Глава 17. О неотступности святых
1. Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призван-ные и освященные Его Духом, не могут ни всецело, ни окончательно отпасть от состояния благодати, но, напротив, будут настойчивы в нем до конца и об-ретут вечное спасение.
2. Неотступность святых зависит не от их собственной воли, но от неиз-менного установления избрания, проистекающего из свободной и неизмен-ной любви Бога-Отца, зиждется на действенности заслуги и ходатайства Иисуса Христа, непреложности Духа, семени Божия в них и от природы заве-та благодати. Изо всего этого происходит также уверенность и непогреши-мость.
3. Тем не менее, будучи искушаемы сатаной и миром, а также по причине остающейся в них испорченности плоти и небрежения средствами оберега-ния себя, они могут впадать в прискорбные тяжкие грехи и какое-то время пребывать в них. Этим они вызывают недовольство Бога и огорчают Его Свя-того Духа. Они лишаются некоторой доли благодати и утешений, ожесточа-ются их сердца, ранится их совесть. Этим они приносят боль и бесчестие дру-гим, а сами навлекают на себя временную кару.
Глава 18. Об уверенности в благодати и спасении
1. Хотя лицемеры и другие невозрожденные люди могут самодовольно обманывать себя ложными надеждами и плотской самонадеянностью о том, что они пребывают в милости Божией и состоянии спасения, их надежды по-гибнут. Те же, кто истинно верует в Господа Иисуса, искренно любит Его, стре-мясь ходить пред Ним в доброй совести, в этой жизни могут быть твердо уве-ренными, что они пребывают в благодати, и могут радоваться в надежде на славу Божию. И эта надежда никогда не постыжает их.
2. Эта уверенность не есть только догадка и возможное предположение, основанное на зыбкой надежде, но непогрешимое убеждение веры, покоящей-ся на Божественной истине обетовании спасения, на внутреннем свидетельстве тех милостей благодати, о которыхданы обетования, на удостоверении Духа усы-новления, свидетельствующего нашим душам, что мы — дети Божий. Этот Дух есть залог нашего наследства, мы запечатлены Им в день искупления.
3. Непогрешимая уверенность не является сущностью веры, истинно ве-рующий может длительное время ожидать ее, борясь со многими трудностя-ми, прежде чем обретет такую уверенность. Все же он может, — будучи спо-собным от Духа знать то, что свободно дано ему Богом, и без особого открове-ния, но с помощью здравого применения благодатных даров,—достичь такой уверенности. Поэтому долг каждого верующего отдать все усердие к соделы-ванию твердым своего призвания и избрания, чтобы его сердце вместило мир и радость в Святом Духе, любовь и благодарность Богу, силу и бодрость послушания в выполнении долга, — все это есть надлежащие плоды уверенно-сти в спасении, недоступные людям, склонным клености и распущенности.
4. Уверенность истинно верующих в спасении может быть поколеблена, ослаблена или утеряна по причине небрежения сохранения ее, или по причине впадения в особый грех, который ранит совесть и огорчает Духа, или от неко-торого внезапного или сильного искушения, или от того, что Бог скрывает свет лица Своего и подвергает ходить во тьме и не иметь света даже боящихся Его. Все же они никогда не лишаются полностью семени Божия и жизни веры, любви Христа и братьев, искренности сердца и сознания долга, поэтому в долж-ное время по действию Святого Духа их уверенность в спасении возродится, а сами они будут удержаны от крайнего отчаяния.
Глава 19. О законе Божием
1. Бог дал Адаму закон (завет труда), которым Он обязал его и всех по-томков к личному, полному, совершенному и постоянному послушанию, обе-щая жизнь вечную за его выполнение и грозя смертью за его нарушение. Бог наделил Адама силой и способностью исполнять закон.
2. После грехопадения Адама этот закон продолжал оставаться совершен-ным правилом праведности; именно он был дан Богом на горе Синай в десяти заповедях, записанных на двух скрижалях. Первые четыре заповеди касались нашего долга по отношению к Богу, остальные шесть заповедей — нашего долга по отношению клюдям.
3. Помимо этого закона, обычно называемого нравственным, Богу было угодно дать народу Израиля, как незрелой и несовершенной Церкви, обрядо-вые законы, содержащие различные виды установлений, часть из них каса-лась богослужения, имевшего изображение прообраза Христа, Его благодати, деяний, страданий и благ, часть касалась наставлений относительно нрав-ственных обязанностей. Со времени нового завета все обрядовые законы от-менены.
4. Обществу Израиля Бог также дал разнообразные судебные законы, ко-торые потеряли силу вместе с исчезновением государства того народа. Теперь нет обязанности кому-либо их исполнять более, чем того требует обычная спра-ведливость.
5. Нравственный закон навечно обязывает всех — как оправданных, так и всех прочих — подчиняться ему, не только потому, что таковы его сущность и содержание, но и потому, что мы должны подчиняться власти Бога-Творца, Который дал его. Христос в Евангелии никоим образом не отменяет закон, но утверждает его.
6. Хотя истинно верующие не находятся под законом как заветом труда, которым они были бы оправданы или подверглись осуждению, все же он пред-ставляет для них огромную пользу, как и для остальных людей; будучи прави-лом жизни, указывая им волю Божию и их обязанности, закон направляет и обязывает их поступать соответствующим образом; также открывает греховную испорченность их природы, сердца и жизни для того, чтобы, проверяя им самих себя, они могли полностью убедиться в этом, смириться и возненавидеть грех; и одновременно более ясно увидеть свою потребность в Христе и совер-шенное Его послушание. Закон также представляет пользу для возрожденных потому, что помогает удерживаться от греха, ибо он запрещает грех, а его пре-дупреждения показывают, что заслуживают они за грехи и какие страдания в своей жизни они могут претерпевать за них, хотя и пребывают свободными от проклятий, которые несет закон. Равным образом, обетования закона показы-вают им одобрение Богом послушания и те благословения, на которые они мо-гут надеяться, выполняя его; вместе с тем, благословения идут к ним не от зако-на (завета труда), и то, что человек делает добрые дела и удерживается от зла, поскольку закон побуждает к одному и отвращает от другого, не является сви-детельством того, что человек находится под законом, а не под благодатью.
7. Вышеуказанные назначения закона не являются противоположными благодати Евангелия, но гармонично подчиняются ей. Дух Христов, смиряю-ший волю человека, дает ей способность исполнять свободно и радостно то, что требует воля Божия, явленная в законе.