Толкование языков — дар Святого Духа, благодаря которому церкви сообща-ется общий смысл высказываний на языках.
Традуцианизм— воззрение, согласно которому ребенок получает душу от ма-тери и отца в момент зачатия.
Трансцендентность— понятие, используемое для определения Бога как су-щества, превосходящего творение и независимого от него.
Трихотомизм— представление о том, что в человеке присутствуют три нача-ла: тело, душа и дух.
Троица— учение о том, что Бог извечно существует в трех лицах — Отца, Сына и Святого Духа, причем каждое из Них безоговорочно является Богом, и этот Бог един.
Убедительное исповедание веры— центральный компонент баптистского воз-зрения на крещение, заключающийся в том, что крестить следует только тех, кто неопровержимо свидетельствует о вере в Христа.
Уверенность в спасении— внутреннее ощущение, основанное на неоспори-мых свидетельствах того, что мы действительно «рождены заново» и останемся христианами до конца своей жизни.
Умилостивление — жертва, которая выдерживает Божий гнев до конца, пре-вращая его тем самым в милость.
Унаследованная вина— представление о том, что Бог считает всех людей ви-новными вследствие грехопадения Адама (называется также первородным гре-хом).
Унаследованный грех— греховная природа, или склонность к греху, прису-щая всем людям вследствие грехопадения Адама (называемого также первород-ным грехом). Из этого представления вытекает, что 1) по своей природе мы пол-ностью лишены духовной добродетели перед Богом; 2) своими делами мы совер-шенно не способны совершать духовное добро перед Богом.
Универсализм— учение, согласно которому все люди будут спасены.
Уничижение Христа— одно из двух «состояний» Христа (другое — возвыше-ние). Состояние уничижения включает четыре аспекта Его работы: воплощение, страдание, смерть и погребение.
Управление — аспект Божьего провидения, указывающий на то, что все дея-ния Бога в мире имеют определенную цель и что Он провиденциально управляет всеми явлениями, чтобы осуществить Свои замыслы.
«Условное бессмертие»— учение, по которому созданные Богом люди могут обрести бессмертие только в том случае, если они признают Христа своим Спа-сителем. Согласно этому учению, те, кто не стал христианином, просто прекра-тят свое существование в момент смерти или во время последнего суда.
Усыновление— деяние Бога, с помощью которого Он делает нас членами Своей семьи.
Учение— в Новом Завете — способность толковать Писание и применять его в жизни.
Учение о совместимости— другое обозначение реформатского воззрения на провидение. Это понятие указывает на то, что абсолютное господство Бога со-вместимо с возможностью свободного человеческого выбора.
Фатализм— концепция, согласно которой человеческий выбор и человечес-кие решения не имеют никакого значения, поскольку все происходит так, как было заранее предначертано. Это мировоззрение являет собой полную противо-положность доктрине избрания, согласно которой у людей есть реальная возмож-ность выбора, за последствия которого они будут нести ответственность.
filioque — латинское выражение «и от Сына», включенное в Никейский сим-вол веры для указания на то, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Полемика, разгоревшаяся по этому доктринальному вопросу, привела к расколу между Западной и Восточной церквами в 1054 г.
Философское богословие— исследование богословских вопросов, осуществ-ляемое методами философского анализа.
Халкидонское онределение— положение, выработанное в 451 г. Халкидон-ским собором, которое рассматривается большинством христианских церквей как ортодоксальное определение библейского учения о личности Христа.
Харизматический— понятие, применяющееся по отношению к любым груп-пам или индивидуумам, ведущим свое историческое происхождение от харизма-тического движения возрождения 1960-х и 1970-х гг. Подобные группы стремят-ся практиковать все духовные дары, упоминаемые в Новом Завете, однако, в от-личие от многих пятидесятнических конфессий, допускают различные точки зрения на то, происходит ли крещение Святым Духом после обращения и явля-ются ли языки знаком крещения в Святом Духе.