Я (запомнил всё именно) так, как он сказал”.
(‘Умар) воскликнул:
“Поистине, ты проявляешь (в этом) смелость!” — (после чего) я повторил (слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует):
Искушение2 человека, связанное с его женой, деньгами, детьми и соседями, искупается молитвой, постом, садакой, (побуждением людей к совершению) одобряемого (шариатом) и удержанием от порицаемого”.
(‘Умар) сказал:
Я имею в виду не это, а такое бедствие /фитна/, которое станет бушевать подобно бушующему морю”.
Я сказал:
Оно не повредит тебе3, о повелитель правоверных, ибо, поистине, ты отделён от него запертой дверью”.
(‘Умар) спросил:
“(Эта дверь) будет сломана или открыта?”
Я ответил:
“Она будет сломана”.4
(‘Умар) сказал:
“Значит, (после этого) её уже никогда не закроют!”»
(Хузайфа сказал):
Меня) спросили: “Знал ли ‘Умар, о какой двери (идёт речь)?” Я ответил: ”(Он знал это так же хорошо,) как и то, что ночь предшествует утру. Что же касается (сказанного пророком, да благословит его Аллах и приветствует,) то я передал ему это без ошибок”».
(Хузайфу) спросили:
«Кто же был этой дверью?»
Он ответил:
Этой дверью (являлся сам) ‘Умар».
1 В данном случае имеется в виду смута и раскол среди мусульман.
2 “Фитна” — искушение; смута; бедствие; заблуждение. Здесь имеется в виду такое испытание, которое человек оказывается не в состоянии выдержать должным образом, в результате чего совершает нечто неподобающее или греховное. Подобное испытание может быть связано и с благоприятными, и с неблагоприятными обстоятельствами в жизни человека. Так, например, в Коране сказано: «…и Мы подвергнем вас искушению для испытания…» (“Пророки”, 35). Эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, касались грядущей смуты и раскола среди мусульман.
3 То есть это не случится при тебе.
4 ‘Умар, да будет доволен им Аллах, был убит в 644 г., а несколько лет спустя после убийства третьего праведного халифа ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, среди мусульман начался раскол.
Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) один человек поцеловал (постороннюю) женщину1, а потом явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обо всём рассказал ему, после чего Аллах ниспослал аят (, в котором было сказано): «Совершай молитву в начале и конце дня2 и в некоторые часы ночи3. Поистине, добрые дела устраняют дурные».4 Этот человек спросил: «О посланник Аллаха, это (касается только) меня?» Он ответил: «Это — для всех (членов) моей общины».
(4687). В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для (всех) тех из общины моей, кто будет поступать согласно (этому айату)».
1 Таким образом, этот человек совершил поступок, противоречащий мусульманской этике.
2 Имеются в виду утренняя и закатная молитвы.
3 Здесь имеется в виду вечерняя молитва.
4 “Худ”, 114. В данном случае речь идёт о всевозможных мелких прегрешениях; что же касается тяжких грехов, то для искупления их следует совершить целый ряд определённых действий, и в том числе — принести покаяние Аллаху.
Глава 250: Достоинство совершения молитвы в установленное время.
312 (527). Сообщается, что ‘Абдуллах (Ибн Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды) я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое дело Аллах любит больше всего?” Он ответил: “Молитву, совершаемую в установленное для неё время1”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Борьбу /джихад/ на пути Аллаха”».
(‘Абдуллах Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах,) сказал: