Терпеливая, мягкая, кроткая
Идущая по правильному пути мусульманская женщина, впитавшая в себя высокие нравственные качества из обильного источника ислама, ведет себя очень терпеливо, мягко, кротко, укрощает в себе раздражение и вспыльчивость, учит себя умению извинить и простить, старается делать самое доброе, следуя сказанному Всевышним:
«...которые укрощают гнев и прощают людям, Аллах любит творящих благо». (3; 134)
Другое высказывание:
«Добро и зло не равны одно другому. Старайся делать самое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с тобой, будет тебе близким, искренним другом. Но этого достигают те, которые терпеливы. Этого достигают только великие счастливцы». (41; 34-35)
Умение проявить выдержку, хладнокровие, самообладание при состоянии гнева, терпение и кротость, укротить раздражение и вспыльчивость - прекрасные качества, которые любит Аллах у Своих рабов. Это было подчеркнуто посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в хадисе, который передал Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха сказал Ашаху Абд аль-Кайсу: «Два качества в тебе, которые любит Аллах: долготерпение и обдуманность (действий)»».
Вот почему посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, выразил свою рекомендацию человеку, который пришел к нему за советом, очень кратко. Человек этот несколько раз повторил: «Посоветуй мне». Благородный посланник ответил на его просьбу: «Не гневайся». Это краткое и емкое словосочетание он часто употреблял, когда надо было кратко охарактеризовать важную черту характера. Конечно, мусульманка может придти в состояние гнева. Но это ради Аллаха, а не ради себя. Она злится, когда видит, как в обществе небрежно обращаются с ценностями ислама, цинично выступают с нападками на него. В таких случаях она, конечно же, имеет полное право гневаться.
Благородный посланник, да будет над ним благословение, тоже гневался, и это было видно на его благородном лике. Это случалось тогда, когда он видел, как пытаются очернить вероучение, высказываться о нем в оскорбительной форме, неправильно толковать и затем использовать его положения, вольно относиться к заповедям и предписаниям.
Однажды он рассердился на Аишу. Он вошел в ее жилище и увидел там тонкое покрывало, с изображением идолов. На его лице вспыхнула краска, он разорвал покрывало и сказал: «О Аиша! В день воскресения мертвых у Аллаха наибольшему наказанию подвергнутся те, кто придавал Аллаху сотоварищей».
Другой пример. Асама ибн Зайд рассказал о случае со знатной женщиной из рода аль-Махзум. Она
совершила кражу. Сподвижники решали:«Кто будет говорить о ней благородному посланнику? Кто отважится на это? Только Асама ибн Зайд, его друг!» Асама поговорил с ним. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, возбужденно сказал: «Ты заступаешься, зная, что Всевышним Аллахом определено дозволенное и запрещенное?» Он встал и произнес проповедь: «Дело испортили те, которые были до вас. Если кражу совершил человек, занимающий достойное место в своем кругу, то его оставляли в покое. Если же украл простолюдин, то устанавливали наказание в соответствии с законом! Клянусь Аллахом! Если бы Фатыма, дочь Мухаммеда, совершила кражу, то я отсек бы ей руку».
Таким был гнев у посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и так он исходил из доводов и положений ислама ради Аллаха, а не ради того или иного индивидуума.
Истинная мусульманка, беря за образец высокие нравственные качества благородного посланника, всегда помнит его наставления, действия и поступки. И если уж разгневалась, то только тогда, когда наносится вред делу Аллаха, вероучению и его предписаниям.
Мусульманская женщина не злобна, не ходит с камнем за пазухой. Скрытая злоба и ненависть не знают дорогу к ее сердцу. Ее великое вероучение удалило из ее сердца чувство затаенной вражды, очистило ее душу от зависти, посеяло в нем семена братства, дружбы, снисходительности и умения прощать.
Ислам объявил беспощадную войну глупости и невежеству, нетерпимости и злобе, лести и враждебности. Он привил в душах мусульман и мусульманок умение прощать, строить дружески отношения, совершать благодеяние. Всевышний сказал:
«...которые укрощают гнев и прощают людям. Аллах любит творящих благо». (3; 134)
Мы видим, какая высокая похвала дается тем, которые умеют укрощать свой гнев, не питают злобу, а поднимаются до высокого уровня прощения и снисхождения. Поистине, это очень большая высота, достичь которую отнюдь не легко. Достигают только те, которые очистили свои души, отвергли дух враждебности, мщения, неприязни, скрытой злобы и ненависти. Этим они заслужили того, что они достигли ихсана (уровень совершенства в искренности веры). Аллах любит творящих благо.
Ислам смог проникнуть в глубины душ и очистить их, превратив сердца, которые были охвачены чувством гнева, враждой и ненависти, в сердца, полные любви, готовностью оказать помощь, проявить благожелательность.
Одним из наиболее убедительных подтверждений этого является чудесная перемена, происшедшая в сердце Хинд бинт Атаба. До принятия ислама ее сердце было переполнено ядом злобы. В нем пылал огонь вражды и ненависти к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, его домочадцам и сподвижникам, до такой степени, что она надругалась над телом его дяди Хамзы, павшего на поле боя у подножия горы Ухуд. После того, как Хинд приняла ислам и это истинное вероучение глубоко проникло в ее душу, она пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и сказала: «О посланник Аллаха! Не было на земле для меня более презренных людей, чем люди твоей палатки. А сегодня самым заветным для меня стало, чтобы возвысились и прославились люди твоей палатки».
Ради Аллаха, ради Его истинной религии она совершила омовение сердца и исчезает отчужденность, в унисон бьются сердца, искореняются язвы ненависти и скрытой злобы.
Священый Коран использовал самые искусные, самые эффективные методы и способы, чтобы поднять душу человека на столь большую, труднодоступную высоту. Он утвердил: «Кому будет нанесена обида, могут сами за себя отомстить и отвести злобу, чтобы оплата за зло была соразмерной. Но не следует человеку, которому была нанесена обида, поддаваться чувству мести и сведения счетов». Священный Коран тактично предлагает ему возвыситься до прощения и снисхождения, прививает ему такое чувство и показывает, что это дает постоянство в деятельности:
«Те, которым будет нанесена обида, могут сами за себя отомстить. Оплатой за зло пусть будет соразмерное ему зло. Но кто простит и примирится, тому награда от Аллаха: Он не любит несправедливых. Тем, которые мстят за причиненные им обиды, не следует в этом доходить до чрезмерности. Доходить в этом до чрезмерности свойственно только тем, которые несправедливы к людям, обижают их и злодействуют на земле. Им будет лютая мука. Кто проявляет терпение и прощает, у того в деятельности есть постоянство». (42; 39-43)
Вспомним случай, когда волна печали накрыла душу Абу Бакра Правдивейшего, да будет ему благоволение Аллаха, после появления клеветнических разговоров, раздуваемых некоторыми греховными языками. Они порочили, оскорбляли его дочь, правдивейшую, чистую. Он поклялся, что прекратит помощь и
поддержку тем, кто пускался в эти разговоры. Им он оказывал благодеяние, заботился о них, делал жертвования для них. И тут он увидел в разгар своей печали и возбужденности их неблагодарными. Однако, Всевышний Аллах знал о чистосердечности Абу Бакра, его искренности и не позволил ему поддаться чувству мести, возникшему в его душе, и вернул его к изначальной природной, врожденной сущности, к чистоте верующей души, и направил в лоно прощения, терпимости и снисходительности. Вот что сказано в откровении Всевышнего:
«И пусть не перестают обладающие достатком и богатством из вас давать родственникам, бедным и переселившимся на пути Аллаха и пусть будут прощающими и добросердечными. Разве вы сами не желаете, чтобы Аллах был прощающим вас? Аллах всепрощающий, милосердный».(24; 22)
Поистине, в обществе, посвятившем себя Аллаху и благочестию, базирующимся на братстве по вере, взаимоотношения между людьми строятся не на отчетности, выявлении ошибок, сведении счетов и мести, успехе только для себя. Эти отношения строятся на братских отношениях, стремлении не придавать ненужного значения мелочам, не напоминать об ошибках, на проявлении терпимости и снисходительности. К этому призывает ислам.
«Добро и зло не равны одно другому. Старайся делать самое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с тобой, будет тебе близким, искренним другом. Но этого достигают только те, которые терпеливы. Этого достигают только великие счастливцы». (41; 34-35)
Если зло будет встречать всегда зло, то разожжет огонь вражды, ненависти и злобы между людьми. Если же зло будет встречено добром, то будет погашен огонь враждебности, подавлен голос гнева, утихомирена буря в душе, смыта грязь скрытой злобы, убран шорох раздражения. В результате две враждующие друг с другом женщины становятся близкими подругами. Но начинается это тем, что одна из них произносит приятные слова, излучает улыбку. Клянусь Аллахом, это великое достижение, когда злое начало встречается с добрым! Враждебность трансформируется в дружбу, а неприязнь - в привязанность. Такую великую победу одерживает только великая счастливица, о чем говорилось выше в благородном айате, используя терпение, противопоставляя злу старание делать самое доброе.
Такова одна из черт характера у искренних и праведных мусульманок в исламском обществе, посвятившим себя Аллаху и делам благочестия, основывающимся на привязанности, дружеских отношениях, терпимости. Нормы, основанные на предписаниях Священного Корана и славной сунны, укоренили эту черту характера в их душах, всегда воспитывают ее в духе полного прощения, который не оставляет за собой место для скрытой злобы и отвращения:
«Прощай полным прощением». (15; 85)
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, был живым воплощением таких высоких и благородных нравственных качеств - умение прощать, быть снисходительным, побуждать сподвижников вырабатывать у себя в характере эти качества.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Никогда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, никого не ударил рукой. Ударить он мог только, когда сражался в бою на пути Аллаха, т.е. за веру. Никогда и никого он не обижал, никому не мстил. Таковое могло быть лишь тоща, когда кто-либо нарушал запреты, установленные Всевышним Аллахом, и месть могла быть только по воле Аллаха».
Он, да будет над ним благословение, всегда помнил наставление Всемогущего Господа:
«Будь прощающим, указывай доброе, удаляйся от невежд». (7; 199)
Он всегда помнил другое высказывание - «Старайся отплатить самым лучшим».
Поистине, прекрасный айат среди айатов Божественного Творения. Господь охватывает людей Своим Творением и дает им всезнание. Поэтому когда по отношению к ним будет причинено зло, они не будут платить за это злом, а ответят прощением, благодеянием, отвернутся от невежд и будут стараться делать самое доброе.
Анас, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я шел с посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. На нем был бурд - одежда, состоявшая -из куска жесткой ткани вроде пледа, какую носят в Наджране (область в южной Аравии). С ним поравнялся бедуин и так сильно одернул его за одежду, что на плече благородного посланника образовались царапины. Бедуин обратился: «О Мухаммед, прикажи мне выделить из имущества Аллаха, имеющегося у тебя». Благородный пророк пристально посмотрел на него, улыбнулся и велел выделить ему пожертвование.
Такая черта характера как умение простить глубоко запала в его благородную душу. Достаточно вспомнить, что он простил женщину-еврейку, которая подала ему начиненное ядом жаркое из барашка. Об этом случае рассказано у аль-Бухари: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, попробовал кусок мяса. Сподвижники тоже поели. И благородный посланник сказал им: «Мясо отравлено». К нему привели эту женщину и он спросил ее: «Что заставило тебя сделать это?» Она ответила: «Я хотела убедиться - если ты пророк, то Аллах тебе подскажет и ты не пострадаешь. А если ты не пророк, то мы избавимся от тебя». Присутствовавшие спросили: «Убить ее?» Он ответил: «Нет» и простил ее».
Когда в местечке Даус проявилось ослушание и непокорность повелению Аллаха, благородный посланник простил жителей как заблудшихся, повторив трижды: «О Аллах! Укажи Даусу истинный путь и выведи их на него».
Благородный пророк, да будет благословение над ним, воспитывал мусульман и мусульманок в духе умения прощать и проявлять снисходительность. Благодаря своей проницательности, дальновидности и педагогической одаренности, которыми наделил его Аллах, он прекрасно понимал следующую истину. Когда за причинение зла платят проявлением мягкости, доброжелательностью и снисхождением, то ответная реакция будет намного более благоприятной, чем когда платят резкостью, суровостью и упреками. К нему обратился с просьбой Аакаба ибн Амир: «О посланник Аллаха! Скажи мне, какие поступки самые благодетельные и милостивые?» Исходя из своего истинного наставления о правильном пути, он ответил: «О Аакаба! Свяжись с тем, кто разорвал отношения с тобой, дай тому, кто отказал