том, как некоторые творения и веления нисходят от Аллаха. Например, Всевышний Аллах сказал: «Скажи, что святой Дух спустился с ним от твоего Господа»Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 102.

Он также сказал: «Он распространяет Свое повеление от неба и до земли, а затем оно опять восходит к Нему в течение дня, который по вашему счету продолжается тысячу лет»Сура “ас-Саджда” (“Поклон”), аят 5.

Что же касается доказательств из Сунны, то они объединяют не только пророческие изречения и действия, но и молчаливое согласие Посланника Аллаха с подобными высказываниями. Хадисов по этому поводу настолько много, что их можно считать общеизвестными, и они также по-разному свидетельствуют о высоком положении Аллаха. Например, во время земного поклона Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Пречист мой Всевышний Господь!»[66]

Он также сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, Он сделал надпись у Себя над Троном о том, что Его милость опережает Его гнев»[67]

Он также сказал: «Неужели вы не доверяете мне, тогда как я являюсь доверенным Того, Кто на небе?»[68]

А находясь на кафедре в пятничный день, он воздел руки к небу и сказал: «О Аллах! Ниспошли нам дождь!»[69]

А во время проповеди в день Арафы, когда люди засвидетельствовали, что он донес послание, выполнил миссию и дал самые искренние наставления, он показал рукой на небо и сказал: «О Аллах! Будь же свидетелем!»[70]

А когда на вопрос о том, где находится Аллах, рабыня сказала, что Аллах находится на небе, он согласился с этим и сказал ее господину: «Отпусти ее, потому что она – правоверная»[71]

Что касается логических аргументов, то здравый смысл подсказывает нам, что Всевышний Аллах обладает только качествами совершенства и далек от любых недостатков и изъянов. Высокое положение является признаком совершенства, в то время как низкое положение является недостатком, а это обязывает правоверных верить в Его высокое положение и отвергать обратное.

Что касается человеческого подсознания, то оно однозначно свидетельствует о высоком положении Всевышнего Аллаха, потому что каждый молящийся или испуганный человек тотчас устремляется всем сердцем ко Всевышнему Господу и обращает свои устремления к небу, а не в другую сторону.

Спросите у молящихся, которые во время каждого земного поклона повторяют: «Пречист мой Всевышний Господь!» Куда устремляются их души в этот момент?

Что же касается единого мнения первых мусульман, то абсолютно все сподвижники, их последователи и ранние мусульманские богословы единодушны в том, что Всевышний Аллах вознесся на небо и находится над Троном. Высказывания мусульманских богословов на эту тему хорошо известны[72]. Аль-Ауза’и сказал: «Мы и последователи сподвижников были единодушны в том, что напоминание Всевышнего Аллаха находится над Троном. Мы верим в те божественные качества, которые упоминаются в Сунне»[73]. Мусульманские богословы неоднократно упоминали о том, что среди праведных богословов нет разногласий по этому поводу. Да и какие разногласия могут быть после того, как нам стали известны перечисленные выше неопровержимые доказательства. Воистину, отказаться от них могут только высокомерные гордецы с ослепшей душой, чьи чувства и помыслы исказились под влиянием наущений сатаны. Да одарит нас Всевышний Аллах благополучием и благоденствием!

Из всего сказанного становится предельно ясно, что Всевышний Аллах превыше Своих творений как Своей божественной сущностью, так и своими безупречными качествами, и это является самым ясным, самым доказуемым, самым справедливым и самым правдивым утверждением.

Примечание третье

Дорогой читатель! Однажды я написал статью для некоторых студентов, которая содержала выдержки из речей, которые я произносил на разных собраниях, посвященные вопросу о присутствии Всевышнего Аллаха рядом со своими творениями. В этой статье говорится: «Мы убеждены в том, что Всевышний Аллах присутствует рядом со Своими творениями. Это присутствие истинно по существу и полностью соответствует величию Аллаха. Оно означает то, что Аллах объемлет все сущее знанием, могуществом, слухом, зрением, властью и господством. Он далек от того, чтобы находиться среди творений и разделять с ними пространство. Напротив, Он – Возвышенный. Он превыше творений Своей божественной сущностью и своими божественными качествами, причем высокое положение относится к тем качествам, которые связаны с божественной сущностью Аллаха и присущи Ему во все времена. Он вознесся на Трон в полном соответствии со Своим величием и совершенством, и это никоим образом не противоречит Его присутствию рядом с творениями, потому что Священный Коран гласит: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

Говоря, что присутствие Аллаха “истинно по существу”, я хотел подчеркнуть истинность присутствия Всеблагого и Всевышнего Аллаха рядом с творениями. Я не имел в виду, что Аллах Своей сущностью находится на земле среди творений.

Этого нельзя предположить уже потому, что в той же самой статье я написал: «Он далек от того, чтобы находиться среди творений и разделять с ними пространство. Напротив, Он – Возвышенный. Он превыше творений Своей божественной сущностью и Своими божественными качествами, причем высокое положение относится к тем качествам, которые связаны с божественной сущностью Аллаха и присущи Ему во все времена».

Кроме того, в этой же статье я сказал буквально следующее: «Мы считаем, что всякий, кто предполагает, что Аллах присутствует повсеместно Своей божественной сущностью, является либо неверующим, либо заблудшим. Если же он приписывает подобные воззрения кому-либо из ранних мусульманских богословов или имамов, то он является лжецом».

Ни один благоразумный человек, познавший качества Аллаха и оценивший Его достойным образом, не станет утверждать, что Аллах находится среди творений на земле. Я опровергал и продолжаю опровергать подобные воззрения на каждом собрании и уроке, которые бывают посвящены этому вопросу.

И поэтому я прошу Всевышнего Аллаха укрепить меня и моих братьев-мусульман твердым словом как при жизни на земле, так и после смерти!

После написания этой статьи я написал еще одну статью, которая была опубликована в журнале “ад-Да’уа” (“Призыв”), который выходит в Эр-Рияде. Эта статья вышла в свет в 911 номере журнала в четвертый понедельник месяца мухаррам 1404 г.х. В ней я разделил воззрения шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, о том, что Аллах действительно присутствует рядом с творениями и что это никоим образом не свидетельствует в пользу пантеизма и единства Аллаха с творениями. И тем более это не может свидетельствовать о правдивости выводов, которые вытекают из воззрений о единстве Аллаха с творениями. В этой статье я посчитал обязательным для себя показать несообразность использования выражения “по существу” в данном контексте[74]. Я также перечислил несколько путей того, как следует совмещать веру в высокое положение Всевышнего Аллаха и Его присутствие рядом с творениями.

Помни, что каждое выражение, которое дает основания предположить, что Всевышний Аллах находится среди творений на земле или что Он не вознесся на Трон и не находится на небесах, является неправильным, потому что подобные воззрения не соответствуют величию и совершенству Всевышнего. Мусульмане обязаны опровергать подобные выражения, кому бы они ни принадлежали, как бы они ни выглядели.

Мусульмане также обязаны избегать высказываний, которые могут побудить некоторых людей думать об Аллахе неподобающим образом. Что же касается божественных качеств, которые упомянуты в писании Всевышнего Аллаха и изречениях Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, то мусульмане обязаны верить в них, проповедовать такие воззрения и разъяснять истину тем, кто делает ошибочные предположения, не соответствующие совершенству Великого и Могучего Аллаха.

Примеры седьмой и восьмой

Высказывания Всевышнего «Мы ближе к нему, чем яремная вена»[75] и высказывание Всевышнего «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого»[76] По мнению толкователей, под близостью в этих аятах подразумевается присутствие ангелов.

Ответ:

Подобное толкование не является искажением очевидного смысла откровений, что становится ясно каждому, кто задумывается над их смыслом.

Что касается первого аята, то контекст обсуждаемого откровения свидетельствует в пользу правдивости такого толкования. Всевышний сказал: «Мы создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Два ангела сидят справа и слева от него и записывают [его деяния]. Он не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж»Сура “Каф” (“Каф”), аяты 16-18.

Продолжение суры ясно свидетельствует о том, что речь идет о двух ангелах, которые сидят около человека.

Что же касается второго аята, то в нем говорится о положении умирающего человека, который расстается с миром в присутствии ангелов. Всевышний сказал: «А когда к кому-нибудь из вас придет смерть, его упокоят Наши посланцы, которые не делают упущений»Сура “аль-Ан’ам” (“Скот”), аят 18.

А в обсуждаемом нами аяте говорится: «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого»Сура “аль-Уаки’а” (“Неотвратимое”), аят 85.

Речь идет о тех, кто находится недалеко от людей, в том же самом месте, хотя люди и не видят их. А поскольку подобное невозможно в отношении Всевышнего Аллаха, становится ясно, что в откровении имеются в виду ангелы.

Кто-то может спросить, почему же тогда Аллах говорил от первого лица? Используются ли подобные обороты, когда речь идет об ангелах?

В ответ мы должны сказать, что Всевышний Аллах говорил от первого лица, потому что ангелы являются воинами и посланцами Аллаха и приближаются к людям только по Его воле. В Священном Коране подобные обороты неоднократно используются, когда речь идет об ангелах. Например, Всевышний Аллах сказал: «А когда Мы прочтем его, то читай его следом» Сура “аль-Къийама” (“Воскресение”), аят 18.

Здесь речь идет о том, как ангел Джибриль читал Коран посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и несмотря на это Аллах говорил от первого лица. А поскольку Джибриль читал Коран Пророку по воле Аллаха, чтение Корана действительно можно было связать с именем Всевышнего Аллаха.

То же самое можно сказать о следующем высказывании Всевышнего: «Когда страх Ибрахима улегся, и он услышал радостную весть, он начал пререкаться с Нами по поводу народа Лута»

Сура “Худ” (“Худ”), аят 74.

В действительности Ибрахим препирался с ангелами, которыми были посланцами Всевышнего Аллаха.

Примеры девятый и десятый

Высказывание Всевышнего о ковчеге Нуха «Он поплыл у Нас на Глазах в воздаяние тому, кого отвергли»[77] и обращение Всевышнего к Мусе со словами «Я осенил тебя Своей любовью, и тебя взрастили у Меня на глазах»[78]

Ответ:

Очевидный смысл этих аятов также является истинным, но каков в действительности их очевидный смысл?[79] Означают ли эти откровения, что ковчег Нуха плыл внутри Глаза Аллаха или что Муса воспитывался на Глазах Всевышнего Господа? Или же они означают, что Аллах наблюдал за происходящим и заботился о ковчеге Нуха и воспитании пророка Мусы?

Вне всякого сомнения, первое мнение является ошибочным, и доказать это можно двумя способами.

Во-первых, это толкование противоречит смыслу обсуждаемых нами откровений на арабском языке, и прекрасно известно, что Коран ниспослан только на этом языке. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, – быть может, вы уразумеете»

Сура “Йусуф” (“Йусуф”), аят 2.

Всевышний также сказал: «Воистину, это – послание от Господа миров, с которым верный Дух снизошел на твое сердце, чтобы ты стал одним из увещевателей. Оно [ниспослано] на ясном арабском языке»Сура “аш-Шуара” (“Поэты”), аяты 192-195.

Никто не понимает выражение “человек ходит у меня на глазах” (букв. “человек ходит в моем глазе”) буквально. И никто не думает, что выражение “он закончил учебу у меня на глазах” (букв. “он закончил учебу на моем глазе”) означает, что человек закончил учебу верхом на его глазе. И если кто-либо предположит, что подобные выражения следует понимать буквально, то смеяться над ним будут даже глупцы, не говоря уже о благоразумных мужах.

Во-вторых, подобное толкование является совершенно неприемлемым. Если человек познал качества Аллаха и оценил Его достойным образом, то он никогда не предположит подобное о Всевышнем Аллахе. Аллах находится над Троном, и Его божественная сущность отделена от сущности Его творений. Ни одно творение не находится внутри Аллаха, и Сам Аллах не находится внутри Своих творений. Он пречист и превыше этого!

Из всего сказанного становится ясно, что очевидный смысл этих откровений заключается в том, что Аллах наблюдал за происходящим и заботился о ковчеге Нуха и воспитании Мусы. Именно так истолковывали эти аяты ранние мусульманские богословы[80]. Если кто-либо находится под присмотром Всевышнего Аллаха, то это непременно означает, что Аллах видит его. Правильный вывод является неотделимой частью очевидного смысла любого выражения с точки зрения соответствия, содержания и необходимости.

Пример одиннадцатый

Высказывание Всевышнего в священном хадисе «Мой раб продолжает приближаться ко Мне благодаря добровольным обрядам поклонения до тех пор, пока Я не возлюблю его. А когда Я возлюблю его, Я буду слухом, которым он слышит, и зрением, которым он видит, и рукой, которой он хватает, и ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня, Я непременно одарю его. А если он прибегнет к Моему покровительству, Я непременно укрою его»[81].

Ответ:

Этот достоверный хадис передал аль-Бухари в 38 главе о скромности раздела “Китаб ар-Рикак” (“Книга о мягкости сердец”).

Праведные мусульмане из числа приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины признают очевидный и подлинный смысл этого хадиса, но каков его очевидный смысл? Означает ли этот хадис, что Всевышний Аллах превращается в слух, зрение, руки и ноги святых угодников? Или же он означает, что Всевышний Аллах направляет на прямой путь слух, зрение, руки и ноги святых угодников, благодаря чему они трудятся исключительно ради Аллаха?

Безусловно, первое толкование не может быть очевидным смыслом этого хадиса. Более того, если человек поразмыслит над смыслом хадиса, то ему станет ясно, что этот хадис не понимается так. И обосновать это можно двумя способами.

Во-первых, Всевышний Аллах сказал: «Мой раб продолжает приближаться ко мне благодаря добровольным обрядам поклонения до тех пор, пока Я не возлюблю его». И в конце хадиса Он сказал: «Если он попросит Меня, Я непременно одарю его. А если он прибегнет к Моему покровительству, Я непременно укрою его». Речь идет о рабе и Господе Боге. Один стремится приблизиться к другому. Один любит, а другой является возлюбленным. Один молится, а другой внимает молитвам. Один дарует, а другой принимает дары. Один ищет покровительства, а другой укрывает. Совершенно ясно, что речь идет о двух различных существах, каждый из которых не похож на другого. Все это означает, что один из них не может быть качеством или частью другого.

Во-вторых, слух, зрение, руки и ноги святого угодника являются качествами или частями тела творения, которое возникло из небытия. Какой же благоразумный человек станет утверждать, что Творец, Который существует изначально и вечно, превращается в слух, зрение, руки и ноги творения? Воистину, душа содрогается от одного упоминания об этом, и язык не поворачивается произносить подобные выражения даже в условном наклонении. Как же люди осмеливаются утверждать, что эти выражения являются очевидным смыслом священного хадиса? О Аллах! Ты пречист и достоин похвалы! Мы не способны восхвалить Тебя надлежащим образом, ибо только Ты властен сделать это.

Если несостоятельность первого толкования больше не вызывает сомнений, то нам становится ясно, что очевидный смысл этого хадиса заключается в том, что Всевышний Аллах оберегает слух, зрение, руки и ноги святых угодников, благодаря чему они пользуются своим слухом, своим зрением, своими руками и ногами только ради совершения искренних богоугодных дел. При этом они испрашивают помощь у Всевышнего Господа и руководствуются Его шариатом. Их искренность, стремление снискать Божью помощь и желание руководствоваться Божьими предписаниями совершенны, и это является величайшей милостью Аллаха. Именно так истолковывали этот хадис ранние мусульманские богословы, и это толкование полностью соответствует его очевидному смыслу. Оно не является толкованием в переносном смысле, и хвала за это надлежит одному Аллаху!

Пример двенадцатый

Высказывание Всевышнего в священном хадисе «Если кто-нибудь приблизится ко Мне на пядь, то Я приближусь к нему на локоть. Если кто-нибудь приблизится ко Мне на локоть, то Я приближусь к нему на сажень. А если кто-нибудь пойдет ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом»[82].

Ответ:

Этот достоверный хадис передал Муслим в разделе “Китаб аз-Зикр ва ад-Дуа” (“Книга поминаний и молитв”) со слов Абу Зарра, да будет доволен им Всевышний Аллах. Он же передал похожий хадис со слов Абу Хурайры. Аль-Бухари также передал похожий хадис со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, в пятнадцатой главе раздела “Китаб ат-Таухид” (“Книга о единобожии”).

Этот хадис, как и другие священные тексты, в которых упоминаются божественные деяния, свидетельствует о том, что Всевышний Аллах делает то, что пожелает. И это неоднократно подтверждается в Коране и Сунне. Всевышний сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне»Сура “аль-Бакъара” (“Корова”), аят 186.

Всевышний также сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут Ад»Сура “аль-Фаджр” (“Заря”), аяты 21-23.

Он также сказал: «Неужели они ждут, когда к ним явятся ангелы, или твой Господь, или некоторые из знамений твоего Господа?»Сура “аль-Ан’ам” (“Скот”), аят 158.

Он также сказал: «Он – Милостивый, Который вознесся на Трон»Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.

А Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш Господь спускается на ближайшее небо»[83].

Он также сказал: «Аллах не принимает ничего, кроме благого. И если человек раздал пожертвование из благого удела, то Милостивый непременно примет его Своей Десницей»[84].

Существует много других аятов и хадисов о божественных деяниях, которые Аллах совершает по собственному желанию.

Одним из таких священных текстов является высказывание Всевышнего «А если кто-нибудь пойдет ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом». Ранние мусульманские богословы из числа приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины признавали очевидный смысл этих священных текстов в том подлинном виде, который полностью соответствует совершенству Великого и Могучего Аллаха. При этом они не придавали божественным качествам форму и не отождествляли их с качествами творений. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя, комментируя хадис о нисхождении Аллаха, писал: «Что же касается приближения Аллаха к некоторым из творений, то об этом сообщается наряду с божественными деяниями, которые Аллах совершает по собственной воле. К ним относится пришествие Аллаха в День воскресения, Его нисхождение и вознесение на Трон. Этих воззрений придерживались ранние мусульмане, известные мусульманские богословы и знатоки хадисов, что подтверждается многочисленными преданиями»[85].

Что же мешает нам верить в то, что Аллах приближается к Своему рабу так, как Ему угодно, находясь при этом над Троном? Что мешает нам верить в это, не воплощая божественные деяния в форму и не отождествляя их с деяниями творений? Разве способность Аллаха совершать то, что Ему угодно, самым совершенным образом не является свидетельством Его божественного совершенства?

Некоторые богословы считают, что под высказыванием Всевышнего «А если кто-нибудь пойдет ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом» имеется в виду то, что если раб Божий стремится приблизиться к Аллаху и устремляется к Нему душой и телом, то Всевышний Аллах устремляется к нему еще быстрее и одаряет его гораздо более прекрасным вознаграждением. Причиной такого толкования стала первая часть обсуждаемого нами предложения. Хорошо известно, что человек, который стремится приблизиться ко Всевышнему Аллаху, не делает этого только шагом. Иногда он действительно шагает в мечеть, шагает при совершении обрядов паломничества, шагает на пути Аллаха и т.п. Но вместе с тем он кланяется, падает ниц и совершает многое другое. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб оказывается ближе всего к своему Господу во время земного поклона»[86].

Более того, человек может приближаться ко Всевышнему Аллаху, лежа на боку, потому что Всевышний сказал: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи заключаются истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и лежа на боку»Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аяты 190-191.

А обращаясь к Имрану бин Хусайну, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молись стоя, если же ты не можешь делать этого, то молись сидя. Если же ты не можешь делать этого, то молись лежа»[87].

На основании этого некоторые богословы пришли к выводу, что в хадисе речь идет о вознаграждении, которым Всевышний Аллах одаряет Своих рабов. И даже если очень медлительный человек искренне устремляется к своему Господу, Он одаряет его более прекрасным и совершенным вознаграждением. Эти богословы считают, что этот смысл хадиса является очевидным и соответствует мусульманским представлениям.

Поскольку подобное толкование действительно соответствует шариатским представлениям и не искажает очевидного смысла хадиса, оно совершенно не похоже на искажение смысла священных текстов, которым пользуются еретики, и поэтому оно не может служить доводом против приверженцев Сунны. Хвала же за это надлежит одному Аллаху!

Тем не менее, это толкование можно подвергнуть некоторой критике, и поэтому первое толкование этого хадиса является более очевидным, более правильным и более близким к воззрениям первых мусульман.

Второе толкование опирается на то, что человек приближается ко Всевышнему Аллаху не только шагом. Однако упомянутые в хадисе обстоятельства являются всего лишь примером и отнюдь не означают того, что приблизиться к Аллаху можно только шагом. Смысл этого примера состоит в том, что человек приближается к Аллаху, даже если он шагает в мечеть для совершения намаза, совершает обход вокруг Каабы или совершает пробежку между холмами ас-Сафа и аль-Марва. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Пример тринадцатый

Наши рекомендации