Откр.2:11: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти».
Уточненный, расширенный перевод:
Имеющий ухо пусть услышит что Дух говорит церквам. Побеждающий нет не будет повержен от смерти второй».
Теперь Господь обращается не только к Смирнской Церкви, но и ко всей вселенской Церкви Христовой, к каждому Своему истинному ученику, который имеет уши (духовный слух), чтобы слышать (понимать) Господа. Господь говорит, что побеждающие все дьявольские гонения и искушения, несмотря на вред от первой смерти — смерти тела, не получат вреда от второй смерти — смерти духовной (Откр.20:6,14; Откр.21:8).
Послание Пергамской Церкви
Откр.2:12: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч».
Уточненный, расширенный перевод:
И вестнику в Пергаме церкви напиши; Это говорит имеющий меч двойной острый».
Город Пергам был столицей провинции Мисии (Мизии) на северо-западе Малой Асии (Турция). Город был расположен на высоком холме, с вершины которого было видно Средиземное море, расположенное в 25 километрах от холма. Современное название города Бергама. Пергам славился на всю Римскую империю огромной императорской библиотекой построенной при правлении Эвмена II Сотера правившего с 197 г. до Р.Х. по 159 (160) г. до Р.Х., и насчитывавшей порядка 200 тысяч свитков и занимала второе место после Александрийской библиотеки. Город был центром поклонения языческому богу Зевсу и языческому богу врачевания Эскулапу (Асклепию), а, начиная с 29 г. до Р. Х., стал также центром поклонения римскому императору Августу. Помимо этого, Пергам приобрел мировую известность, благодаря, названному в честь города писчему материалу — пергаменту который согласно свидетельствам Плиния Варрского был изобретен именно в Пергаме. Это произошло ориентировочно в ΙΙ веке до Р.Х., хотя, материал для письма из недублёной кожи животных, чем и является пергамент, применялся и раньше. Так согласно свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до Р. Х. кожу животных в качестве пищевого материала издавна применяли персы. Как правило, пергамент изготавливали из полированных шкур овец, телят и других животных.
Пергам, в переводе с древнегреческого языка, означает союз, крепость, высокая башня, твердыня,а такжесочитанный навсегда.
В Пергаме находилась Церковь Христова, к которой обращается Господь.
Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч».
Правители Римской империи делились на два класса: имеющие права меча и не имеющие. Те, кто имели право меча, наделялись полномочиями выдавать распоряжения об убийстве любого жителя города без какого-либо суда и следствия. Правитель Пергама ненавидел христиан и поэтому он мог убить любого христианина в любое время за то, что тот не желает называть кесаря господом.
Но только Господь имеет поистине полное право меча. Только Он может распоряжаться жизнью и смертью, как в физическом, так и в духовном смысле. Свое обращение к Пергамской Церкви Господь начинает со слов: «Имеющий острый с обеих сторон меч», — поясняя пергамским христианам, что все гонения, устраиваемые местной властью, происходят с ведома Господа. Господь предупреждал, что христиане будут гонимы за Его имя (Мф.10:22; Мф.24:9; Мк.13:13; Лк.21:12; Лк.21:17; Ин.15:21; 2Тим.3:12). Власть распоряжаться даром вечной жизни принадлежит лишь Господу Богу. Только Он может давать и забирать этот дар Своим Словом, что и символизирует в Библейской символике острый с обеих сторон (обоюдоострый) меч, проникающий во внутренности человека (Евр.4:12). Этот же меч упоминается и в книге Бытие 3:24, где он символизирует лишение Адама и Евы вечной жизни — доступа к дереву жизни.
Откр.2:13: «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа».
Уточненный, расширенный перевод:
Знаю (вижу) где обитаешь, где престол Сатаны, и держишь имя Моё, и не отказался ты веры (верность, доверие, убежденность, удостоверение) Моей и в дни Антипы свидетеля Моего верного Моего, который был убит у вас, где Сатана обитает».
Обращаясь к каждой Асийской Церкви, Господь говорит, что Он знает дела каждой Своей Церкви.
«…и что ты живешь там, где престол сатаны»,— в Пергаме находились три языческих храма. Храм императору Августу, храм Зевсу — верховному богу греческого языческого пантеона, храм Эскулапу (Асклепию) — языческому богу врачевания, которого изображали в виде змея обвитого вокруг жезла. Примечательно, что именно этот образ и лег в основу современного символа медицины: змеи обвитой вокруг чаши, а иногда и вокруг того же жезла. Уважение к Эскулапу было так велико, что даже на монетах Пергама можно было найти его изображение. В храме Эскулапа содержались живые змеи. Люди, приходившие в храм на поклонение Эскулапу, поклонялись и змеям. Как правило, поклонение длилось на протяжении нескольких часов и заканчивалось экстазом, полным эмоциональным и психическим истощением человека.
Змея символизирует дьявола (Быт.3:1; Откр.20:2). Поклонение змеям рассматривалось христианами как особо дерзкое проявление сатанизма.
Поклонение Зевсу предусматривало жертвоприношения и моральную распущенность.
Поклонение императору Августу предусматривало исповедование его господом. Из-за нежелания признавать императора Августа своим господом, христиане Пергама более всего были подвержены жесточайшему гонению со стороны римских властей. Все это было неприемлемо для истинных христиан, и посему три языческих, пергамских храма Господь называет престолом сатаны.
«… содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей».
Господь хвалит Пергамскую Церковь за невероятную стойкость и преданность Ему. Древнегреческое слово ΚΡΑΤΕΙΣ (кратэйс), — переведенное как содержишь, также можно перевести, какдержишь, захватываешь, схватываешь, крепко держишь.Это означает, что, несмотря на все жесточайшие гонения, Пергамская Церковь любила Господа, и всеми силами держалась за Него и Его Слово. Их вера доказывает всем Церквям во все времена, что ничто в этом мире не может отлучить нас от Господа, если мы этого не захотим сами (Рим.8:33-39). С Господом в сердце можно преодолеть любые трудности, даже в мире, который на сегодняшний день уже практически весь стал престолом сатаны.
«…умерщвлен верный свидетель Мой Антипа».
Согласно историческим сведениям первых веков христианства убитый, вследствие гонений, Антипа был пресвитером Пергамской Церкви. Предполагаемой причиной его убийства был дар исцеления, которым он обладал. Пергам славился как медицинский центр Асии, и жрецы храма Эскулапа хорошо обогащались за счет большого количества людей, приезжавших со всей Римской империи в Пергам в поисках исцеления от различных заболеваний. Путем магических обрядов, проводимых над больными людьми, жрецы создавали иллюзию исцеления, заставляя людей поверить в то, что они получают исцеление.
В лице Антипы Церковь открыто противостояла обману жрецов. Подлинно исцеляя людей именем Иисуса Христа, Антипа поистине разоблачал сатанинские лжеучения Пергама. Благодаря служению Антипы, множество людей узнавало о Боге и спасалось именем Господа Иисуса Христа. Примечательно, что имя Антипа (греч. ΑΝΤΙΠΑΣ) (антипас) в переводе с древнегреческого языка переводится как ΑΝΤΙ (анти) — против, ΠΑΣ(пас) —всех.Это имя точно отображает убеждения и деятельность как самого Антипы, так и всей Пергамской Церкви в целом. Они выступали против всего окружающего их языческого мира с его ложными ценностями и идеалами. Популярность Антипы в Пергаме росла с каждым днем, создавая тем самым большую конкуренцию для жрецов Эскулапа и для всего пергамского язычества, что, в конце концов, спровоцировало арест Антипы и осуждение его на мучительную смерть.
В 93 году в период правления жесточайшего гонителя христиан императора Домициана, Антипа был заживо сожжен внутри раскаленного медного быка. Антипа был настолько предан Христу, что даже мучительная смерть не смогла сломить его истинной веры. Вплоть до самой смерти он свидетельствовал о Христе. Поэтому Господь называет его Своим верным свидетелем. Свою верность он доказал своею смертью. Антипа является хорошим примером стойкости веры для всех христиан во все времена.
Откр.2:14: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали».
Уточненный, расширенный перевод:
Но имею против тебя немногое, что имеешь там держащих учение Валаама, который учил Валака бросить совращение перед сыновьями Израиля, съесть жертвы идолам и предаться разврату (блудодействовать, любодействовать, заниматься проституцией, вести развратную жизнь)».
Господь похвалил Пергамскую Церковь за её верность и стойкость перед лицом гонений. У этой Церкви были проблемы и лжеучения. Некоторые члены Церкви увлекались учениями Валаама и Николаитов. Месопотамский жрец Валаам, живший в XIII веке до Р.Х., призывал Моавитского царя Валака увести народ Божий (израильтян) от истинного Бога к идолослужению моавитскому божеству Ваал-Фегору и к блуду (Числ.31:16; Числ.22-25; И.Нав.24:9). Имя Валаал изначально состояло из двух древнееврейских слов: слова бэла— что означает побеждать и слова хаам— народ.
Проблема некоторых Пергамских христиан заключалась в том, что они пытались совместить христианский образ жизни с окружающим их языческим. По-видимому, под страхом постоянных жесточайших гонений, часть христиан решила пойти по пути компромисса между служением Богу и служением лжебогам. Дабы избежать гонений, устроенных на Церковь римскими властями, они часто посещали храмы Эскулапа, Августа и Зевса, активно участвуя в проводимых в них языческих, идолопоклоннических обрядах. Соблюдение этих обрядов предусматривало принесение идолам жертвы животных с последующим поеданием этих животных. При этом они также посещали собрания Церкви, участвовали в Богослужениях. Такое поведение напоминало израильтян, которые знали Бога Иегову, но при этом приносили жертвы языческому богу Ваал-Фегору и занимались блудом.
Подобное лицемерие ненавистно Господу. Господь категорически против того, чтобы христиане участвовали в идолопоклонстве и блуде. Невозможно служить двум господам (Мф.6:24; Лк.16:13). Между Богом и идолами не может быть ничего общего (2Кор.6:15,16). Между престолом Божьим (Мф.5:34, Откр.22:3) и престолом сатаны (Откр.2:13; Откр.16:10) нет ничего общего, так же как и между светом и тьмой (2Кор.6:14).
Бог против того, чтобы христианство смешивалось с языческими религиями, верованиями, поверьями, традициями, обрядами и т.п. Любые попытки в сторону подобного компромисса расцениваются Богом, как следование учению Валаама, которое побеждает людей своим развратом.
Попытки Пергамских христиан установить контакт с язычеством, хорошо отображает название города Пергам — союз. Существование союза с языческими верованиями было основной проблемой этой Церкви.