Терпеливая, мягкая, кроткая

Идущая по правильному пути мусульманская женщина, впитавшая в себя высокие нравственные качества из обильного источника ислама, ведет себя очень терпеливо, мягко, кротко, укрощает в себе раздражение и вспыльчивость, учит себя уме­нию извинить и простить, старается делать самое доброе, сле­дуя сказанному Всевышним:

«...которые укрощают гнев и прощают людям, Аллах лю­бит творящих благо». (3; 134)

Другое высказывание:

«Добро и зло не равны одно другому. Старайся делать самое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с тобой, будет тебе близким, искренним другом. Но этого достигают те, которые терпеливы. Этого достигают только великие счастливцы». (41; 34-35)

Умение проявить выдержку, хладнокровие, самообладание при состоянии гнева, терпение и кротость, укротить раздраже­ние и вспыльчивость - прекрасные качества, которые любит Ал­лах у Своих рабов. Это было подчеркнуто посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою бла­годать, в хадисе, который передал Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха сказал Ашаху Абд аль-Кайсу: «Два качества в тебе, которые любит Аллах: долготерпение и об­думанность (действий)»».

Вот почему посланник, да благословит его Аллах и ниспо­шлет на него Свою благодать, выразил свою рекомендацию че­ловеку, который пришел к нему за советом, очень кратко. Чело­век этот несколько раз повторил: «Посоветуй мне». Благород­ный посланник ответил на его просьбу: «Не гневайся». Это крат­кое и емкое словосочетание он часто употреблял, когда надо бы­ло кратко охарактеризовать важную черту характера. Конечно, мусульманка может придти в состояние гнева. Но это ради Ал­лаха, а не ради себя. Она злится, когда видит, как в обществе не­брежно обращаются с ценностями ислама, цинично выступают с нападками на него. В таких случаях она, конечно же, имеет полное право гневаться.

Благородный посланник, да будет над ним благословение, тоже гневался, и это было видно на его благородном лике. Это случалось тогда, когда он видел, как пытаются очернить веро­учение, высказываться о нем в оскорбительной форме, непра­вильно толковать и затем использовать его положения, вольно относиться к заповедям и предписаниям.

Однажды он рассердился на Аишу. Он вошел в ее жилище и увидел там тонкое покрывало, с изображением идолов. На его лице вспыхнула краска, он разорвал покрывало и сказал: «О Аиша! В день воскресения мертвых у Аллаха наибольшему наказа­нию подвергнутся те, кто придавал Аллаху сотоварищей».

Другой пример. Асама ибн Зайд рассказал о случае со знатной женщиной из рода аль-Махзум. Она

совершила кражу. Сподвижники решали:«Кто будет говорить о ней благородному посланнику? Кто отважится на это? Только Асама ибн Зайд, его друг!» Асама поговорил с ним. Посланник Аллаха, да благосло­вит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, возбужденно сказал: «Ты заступаешься, зная, что Всевышним Аллахом определено дозволенное и запрещенное?» Он встал и произнес проповедь: «Дело испортили те, которые были до вас. Если кражу совершил человек, занимающий достойное место в своем кругу, то его оставляли в покое. Если же украл простолю­дин, то устанавливали наказание в соответствии с законом! Кля­нусь Аллахом! Если бы Фатыма, дочь Мухаммеда, совершила кражу, то я отсек бы ей руку».

Таким был гнев у посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и так он исхо­дил из доводов и положений ислама ради Аллаха, а не ради то­го или иного индивидуума.

Истинная мусульманка, беря за образец высокие нравст­венные качества благородного посланника, всегда помнит его наставления, действия и поступки. И если уж разгневалась, то только тогда, когда наносится вред делу Аллаха, вероучению и его предписаниям.

Мусульманская женщина не злобна, не ходит с камнем за пазухой. Скрытая злоба и ненависть не знают дорогу к ее серд­цу. Ее великое вероучение удалило из ее сердца чувство затаен­ной вражды, очистило ее душу от зависти, посеяло в нем семе­на братства, дружбы, снисходительности и умения прощать.

Ислам объявил беспощадную войну глупости и невежест­ву, нетерпимости и злобе, лести и враждебности. Он привил в душах мусульман и мусульманок умение прощать, строить дру­жески отношения, совершать благодеяние. Всевышний сказал:

«...которые укрощают гнев и прощают людям. Аллах лю­бит творящих благо». (3; 134)

Мы видим, какая высокая похвала дается тем, которые умеют укрощать свой гнев, не питают злобу, а поднимаются до высокого уровня прощения и снисхождения. Поистине, это очень большая высота, достичь которую отнюдь не легко. До­стигают только те, которые очистили свои души, отвергли дух враждебности, мщения, неприязни, скрытой злобы и ненависти. Этим они заслужили того, что они достигли ихсана (уровень со­вершенства в искренности веры). Аллах любит творящих благо.

Ислам смог проникнуть в глубины душ и очистить их, пре­вратив сердца, которые были охвачены чувством гнева, враждой и ненависти, в сердца, полные любви, готовностью оказать по­мощь, проявить благожелательность.

Одним из наиболее убедительных подтверждений этого является чудесная перемена, происшедшая в сердце Хинд бинт Атаба. До принятия ислама ее сердце было переполнено ядом злобы. В нем пылал огонь вражды и ненависти к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, его домочадцам и сподвижникам, до такой сте­пени, что она надругалась над телом его дяди Хамзы, павшего на поле боя у подножия горы Ухуд. После того, как Хинд приня­ла ислам и это истинное вероучение глубоко проникло в ее ду­шу, она пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать, и сказала: «О по­сланник Аллаха! Не было на земле для меня более презренных людей, чем люди твоей палатки. А сегодня самым заветным для меня стало, чтобы возвысились и прославились люди твоей па­латки».

Ради Аллаха, ради Его истинной религии она совершила омовение сердца и исчезает отчужденность, в унисон бьются сердца, искореняются язвы ненависти и скрытой злобы.

Священый Коран использовал самые искусные, самые эф­фективные методы и способы, чтобы поднять душу человека на столь большую, труднодоступную высоту. Он утвердил: «Кому будет нанесена обида, могут сами за себя отомстить и отвести злобу, чтобы оплата за зло была соразмерной. Но не следует че­ловеку, которому была нанесена обида, поддаваться чувству ме­сти и сведения счетов». Священный Коран тактично предлагает ему возвыситься до прощения и снисхождения, прививает ему такое чувство и показывает, что это дает постоянство в деятель­ности:

«Те, которым будет нанесена обида, могут сами за себя отомстить. Оплатой за зло пусть будет соразмерное ему зло. Но кто простит и примирится, тому награда от Аллаха: Он не лю­бит несправедливых. Тем, которые мстят за причиненные им обиды, не следует в этом доходить до чрезмерности. Доходить в этом до чрезмерности свойственно только тем, которые неспра­ведливы к людям, обижают их и злодействуют на земле. Им бу­дет лютая мука. Кто проявляет терпение и прощает, у того в де­ятельности есть постоянство». (42; 39-43)

Вспомним случай, когда волна печали накрыла душу Абу Бакра Правдивейшего, да будет ему благоволение Аллаха, после появления клеветнических разговоров, раздуваемых некоторы­ми греховными языками. Они порочили, оскорбляли его дочь, правдивейшую, чистую. Он поклялся, что прекратит помощь и

поддержку тем, кто пускался в эти разговоры. Им он оказывал благодеяние, заботился о них, делал жертвования для них. И тут он увидел в разгар своей печали и возбужденности их неблаго­дарными. Однако, Всевышний Аллах знал о чистосердечности Абу Бакра, его искренности и не позволил ему поддаться чувст­ву мести, возникшему в его душе, и вернул его к изначальной природной, врожденной сущности, к чистоте верующей души, и направил в лоно прощения, терпимости и снисходительности. Вот что сказано в откровении Всевышнего:

«И пусть не перестают обладающие достатком и богатст­вом из вас давать родственникам, бедным и переселившимся на пути Аллаха и пусть будут прощающими и добросердечными. Разве вы сами не желаете, чтобы Аллах был прощающим вас? Аллах всепрощающий, милосердный».(24; 22)

Поистине, в обществе, посвятившем себя Аллаху и благо­честию, базирующимся на братстве по вере, взаимоотношения между людьми строятся не на отчетности, выявлении ошибок, сведении счетов и мести, успехе только для себя. Эти отношения строятся на братских отношениях, стремлении не придавать не­нужного значения мелочам, не напоминать об ошибках, на про­явлении терпимости и снисходительности. К этому призывает ислам.

«Добро и зло не равны одно другому. Старайся делать са­мое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с тобой, будет тебе близким, искренним другом. Но этого достигают только те, которые терпеливы. Этого достигают только великие счастливцы». (41; 34-35)

Если зло будет встречать всегда зло, то разожжет огонь вражды, ненависти и злобы между людьми. Если же зло будет встречено добром, то будет погашен огонь враждебности, подав­лен голос гнева, утихомирена буря в душе, смыта грязь скрытой злобы, убран шорох раздражения. В результате две враждующие друг с другом женщины становятся близкими подругами. Но на­чинается это тем, что одна из них произносит приятные слова, излучает улыбку. Клянусь Аллахом, это великое достижение, когда злое начало встречается с добрым! Враждебность транс­формируется в дружбу, а неприязнь - в привязанность. Такую ве­ликую победу одерживает только великая счастливица, о чем го­ворилось выше в благородном айате, используя терпение, проти­вопоставляя злу старание делать самое доброе.

Такова одна из черт характера у искренних и праведных мусульманок в исламском обществе, посвятившим себя Аллаху и делам благочестия, основывающимся на привязанности, дру­жеских отношениях, терпимости. Нормы, основанные на пред­писаниях Священного Корана и славной сунны, укоренили эту черту характера в их душах, всегда воспитывают ее в духе пол­ного прощения, который не оставляет за собой место для скры­той злобы и отвращения:

«Прощай полным прощением». (15; 85)

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, был живым воплощением таких высоких и благородных нравственных качеств - умение про­щать, быть снисходительным, побуждать сподвижников выраба­тывать у себя в характере эти качества.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Никогда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, никого не ударил рукой. Ударить он мог только, когда сражался в бою на пути Аллаха, т.е. за веру. Никогда и никого он не обижал, никому не мстил. Таковое могло быть лишь тоща, когда кто-либо нарушал запреты, установленные Всевышним Аллахом, и месть могла быть только по воле Аллаха».

Он, да будет над ним благословение, всегда помнил наставление Всемогущего Господа:

«Будь прощающим, указывай доброе, удаляйся от не­вежд». (7; 199)

Он всегда помнил другое высказывание - «Старайся отплатить самым лучшим».

Поистине, прекрасный айат среди айатов Божественного Творения. Господь охватывает людей Своим Творением и дает им всезнание. Поэтому когда по отношению к ним будет причинено зло, они не будут платить за это злом, а ответят прощением, благодеянием, отвернутся от не­вежд и будут стараться делать самое доброе.

Анас, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я шел с по­сланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. На нем был бурд - одежда, состоявшая -из куска жесткой ткани вроде пледа, какую носят в Наджране (область в южной Аравии). С ним поравнялся бедуин и так силь­но одернул его за одежду, что на плече благородного посланника образовались царапины. Бедуин обратился: «О Мухаммед, при­кажи мне выделить из имущества Аллаха, имеющегося у тебя». Благородный пророк пристально посмотрел на него, улыбнулся и велел выделить ему пожертвование.

Такая черта характера как умение простить глубоко запала в его благородную душу. Достаточно вспомнить, что он простил женщину-еврейку, которая подала ему начиненное ядом жаркое из барашка. Об этом случае рассказано у аль-Бухари: «Послан­ник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать, попробовал кусок мяса. Сподвижники тоже поели. И благородный посланник сказал им: «Мясо отравлено». К нему привели эту женщину и он спросил ее: «Что заставило тебя сделать это?» Она ответила: «Я хотела убедиться - если ты пророк, то Аллах тебе подскажет и ты не пострадаешь. А если ты не пророк, то мы избавимся от тебя». Присутствовавшие спросили: «Убить ее?» Он ответил: «Нет» и простил ее».

Когда в местечке Даус проявилось ослушание и непокор­ность повелению Аллаха, благородный посланник простил жи­телей как заблудшихся, повторив трижды: «О Аллах! Укажи Даусу истинный путь и выведи их на него».

Благородный пророк, да будет благословение над ним, воспитывал мусульман и мусульманок в духе умения прощать и проявлять снисходительность. Благодаря своей проницательно­сти, дальновидности и педагогической одаренности, которыми наделил его Аллах, он прекрасно понимал следующую истину. Когда за причинение зла платят проявлением мягкости, добро­желательностью и снисхождением, то ответная реакция будет намного более благоприятной, чем когда платят резкостью, су­ровостью и упреками. К нему обратился с просьбой Аакаба ибн Амир: «О посланник Аллаха! Скажи мне, какие поступки самые благодетельные и милостивые?» Исходя из своего истинного на­ставления о правильном пути, он ответил: «О Аакаба! Свяжись с тем, кто разорвал отношения с тобой, дай тому, кто отказал

Наши рекомендации