Такое размещение Церковью икон в иконостасе строго сообразно с назначением христианского храма вообще и главнейшей его части Алтаря, в частности.
Алтарь и его принадлежности
Алтарь является главной частью св. храма в силу того, что в нем помещаются важнейшие священные принадлежности и совершаются важнейшие церковные службы прежде всего, Божественная Литургия.
Алтарь обычно устраивается в восточной стороне храма. Такой обычай объясняется тем, что древние пророки, предсказывая пришествие Спасителя, называли его Востоком, Сам Он называл Себя "Светом мира". По этой причине христиане и строят свои алтари в восточном направлении, где появля-ется утренний свет. Алтарь (как показывает значение самого латинского слова АЛТА АРА, возвышенный жертвенник) устраивается выше других частей храма одной ступенью, двумя или более. Таким образом, он становится видным для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь указывает, что он знаменует горний мир, означает небо, означает место, где особо присутствует Бог.
Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою место вечного блаженства верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши прародители до грехопадения. Алтарь знаменует те места, откуда Господь шествовал на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его воскресение и вознесение на небеса.
В некоторых храмах, как уже упоминалось, имеется несколько алтарей, один из них, центральный, называется главным, по нему и храм носит название, остальные алтари называются "приделами".
В алтарь, никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не дозволяется. Алтарь святое место, доступное для лиц, освященных на служение Церкви, и недоступное для мирян, особенно для женщин.
Самую главную принадлежность алтаря составляет святой Престол, знаменующий собой Престол невидимого Бога. Он изображает место таинственного присутствии Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда Престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва "о всех и за вся", т.е. за весь мир. Престол изображает собою и Гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово.
Во изображение единственности жертвы Христовой на одном Престоле в один день совершается только одна Литургия. Простил представляет собой стол с крышкой квадратной формы. Сооружается Престол из твердого материала: дерева, камня, металла, во изображение Христа краеугольного камня и твердого основания Церкви. Престол находится посредине алтаря, против Царских врат. Его квадратная форма указывает на то, что на нем преподается Божественная пища верующим всех четырех стран света.
Поскольку Престол имеет значение и Гроба Христова, и Престола Божия, он имеет два вида одежды, или облачения. Нижнее облачение называется срачицею, которая надевается при освящении Престола и остается несменяемой. Она изображает погребальные пелены (плащаницу), которою было обвито тело Иисуса Христа при погребении.
Срачица делается из белого полотна. Верхняя одежда называющаяся "индитией", делается из парчи или другого дорогого материала. Она изображает собою славу Престола Вождя.
Индития может быть темного Цвета, а на Пасху, в честь христианской радости, светлой. Срачица и индития покрывают Престол со всех сторон. Иногда индития представляет собой металлический оклад, мраморную доску. Престол покрывается покрывалом.
На святом Престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица и мирохранительница.
Антиминс (от греч. имеете, и лат. TEPSA стол "вместо стола", "вместопрестолие") это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гриб Христа Спасителя, 4-х евангелистов и орудий страданий Спасителя и с зашитою под изображением частицею св. мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На Престоле, не имеющем антиминса. Литургий не может быть совершена.
Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия св. мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устраивать Престолы и под ними полагать мощи святых.
Епископ, приезжавший освятить храм, прежде чем надеть срачицу на Престол, ставил на него ковчег, или ларец со св. мощами. По дальности расстояния епископ часто не мог освятить все храмы, тогда он поручал это кому-нибудь из священников, посылая с ним свою грамоту, и к ней прилагал частицу св. мощей. Антиминс является главной святыней храма, поскольку в нем имеются св. мощи; это же время он служит свидетельствам того, что богослужение в этом храме совершается не самочинно, а по благословению епископа.
Обычай полагать мощи святых под Престолом имеет основание в Св. Писании. В данном случае Церковь руководствуется:
Откровением св. Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за Слово Божие и "за свидетельство) еже имеяху" (Апок. 6,9) и тем, что кровь мучеников, после Крови Христовой, служит как бы вторым основанием Церкви, служит для нее "багряницею и висом (тропарь при освящении храма).
Св. антиминс был введен в употребление для того, чтобы удобнее сохранить святыню храмов от кощунства еретиков и язычников, нападавших на православные христианские храмы и разорявших их.
Антиминсы для большей сохранности завертываются в другой плат, наз. “илитоном” (обвертка, повязка). Он напоминает собою "сударь", которым была обвязана голова Иисуса Христа при погребении. Антиминс развертывается только на Литургии, перед началом Литургии верных, и свертывается в конце ее. Если во время службы храму угрожает опасность, например, от пожара, то священник должен вынести антиминс из храма и, положив его на приличном месте, закончить Литургию.
Илитоны платы, которыми вытирают уста причащающимся. Евангелие (благовестие), как содержащее учение Спасителя, напоминает нам о присутствии на Престоле Самого Иисуса Христа, как Учителя, просветившего людей светом евангельского учения. Напрестольное Евангелие украшается священными изображениями на верхней части изображением Воскресения Спасителя, а по четырем сторонам 4-х евангелистов, на обратной стороне обычно бывает изображение креста и орудий страданий Иисуса Христа.
Поскольку Престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом, то на нем и полагается Крест, как орудие нашего спасения. Крест означает присутствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира.
Дарохранительница и мирница стоят в восточной части св. Престола. Дарохранительница представляет собой метал-лическое изображение храма пли надгробной Часовни в миниатюре. В ней в небольшом ларце хранятся Св. Дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих, Дарохранительницу, в целях охранения от пыли, иногда закрывают стеклянным футляром.
Сосуд, в котором священник несет запасные Дары, когда идет на дом к больному или умирающему, назывался дароносицей. Она представляет собой небольшой серебряный или золотой ковчежец, в котором имеются маленький потир (чаша), лжица, сосуд для вина и губка для вытирания потира. Этот ковчежец влагается в мешочек, сделанный из дорогого материала. При случаях причащения на дому священник всегда несет дароносицу у себя на груди. В остальное время она хранится на св. Престоле. Дарохранительницу называют: киворием, кивотом, ковчегом. Ковчег означает: место, где был погребен и воскрес Иисус Христос, стражу, которая была приставлена ко Гробу Спасителя, дабы ученики тайно не унесли Его тела, напоминает ковчег Завета ветхозаветной церкви, где хранилась Святыня Божия. Некоторые же литургисты (как Л. Дмитриевский) киворием называет сень над Престолом (балдахин). Около дарохранительницы стоит мирница ларец, где находится (флакон со св. миром, употребляемым при таинстве Миропомазания.
Миро (происходит от слова благовонный сок, благовонный елей) маслянистая ароматическая жидкость, которая варится в Москве в храме Донского монастыря из ароматических масел и растений и освящается в Москве в Богоявленском Соборе Святейшим Патриархом. Патриарх рассы-лает миро по мере надобности епархиальным архиереям, а те подведомственным им церквам.
Над Престолом устраивается сень (балдахин), символизирующая небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри кивория висело изображение голубя, в котором полагались Св. Дары. За Престолом поставляется подсвечник с семью свечами, называемый семисвечником, а также запрестольный крест и икона. Семисвечник символизирует собой семь даров Св. Духа (Запрестольный крест и икона выносятся на крестных ходах).
Место за Престолом по направлению к Востоку называется Горним, т.е. высшим. Святой Иоанн Златоуст называет его "горним Престолом''. Горнее место это возвышение, устраиваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на котором стоит седалище епископа. Архиерей на горнем месте сидит во время чтения Апостола и стоит во время чтения Евангелия. Когда архиерей находится на Горнем месте, он изображает собой Господа Славы Самого Иисуса Христа. Горнее место напоминает нам гору блаженств, а также гору Елеонскую, с которой Спаситель вознесся на небо.
В катакомбных церквах и в первых скрытых христианских храмах на Горнем месте устраивалось седалище, высеченное из туфа, камня или мрамора, со спинкою подлокотниками. Здесь епископ восседал в определенные моменты богослужения. На это же место возводился новопоставленный епископ. Отсюда и происходит слово "интронизация", по-славянски "воспрестолие" настолование".
На Горнем месте по обеим сторонам кафедры устраиваются сидения для служащих священников. Все это место взятое называется сопрестолием. Сослужащие епископу изображают святых апостолов и их преемников.
Жертвенник понятие о нем, его назначение и духовный смысл, священные предметы на жертвеннике. Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет Жертвенник, находящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны, от Престола. Жертвенник представляет собой стол, меньший по величине, чем Престол, имеющий такие же одежды. На Жертвеннике во время последования первой части Литургии проскомидии приготовляются дары (вещество) для священно-действия Божественных Тонн, т.е. здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Жертвенник иногда называют предложением - столом, где полагаются дары, предложенные верными для совершения Божественной Литургии. При совершении Проскомидии воспоминаются рождение и страдания Спасителя. Поэтому жертвенник знаменует Вифлеем и вертеп, где родился Спаситель, а также гору Голгофу, место Его страданий.
На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются священные сосуды таинства Св. Причащения. К ним относятся: дискос, чаща, или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров.
Дискосом ( глубокое блюдо) называется священное блюдо, на котором полагаются вынутые из просфор частицы и Св. Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на Литургии после призвания Св. Духа прелагается в истинное Тело Христово. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на Литургии, тем что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Св.Дары и держать его на голове.
На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и выгравировываются по окружности слова: "Се Агнец Божий, вземляй грехи мира". В разные моменты Литургии дискос знаменует собою то вертеп и ясли, где родимся Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многострадальное тело. Кроме дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно, с изображением креста, употребляется при изъятии Агнца из просфоры, второе, с изображением Божией Матери, предназначается для вынимаемых из просфоры частиц в честь Божией Матери, в честь святых, за живых и умерших.
Потир (чаша, сосуд для питья) это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Св. Духа в истинную Кровь Христову. На чаше изображается Христос, Божия Матерь, св. Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: ''Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя". Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни, Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим Ученикам под видом вина Собственную Пречистую Кровь. После освящения Св. Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.