Любовьрадиаллахаи ненавистьрадиаллаханадежнее
ВМЕСТЕ НА ПУТИ, ВЕДУЩЕМ К РАЮ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
О люди! Поклоняйтесь вашему Господу
Любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха надежнее всего связывает человека с верой
У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним
.... и верить в предопределение, как хорошее, так и дурное
Часть в раю, Аллах часть в огне
О народ наш! Отвечайте призывающему к Аллаху
... и выстаивайте молитву и не будьте из числа многобожников
... и горе многобожникам, которые не выплачивают закят
Пост — один из столпов Ислама и один из важнейших видов поклонения
Те, кто будет в состоянии это сделать, должны совершить хадж ради Аллаха
... и не украшайтесь украшениями времен первого неведения
Вы должны следовать моей сунне
Наставления пророка
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
"... кто последует за Моим руководством, тот не собьётся с пути и не будет несчастным!"[1]
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала Аллаху, которого мы восхваляем, к которому обращаемся за помощью и которого просим о прощении, и мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от наших дурных дел. Никто не собьет с пути того, кого ведёт Аллах, а "кого сбивает с пути Аллах, тому нет наставляющего"[2].
Я свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, которому нет равного, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник. О Боже, благослови пророка Мухаммада, его жён, которые являются матерями правоверных, его потомство и членов его семьи, как благословил Ты Ибрахима, поистине, Ты — Хвалимый и Славный!
Поистине, счастье человека в этом мире и в мире в ином зависит от того, в какой степени он будет привержен Исламу в своих словах и делах и по всему своему образу жизни. Сейчас стало много таких людей, кого считают приверженцами Ислама и кто сам заявляет о своей твёрдой приверженности этой религии, но на самом деле придерживается несовместимых с Исламом мыслей, убеждений, образа действий и образа жизни. Таким образом, отношение к определённым вопросам, являющееся признаком истинной приверженности к Исламу, отличает тех, кто действительно неуклонно придерживается всех установлений этой религии, от невежественных, заблудших, отклоняющихся от пути истинного и тех, кто только на словах является мусульманином.
В этой небольшой книге мы как раз и касаемся вышеупомянутых разнообразных вопросов, отношение к которым каждого мусульманина должно быть правильным, и здесь речь идёт о доводах Корана и сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и том, как всё это понимали наши предшественники. Я постарался изложить все эти вопросы как можно более просто, и да облегчит Аллах всем путь к получению пользы от этой книги, и пусть она будет посвящена одному лишь Ему.
О ЛЮДИ! ПОКЛОНЯЙТЕСЬ ВАШЕМУ ГОСПОДИНУ...[3]
О брат мой, задумывался ли ты когда-нибудь о смысле нашей жизни на этой земле? Откуда мы пришли? Кто привёл нас сюда? Почему Он привёл нас? Куда Он уведёт нас после завершения этой жизни?
Все эти вопросы обязательно должны были в то или иное время приходить на ум тебе, да и любому другому человеку, но беда в том, что большинство людей, к сожалению, не утруждает себя поисками ответов на них.
Все помыслы таких людей в этой жизни ограничиваются едой, питьем и удовлетворением своих желаний, а многие отклонились от пути истинного в поисках ответов, потому что с самого начала не двигались в правильном направлении и не обращались к тем, кому эти ответы были известны. И те и другие мертвы, и они передвигаются по земле в полном соответствии с тем, как описал их Аллах, который сказал:
— ... у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они — как скоты, даже более заблудшие. Они пребывают в неведении[4].
Давайте же попробуем с помощью того, что написано в этой книге, избавиться от этого небрежения, чтобы в дальнейшем двигаться по жизни с помощью правильного руководства и света, двигаться по пути прямому, который разъяснил нам Творец небес и земли. Путем этим является Его религия, кроме которой Он не примет ни от кого из людей никакой иной религии. Только эта религия может дать тебе удовлетворительные ответы на все эти вопросы, поскольку лишь эта религия является чистой религией, ниспосланной людям Аллахом.
Аллах Всевышний сказал:
— Или они сотворены ни из чего, или они сами — творцы?[5]
Аллах Всевышний также сказал:
— Господь наш тот, кто придал каждой вещи её форму, а потом вёл по своему пути.[6]
Аллах Всевышний также оказал:
— Скажи: "Кто посылает вам удел с неба и земли? Или — кто владеет слухом зрением? И кто выводит живое из мёртвого и выводит мертвое из живого? И кто правит делом?" И они скажут: "Аллах".[7]
Таким образом, Коран ясно отвечает на вопросы о том, куда мы пришли и кто привёл нас сюда. Это — истина, от которой человек не может отмахнуться. Её признавали даже многобожники, которые не могли отрицать это, но разве одного такого признания достаточно? "Разве вы не побоитесь?"[8]
Аллах Всевышний сказал:
— Я ведь создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.[9]
Если теперь тебе известно, что один лишь Аллах создал все сущее, что только Он управляет, оживляет, умерщвляет и обладает полной властью надо всем во Вселенной, это должно привести твоё сердце к убеждению в том, что один лишь Он, а никто иной, достоин поклонения, и ради этого появились небеса и земля, только ради этого мы были созданы в этом мире и явились в этот мир и только ради этого к людям направлялись посланники и ниспосылали Писания, из чего следует, что это послужит основой для расчёта, после которого людей идёт награда или наказание, ад или рай.
Значит ли это, что мы должны провести всю свою жизнь в мечети, совершая поясные и земные поклоны и предоставив другим управлять всем происходящим в жизни?
Такое понимание поклонения следует считать явно неправильным.
Поклонение есть совершение всего того, что любит Аллах и что является угодным Ему, и отказ от совершения всего того, что Он запрещает и чего не желает. Иными словами, оно состоит в том, чтобы во время своей учёбы, работы, пребывания у себя дома, в пути, в мечети, во взаимоотношениях с другими людьми, короче говоря, всегда и везде ты стремился бы к лику Аллаха к следовал примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Благодаря соблюдению этих двух условий вся твоя жизнь станет поклонением Аллаху Всевышнему. Поклонение предполагает собой повиновение и преданность одному лишь Аллаху.
Поклонение это чувство благодарности, продление терпения и удовлетворения и устремлённость к одному лишь Аллаху. Поклонение это обращение с мольбами, проявление смирения и подчинение велениям Аллаха Всевышнего. Поклонение это совершение молитв, соблюдение постов, совершение хаджа и выплата закята. Поклонение это проявление любви, страха и покорности по отношению к одному лишь Аллаху Всевышнему. Поклонение это употребление дозволенной пищи и отказ от пищи запретной. Поклонение это почтение по отношению к родителям, добрый нрав, уважение к старшим, жалость по отношению к младшим и обездоленным и проявление радости по отношению к своему брату-мусульманину. Поклонение это искренность в речах, верность договорам и обещаниям, отказ от обмана, ростовщичества, подкупа и прочих запретных вещей. Поклонение это потупление взора, оберегание своих половых органов, ношение покрывала и сохранение целомудрия. Поклонение это веление совершать одобряемое и запрещение совершения отвергаемого, призыв людей к Аллаху и борьба на пути Аллаха.
Аллах Всевышний сказал:
— Скажи: "Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть предназначаются Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я — первый из предавшихся".[10]
Аллах Всевышний также сказал:
— Кто не верует в идолов и верует в Аллаха, тот придерживается надежных связей...[11]
Поклонение, о котором идет речь, может осуществляться только при условии неверия в идолов, как сказал об этом Аллах, и с этим Он направлял к людям всех своих посланников во все времена:
— Мы отправили к каждому народу посланника: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества".[12]
Тагутом (идолом) становится каждый преступивший границы того, что связано с поклонением, и начавший приписывать себе такие права и атрибуты, о которых можно говорить лишь применительно к Аллаху Всевышнему. Во главе идолопоклонства стоит шайтан, призвавший людей поклоняться не Аллаху и подчиниться ему самому.
Аллах Всевышний сказал:
— Разве Я не заповедал вам, сыны Адама, чтобы вы не поклонялись шайтану? Ведь он для вас враг явный![13]
Поклонением же шайтану является подчинение его приказам не верить в Аллаха Всевышнего. Тагутом является также всякий, за кем следуют, кому подчиняются и кто выносит те или иные решения, не обладая знанием от Аллаха и не зная законов, ниспосланных Аллахом. То же самое относится и ко всем, кто претендует на обладание знания о скрытом, например, — к гадателям, астрологам и прорицателям.
Аллах Всевышний сказал:
— Скажи: "Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха..."[14]
То же самое можно сказать и о тех, кто заявляет о своей способности причинять вред или приносить пользу без соизволения на то Аллаха.
Что же касается неверия в тагута, то им является убежденность твоего сердца в ложности поклонения всем идолам и ложности их претензий на божественность наряду с Аллахом и убежденность его в том, что божеством является один лишь твой господь. Все это предполагает, что ты будешь любыми способами стремиться искоренить поклонение всевозможным идолам повсеместно.
Аллах Всевышний сказал:
— ...ведь многобожие — великая несправедливость.[15]
Многобожие является грехом, который Аллах не прощает людям, но в чем же оно выражается?
Многобожие выражается в той или иной форме поклонения кому бы то ни было, кроме Аллаха, будь то приближенный ангел, или пророк, посланный Аллахом к людям, или праведный друг Аллаха, или обладающий знанием, или поклоняющийся, или предводитель, или камень, или дерево, или солнце, или луна, или дирхем, или динар или что бы то ни было иное, за чем следуют люди. Из-за всего вышеупомянутого очень многие из них впадают в многобожие, иначе говоря, — начинают приравнивать нечто к своему Господу. Таким образом, многобожником становится всякий обращающийся с мольбой не к Аллаху Всевышнему в надежде получить помощь и считающий, что тот, к кому он взывает, может приносить пользу, наносить вред, излечивать больных или помогать обиженным.
Аллах Всевышний сказал:
— Скажи: "Призывайте тех, кого вы выдумали вместо Аллаха!" Они не владеют и весом пылинки на небесах и в земле, нет у них там участия и нет для Него среди них помощника. Не поможет пред Ним заступничество никого, кроме тех, кому Он позволит.[16]
При этом человеку, поступающему таким образом, не поможет то, что он станет называть свои действия просьбой о ходатайстве или использовании чего-то или кого-то в качестве средства или посредника для обращения к Аллаху, так как все это относится к числу доводов прежних многобожников, которые говорили:
— Мы поклоняемся им только, чтобы они как-то приблизили нас к Аллаху.[17]
О подобных им Аллах Всевышний сказал так:
— И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: "Это — наши заступники у Аллаха".[18]
Проявлением многобожия являются и действия многих людей, приносящих жертвы и обеты не Аллаху, что можно часто наблюдать у могил праведников и других людей, в то время как Аллах Всевышний сказал:
— Помолись же Господу твоему и заколи![19]
В многобожие впадает и тот, кто молится и совершает земные поклоны не перед Аллахом. Именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, предостерегал членов своей общины от превращения могли в места поклонения, делая это, чтобы люди не впадали вследствие этого в многобожие и не превозносили праведников чрезмерно. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— И чтобы вы не превращали могилы в места поклонения, поистине, я запрещаю вам это!
Проявлением многобожия является также принесение клятв не именем Аллаха, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Поклявшийся не именем Аллаха впал в многобожие.
Поэтому, брат мой, не клянись ни жизнью отца, ни честью, ни пророком, ни Каабой, а клянись только именем Аллаха Всевышнего.
Малым многобожием является лицемерие, проявляющееся в стремлении человека слышать похвалы людей за совершаемые им действия, когда он учится только для того, чтобы его называли знающим, или тратит деньги только для того, чтобы его называли щедрым. Передают, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Больше всего меня пугает то, что вы можете впасть в малое многобожие", — а когда его спросили, что это означает, он ответил: "Лицемерие".
К числу проявлений многобожия относится и то, что многие люди навешивают на себя или подвешивают в своих домах различные амулеты и талисманы в надежде найти защиту от дурного глаза или зависти и привлечь к себе удачу, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Аллах не приведет к доброму завершению того, кто подвешивает талисманы.
Помни же, о брат-мусульманин, что знание обо всех этих вещах и старание избежать их является обязанностью каждого мусульманина, чтобы он мог уберечь себя от многобожия, как большого, так и малого, ведь впавшие в большое многобожие обречены на вечное пребывание в огне по слову Аллаха всевышнего:
— Поистине, Аллах не прощает того, чтобы Ему придавали сотоварищей...[20] — а малое многобожие может привести к многобожию большому, являющемуся самым тяжким из всех тяжких грехов.
ЛЮБОВЬрадиАЛЛАХаИ НЕНАВИСТЬрадиАЛЛАХаНАДЕЖНЕЕ