Глава 2 Осознанность и святой дух Семя святого духа

Год назад во Флоренции один католический священник сказал мне, что он заинтересован в том, чтобы больше узнап, буддизм. Я попросил его поделичься со мной его пониманием Святого Духа, и он ответил: “Святой Дух - эю чпергия, посылаемая Бшом”. Его утверждение: очень обрадогаало меня. Оно подтвердило мое чувство о том, что самый безопасней путь доел жжения 1 роины лежи г через дверь Святого Ду^а.

В буддизме ндши усилия направлены на практику осознанности ч каждый миг - знать, что происходит внутри и BOKpyi нас. Когда Б>дду спросили: “Господин” что практикуете иы и ваши монахи1?”, он ответил “Mi,i сиднч, мы *одим и мы едим”. Его спросили: ..Но, Господии, каждый человек сидит, ходит и ест”, и Будда огнетил: “Когда мы сидим, мы знайм, что мы сидим. Когда ми ходим, мы знаем, что мы ходим. Когда мы едим, мы знаем, что мы едина Большинство времени мы теряемся п прошлом или нас уносят будущие планы и заботы. Когда мы осознанны, глубоко затрагивая настоящее мгновение, мы можем глубоко видеть и слышать, и плоды этого - постоянные понимание, принятие, любовь и желание облегчить страдание и принести радость. Когда наш замечательный ребенок подходит к нам и улыбается, мы полностью здесь и для него.

Для меня осознанное!ь очень скодна со Снятым Духом, Оба - фа^со-ri.i просветления. Ко1да у вас есть осознанность, у вас есть любпнь и понимание, du ВИДИ1С более глубоко н m.i можете исцелить раны в вашем собственном >мс. Будду называли Королем Исцеления. В Библии, когда кто-то касался Христа, исцелялся. Эш не просто прикосновение к одежде.

вызывающее чудеса. Когда вы приклсас геск к глубокому пониманию и любви, вы исцеляетесь.

Святой Дух спустился на Иисуса кик тлубь.. глубоко проникнув и Него, и Он открыл проявление Снятого Духа Иисус исцелял прикосновением Со Святым Духом внутри Него, Tiro еила цели юли и;мснили мнелих люден. С этим соглашаются все христианские школы Я скисал еичщсн-пику. что я 1|>]]С-]иую, 'по и каждом из нас есть семя Святого Духл, способность исцелиться, измениться и любить. Когда мы прикасаемся к этому семени, мы способны прикоснуться к Богу Qruy и liory Сыну

Настоящий миг

Глубокое прикосновение - это важная практика. Мы касасчсч руками, глазами, ушами, а также нашей осознанностью. Первая практика, которую я изучил как только ч стал монахом, эю практика сознательных вдохов и выдохов, когда вы прикасаетесь к дыханию своей осознанностью, опознавая вдох как вдох, а выпох как выдох. Когда бы выполняете такую практику, чаши тело и ум центрируются, блуждающие мысли останавливаются, и вы прекрасно себя чувС1вусге Осознанность - это сущность Ьуцды Когда вы глубоко входите- в нлетолщий шшенк лы видите природу реальлости, и это понимание освобождает вас от стрядяний и тельства. Мир уже cert, в нас в какой-то степени: проблема в том, ли мы прикоснуться к нему. Сознательное дыхание - это самая основная бу.чдис 1Ская практика прикосновения к умиротворимноети. Мне бы хотелось предложи ib нам такое коротенькое упражнение;

й)ьгзлч, л успокаиваю тело, Выдыхая. ” улыбаюсь. Пребывая настоящем л знаю, что эта удивительное ль

“Вдыхая, я успокаиваю тело??. Это как выпить стакан холодной воды. Ви чувствуете как свежесть проникает в ваше тело КФгугд ч вдыхаю н повторяю эту счрочку. я действительно ощущаю, что дыхание успокаивает тел о и \ы. В булдчсгской медитации тело и ум объединяются.

“Выдыхал, я улыбаюсь”. Одна улыбка ниже! расслабить сотни мышц на вашем лине и сделать вас хозяином, себя самого. Каждый ра.;. когда вы видите образ Будды, он улыбается. Когда вы улыбаетесь с осознанностью, вы понимаете чуди улибкн

“Пребывая в настоящем мгновении”. Мы повторяем эту строчку, когда снова вдыхаем, и мы не думаем больше ни о чём. Мы точно знаем, где мы находимся. Обычно мы говорим: “Подожду, когда я закончу школу, получу свою докторскую степень и тогда я действительно начну жить”. Но когда мы добиваемся этого, мы говорим; “Мне надо подождать, пока я ни получу работу для того, чтобы действительно почувствовать себя живым”. После работы нам понадобится машина, после машины - дом. Мы не способны жить в настоящем мгновении. Мы всегда откладываем жизнь на будущее, мы точно и не знаем на какое время. Возможно, мы никогда и не будем жить по-настоящему всю свою жизнь. Техника, если нам надо говорить о технике, это быть в настоящем мгновении, осознавать, что мы находимся здесь и сейчас, что есть только одно мгновение чтобы жить, и это настоящее мгновение. Когда мы выдыхаем, мы говорим: “Я знаю, что это удивительное мгновение”. Быть по-настоящему здесь, сейчас и наслаждаться настоящим мгновением - это наша самая главная задача.

Мы можем даже сократить стишок до шести слов. Когда мы вдыхаем, мы говорим себе: “Успокаиваю”, и когда мы выдыхаем, мы говорим: “Улыбаюсь”. Когда мы снова вдыхаем, мы говорим: “Настоящее мгновение”, и когда мы выдыхаем: “Удивительное мгновение”. Такая практика может помочь нам непосредственно прикоснуться к умиротворённости. Нам не надо ждать, чтобы присутствовали какие-либо ещё условия.

Вот ещё одно упражнение, чтобы помочь нам прикоснуться к миру и спокойствию:

Вдыхая, я осознаю своё сердце.

Выдыхая, я улыбаюсь своему сердцу.

Я клянусь есть, пить и работать так,

Чтобы сохранять своё здоровье и благополучие.

В то мгновение, когда мы действительно начинаем осознавать своё сердце, мы непосредственно чувствуем спокойствие и облегчение. Наше сердце работает день и ночь, качая тысячи литров крови для того, что питать все клетки нашего тела и сохранять наш покой, и мы знаем, если наше сердце перестанет биться, мы умрём. Но no-прежнему мы не достаточно заботимся о своём сердце. Мы едим, пьём и работаем так, что привносим напряжение и стресс. Когда мы касаемся своего сердца осознанностью, мы ясно видим, что здоровое сердце - это составляющее настоящего покоя и счастья, и мы клянёмся жить так, чтобы сохранять его здоровым.

Создавая умиротворенность

Таким же образом мы можем практиковать с нашими глазами. Наши глаза удивительны, но часто мы принимаем их как должное. Каждый раз, когда мы открываем глаза, мы видим тысячи прекрасных форм и цветов. Слепой может почувствовать, что если бы он мог вернуть зрение, он оказался бы в раю, а мы, те у кого хорошее зрение, редко пеним то. что мы уже в раю. Если мы уделим время тому, чтобы внимательно прикоснуться к своим глазам, мы почувствуем настоящее спокойствие и радость.

Осознанно прикасаясь к каждой части нашего тела, мы создаём умиротворённость тела, и тоже самое мы можем сделать со своими чувствами. Внутри нас очень много конфликтующих чувств и представлений, и для нас очень важно посмотреть глубоко в себя и узнать, что происходит. Когда внутри нас война, мы очень, быстро вступим в войну с другими людьми, даже теми, кого мы любим. Насилие, ненависть, дискриминация и страх в обществе поливают семена насилия, ненависти, дискриминации и страха внутри нас. Если мы вернёмся к самим себе и прикоснёмся к своим чувствам, то увидим, каким образом мы поставляем топливо для войн внутри себя. Медитация, прежде всего, это инструмент осмотра нашей собственной территории, чтобы мы могли знать, что происходит. С энергией осознанности мы можем привнести успокоение, понимание и вернуть гармонию конфликтующим сторонам внутри себя. Если мы можем изучить способы прикосновения к покою, радости и счастью, которые уже здесь, мы станем здоровыми, сильными и наполняющими других.

Я там для вас

Самый ценный дар, который мы можем предложить другим, это наше присутствие. Когда наша осознанность обнимет тех, кого мы любим, они распустятся как цветы. Если вы любите кого-то, но редко предлагаете себя ему или ей, то это не настоящая любовь. Когда ваша возлюбленная страдает, вам надо понять её страдания, волнения и беспокойства, и уже этим вы принесёте им облегчение. Осознанность облегчает страдание, потому что она наполнена пониманием и состраданием. Когда вы действительно там, показывая свою любящую доброту и понимание, в вас пребывает энергия Святого Духа. Вот почему я сказал флорентийскому священнику, что осознанность очень похожа на Святой Дух.' И то, и другое помогает нам прикоснуться к основному измерению реальности. Осознанность помогает прикоснуться к нирване, а Святой Дух открывает дверь к Троице.

Открывающий свет

Когда Иоанн Креститель помог Иисусу прикоснуться к Святому Духу, Небеса открылись, и Святой Дух снизошёл как голубь в личность Иисуса, Он отправился в пустыню и сорок дней укреплял Свой Дух. Когда в нас зародилась осознанность, мы должны продолжать практику, если хотим укрепить её. Действительно слушал пение птиц или действительно видя голубое небо, мы прикасаемся к семени Святого Духа внутри нас. Детям не трудно узнать присутствие Святого Духа. Иисус говорил, чтобы войти в Царствие Божье, мы должны стать как дети. Когда энергия Святого Духа присутствует внутри нас, мы по-настоящему живы, мы можем понимать страдания других, и нами руководит желание помочь изменить ситуацию. Когда присутствует энергия Святого Духа, присутствуют и Бог Отец и Бог Сын. Вот почему я сказал священнику, что прикосновение к Святому Духу представляется верным способом достижения Троицы,

Дискуссии о Боге - это не лучшее средство использования нашей энергии. Если мы прикасаемся к Святому Духу, мы прикасаемся к Богу не как к представлению, а как к живой реальности. В буддизме мы никогда не говорим о нирване, потому что нирвана означает стирание всех мнений, представлений и речи. Мы практикуем в себе осознанное прикосновение через сидячую медитацию, медитацию во время ходьбы, осознанный приём пищи и т.д. Мы наблюдаем и учимся управлять своим телом, дыханием, чувствами, состояниями ума и сознанием. Живя осознанно, направляя свет своей осознанности на всё, что мы делаем, мы-прикасаем-ся к Будде, и наша осознанность растёт.

Наш истинный дом

Слово “Будда” происходит о корня будд, что означает “пробуждаться”. Будда - это тот, кто пробудился. Когда буддисты приветствуют друг друга, они складывают ладони вместе, как цветок лотоса, осознанно вдыхают, выдыхают и произносят про себя: “Лотос для тебя, Будда в тебе”. Такое приветствие создаёт двух Будд одновременно. Мы узнаём семена пробуждения, буддовости, которые есть в другом человеке, независимо от его или её возраста и положения, И мы практикуем осознанное дыхание, чтобы прикоснуться к семенам буддовости внутри себя самих. Иногда мы можем прикоснуться к семени Святого Духа или буддовости, когда мы находимся одни, но легче практиковать это в общине. В ту ночь во Флоренции я читал лекцию в церкви того священника, на которую пришло более тысячи человек. Было настоящее чувство взаимного понимания и общности.

Спустя несколько месяцев, после посещения ритрита в Плам Вил-лидж, в практикующей общине (Сангха), где я жил во Франции, католический священник из Северной Америки спросил меня: “Тай, я вижу ценность практики медитации. Я вкусил радость, покой и счастье этого. Я насладился звоном колокола, прогулками, чайной медитацией, едой в молчании. Но. как я могу продолжать практику, вернувшись в свою церковь?”

Я спросил его: “В вашей церкви есть колокол?”

Он сказал: “Да”,

“Вы звоните в этот колокол?”

“Да”,

“Тогда, пожалуйста, используйте ваш колокол как колокол осознанности, призывающий вас обратно в ваш истинный дом”.

Когда я был молодым монахом во Вьетнаме, в каждом деревенском храме был колокол, такой же как в христианских церквях в Европе и Америке. Когда колокол приглашали зазвучать (в буддистских храмах мы никогда не говорим “бить” в колокол), все жители деревни прекращали свои занятия и замирали на несколько мгновений, чтобы осознанно вдохнуть и выдохнуть. В Плам Виллидж каждый раз, когда мы слышим колокол, мы делаем то же самое. Мы возвращаемся к себе и наслаждаемся своим дыханием. Вдыхая, мы произносим про себя: “Слушай, слушай”, и выдыхая, говорим: “Это удивительное мгновение возвращает меня в мой истинный дом”."

Наш истинный дом в настоящем мгновении. Чудо не в том, чтобы ходить по воде. Чудо в том, чтобы ходить по зелёной земле сейчас. Спокойствие всюду вокруг нас - в мире и в природе - и внутри нас - в нашем теле и в нашем духе. Однажды мы научились прикасаться к этому покою, и мы исцелимся и изменимся. Это не вопрос веры, а вопрос практики. Нам нужно лишь привести наше тело и наш разум в настоящее мгновение, и мы прикоснёмся к тому, что освежает, исцеляет и удивляет.

Я спросил священника: “В вашей церкви бывают совместные трапезы? У вас бывают чай и печенья?”

“Да”.

“Пожалуйста, принимайте пищу осознанно. Если вы будете делать так, у вас не будет трудностей. Когда осознанность в вас, в вас также и Святой Дух, и ваши друзья увидят это не через ваши слова, а через всё ваше существо”.

Глава 3 Первый ужин Бытьблагодарным

Во время конференции по религии и миру один протестантский священник подошёл ко мне в конце одной из наших совместных трапез и спросил: “Вы благодарный человек?” Я был удивлён. Я медленно ел и думал про себя: “Да, я благодарный человек”. Священник продолжал: “Если вы действительно благодарный, как можете вы не верить в Бога? Бог создал всё, чем мы наслаждаемся, включая пищу, которую мы едим. Поскольку вы не верите в Бога, у вас нет благодарности ни к чему”. Я подумал про себя, что я чувствую исключительную благодарность ко всему. Каждый раз. когда я принимаю пищу, когда я смотрю на цветок, когда я вдыхаю свежий воздух, я всегда чувствую благодарность. Почему он говорит, что это не так? Через много лет я вспомнил об этом инциденте, когда предложил друзьям в Плам Виллидж каждый год отмечать буддистский День Благодарения. В этот день мы практикуем настоящую благодарность - благодарим наших матерей, отцов, предков, друзей и всех существ за всё. Если вы встретите того протестантского священника, я надеюсь, что вы скажете ему, что мы не неблагодарны. Мы чувствуем глубокую благодарность всем и за всё.

Каждый раз, когда мы едим, благодарность - это наша практика. Мы благодарны за то, что мы вместе. Мы благодарны за то, что у нас есть пища, и мы действительно наслаждаемся едой и присутствием друг друга. Мы чувствуем благодарность всё время приёма пищи, и всё время дня, и мы выражаем это своей полной осознанностью по отношению к еде и каждому мгновению жизни. Вот так я пытаюсь выразить мою благодарность ко всей жизни.

Смотреть на еду

Осознанная еда - это важная практика. Она питает наше понимание. У детей очень хорошо получается эта практика. В буддистских монастырях мы принимаем пищу в молчании, чтобы было легче направить всё своё внимание на еду и других присутствующих членов общины. И мы тщательно пережёвываем каждый кусочек, по меньшей мере тридцать раз, чтобы помочь себе быть в действительном контакте с этим. Такой приём пищи очень полезен для желудка.

Перед каждым приёмом пиши монах или монахиня зачитывают Пять Созерцаний: “Эта пища - дар всей вселенной - земли, неба, и большого труда. Пусть мы живём достойно этой еды. Пусть мы изменим неправильные состояния нашего ума, особенно жадность. Пусть мы едим только ту пищу, которая питает нас и предотвращает болезни. Пусть мы примем эту пищу для воплощения понимания и любви”.

Затем мы можем внимательно посмотреть на еду, так чтобы она стала настоящей. Осознанное созерцание нашей пищи перед едой может стать настоящим источником радости. Каждый раз, когда я держу чашу с рисом, я знаю, как я счастлив. Я знаю, что сорок тысяч детей умирают каждый день от недоедания, что многие люди одиноки, и у них нет друзей и семьи. Я представляю их и чувствую глубокое сострадание. Вам не надо быть в монастыре, чтобы практиковать это. Вы можете практиковать дома за обеденным столом. Осознанная еда — это удивительный способ питания сострадания, и это побуждает, нас к помощи тем, кто голоден и одинок. Нам не надо бояться есть без телевизора, радио, газет или замысловатого разговора, которые отвлекают нас. Действительно, находиться в полном присутствии со своей едой - это удивительно и радостно.

Жить в присутствии Бога

В иудейской традиции подчёркивается священность приёма пищи. Вы готовите, накрываете на стол и едите в присутствии Бога. “Благочестие” -очень важное слово в иудаизме, потому что вся жизнь - это отражение Бога, бесконечного источника святости. Весь мир, всё хорошее в жизни принадлежит Богу, так что когда вы наслаждаетесь чем-либо, думайте о Боге и наслаждайтесь этим в Его присутствии. Это очень близко буддистскому почитанию взаимного существования и взаимопроникновения. Когда вы просыпаетесь, вы осознаёте, что Бог создал мир. Когда вы видите солнечные лучи, проходящие через ваше окно, вы узнаёте присутствие Бога. Когда вы встаёте, и ваши ноги касаются земли, вы знаете, земля принадлежит Богу. Когда вы умываетесь, вы знаете, что вода - это Бог. Благочестие - это признание того, что всё связано с присутствием Бога в каждом мгновении. Например, Вечеря еврейской пасхи, ритуальная еда празднования свободы жителей Иерусалима от рабства в Египте и возвращения их домой. Во время еды определённые овощи и травы, соль и другие приправы помогают нам прикоснуться к тому,- что было в прошлом - какое было страдание, и какая была надежда. Это практика осознанности.

Наши рекомендации