В. Основания общей благодати
Почему Бог дарует общую благодать не заслуживающим этого грешни-кам, которые никогда не будут спасены? У этого факта есть, по нашему мне-нию, как минимум четыре основания.
/. Возрождение тех, кто будет спасен. Петр говорит, что день суда и по-следнего наказания отложен по той причине, что есть еще люди, которые долж-ны быть спасены: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некото-рые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Пет. 3:9,10, курсив мой. — У. Г.). Фактически, это основание было дейст-вительно с самого начала человеческой истории, ибо если Бог хотел спасти некоторых людей, не принадлежащих к общей массе греховного человечества,
нии и фактически влияет на грешника, чтобы он поступил именно так, если только он не старается сопротивляться этому воздействию. Таким образом, арминианская точка зрения предполагает гораздо большую связь общей благодати со спасительной благода-тью — общая благодать практически является первым выражением общей спаситель-ной благодати. Эта точка зрения (отом, что способность раскаяться и уверовать дарована всем людям) обсуждается в гл. 31, в которой идет речь об избрании, и в гл. 32 и 33, в которых говорится о Евангелии и рождении свыше.
Он не мог уничтожить всех грешников сразу же (в этом случае человечество вообще бы не существовало, так как не осталось бы ни одного человека). Он решил позволить грешным людям пожить еще некоторое время, чтобы они имели возможность раскаяться, атакже чтобы они могли родить детей и дать жизнь следующим поколениям, которые могли бы услышать Благую весть и прийти к покаянию.
2. Демонстрация благости и милосердия Бога. Благость и милосердие Бога видны не только в спасении верующих, но также и в благословениях, которые Он дарует грешникам. Когда Бог «благ и к неблагодарным и злым» (Л к. 6:35), Его благость открывается миру к Его славе. Давид говорит: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:9, курсив мой. — У. Г.). В истории об Иисусе, беседующем с богатым юношей, мы читаем: «Иисус, взгля-нувнанего, полюбил его» (Мк. 10:21, курсив мой. — У. Г.), несмотря на то что юноша был неверующим и тут же смог отказаться от Иисуса из-за своих бо-гатств. Беркхоф говорит, что Бог, «посылая несказанные благословения всем людям, явно показывает, что эти благословения являются выражением благо-расположения Бога, которое не зависит от воли к прощению их грехов, сня-тия с них осуждения и дарования им спасения»6.
6 Berkhof, Systematic Theology, p. 445.
Откладывая наказание за грех и даруя временные благословения людям, Бог не становится несправедливым, поскольку наказание не забыто, а лишь отложено. Откладывая наказание, Бог показывает, что осуществление окон-чательного наказания не приносит Ему никакой радости, напротив, Он ра-дуется спасению мужчин и женщин. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания ис-тины» (1 Тим. 2:4). Все это говорит о том, что, откладывая наказание, Богпро-являет Свое милосердие, благость и любовь.
3. Демонстрация справедливости Бога. Бог многократно призывает греш-ников прийти к вере, а те многократно отказываются, и это отчетливо пока-зывает, насколько справедлив был Бог, прокляв грешников. Павел предосте-регает тех, кто упорствуют в неверии, говоря, что они навлекают на себя все больший и больший гнев: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2:5). В день суда «заграждаются всякие уста» (Рим. 3:19), и никто не сможет сказать, что Бог несправедлив.
4. Демонстрация славы Бога. Слава Бога проявляется самыми различны-ми путями, во всем, что связано с человеческими делами, в которых действует общая благодать. Развивая и осуществляя власть над землей, мужчины и жен-щины отражают мудрость своего Творца, демонстрируя качества, в которых они подобны Богу, — мастерство, добродетель, власть над миром и т. д. Хотя все дела человека заражены греховными побуждениями, тем не менее они от-ражают совершенство нашего Творца, а потому славят Бога — в неполном и несовершенном виде, однако это прославление весьма значимо.