Несите покойного побыстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, в противном же случае вы (сможете побыстрее) убрать зло с шей своих».
Глава 513: Достоинство участия в похоронах.
634 (1323, 1324). Сообщается, что Нафи‘, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
«(В своё время) Ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщили, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорит: “Тот, кто присоединится к похоронной процессии, получит (награду в один) карат1”, и (Ибн ‘Умар) сказал: “Абу Хурайра преувеличивает!”2 Однако ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, подтвердила правоту Абу Хурайры3 и сказала: “Я слышала, как то же самое говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”. Тогда Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, воскликнул: “(Значит,) упустили мы множество каратов (награды)!”»
1 В другом хадисе сообщается, что речь идёт не об обычном карате, известном как мера веса для драгоценных камней, а о карате величиной с гору Ухуд, то есть об огромной награде.
2 Иначе говоря, Ибн ‘Умар посчитал, что Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, ошибся.
3 Имеется в виду, что ‘Аиша подтвердила правильность того, как Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Глава 514: О запретности избрания могил в качестве мест поклонения.
635 (1330). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уже болевший той болезнью, от которой он умер, сказал1:
Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения».
(‘Аиша также) сказала:
И если бы не это, то могилу его обязательно сделали бы заметной2, однако я боюсь, что и её могут сделать местом поклонения».
1 Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это незадолго до смерти.
2 Имеется в виду, что пророка, да благословит его Аллах и приветствует, похоронили бы не в его доме и сделали бы доступ к месту его погребения свободным.
Глава 515: О том, где должен стоять имам во время молитвы по женщине, скончавшейся во время родов.
636 (1331, 1332). Сообщается, что Самура бин Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды) я принял участие в молитве по умершей от родов женщине и во время (этой молитвы) я находился позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который встал напротив середины её (тела)1».
1 Когда молитва читается по мужчине, имам становится у изголовья.
Глава 516: Чтение “Аль-Фатихи” во время заупокойной молитвы.
Сообщается, что однажды Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, совершавший заупокойную молитву, прочитал “Аль-Фатиху”, а потом сказал: «Пусть (люди) знают, что это — сунна1».
1 То есть пусть люди знают, что так же поступал в подобных случаях и пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Глава 517: Покойный слышит стук сандалий.
638 (1338). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
После того как раба Аллаха положат в его могилу, а его товарищи повернутся и уйдут, и он даже услышит стук их сандалий, к нему явятся два ангела, усадят его и спросят его: “Что говорил ты об этом человеке, Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует?” Он ответит: “Я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его посланник”, после чего ему скажут: “Посмотри на место своё в огне: Аллах заменил его для тебя на место в раю”».
Затем) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И он увидит оба этих места. Что же касается неверного (или: лицемера), то он ответит (ангелам): “Не знаю, я лишь повторял то, что говорили люди”. Тогда ему скажут: “Ты не знал и не читал!”1 — а потом ему нанесут удар железным молотком между ушей, и он издаст такой крик, который услышат все те, кто окажется поблизости от него, кроме людей и джиннов».
1 То есть не читал Коран и не следовал за читавшими его.
Глава 518: О том, кто хотел быть похороненным на святой земле или в ином подобном месте.
639 (1339). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:1
В своё время) ангел смерти был послан к Мусе, мир им обоим, но когда он явился к нему, (Муса) ударил его (и выбил ему глаз).2 Тогда (ангел) вернулся к своему Господу и сказал: “Ты послал меня к рабу, который не желает смерти!” Аллах вернул ему глаз и велел: “Возвращайся и скажи ему, чтобы он положил руку на спину быку, ибо он проживёт ещё столько лет, сколько волосков накроет его рука”. (Когда ангел выполнил всё, что ему было велено, Муса) сказал: “О Господь мой, а что потом?” Он ответил: “Потом — смерть”. (Муса) сказал: “Тогда (пусть это случится) сейчас”, и попросил Аллаха приблизить его к святой земле на расстояние броска камня».
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И если бы я был там, то обязательно показал бы вам его могилу (, которая находится) у дороги рядом с красным холмом”».
1 Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2 Муса, мир ему, не знал, что это ангел, поскольку он явился к ему в образе человека и вошёл к нему без разрешения.
Глава 519: О молитве по павшему в бою за веру.
640 (1343). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (повелевал) заворачивать павших в битве при Ухуде в один кусок ткани по двое1, а потом спрашивал: “Кто из них знал Коран лучше?” — когда же ему указывали на одного из них, он (распоряжался) укладывать его в могилу первым и говорил: “Я буду свидетельствовать за них в День воскресения!” И он велел хоронить их, не смывая с них кровь, и поэтому их не обмывали и не совершали по ним молитвы».
1 Этих людей хоронили в одной могиле, либо заворачивая по два тела в один саван, либо разрезая один кусок ткани на две части.
641 (1344). Передают со слов ‘Укбы бин ‘Амира, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил заупокойную молитву по павшим при Ухуде, после чего поднялся на минбар и сказал:
«Поистине, я опережу вас1 и буду свидетельствовать о вас, и, поистине, клянусь Аллахом, сейчас я вижу свой водоём, и, поистине, были дарованы мне ключи от сокровищниц земли (или: ключи земли), и, поистине, клянусь Аллахом, я не боюсь того, что после моей смерти вы станете многобожниками, но боюсь, что будете вы соперничать друг с другом (из-за мирских благ)!»
1 Эти слова были сказаны пророком, да благословит его Аллах и приветствует, незадолго до смерти.
Глава 520: Следует ли совершать заупокойную молитву по мальчику1, который принял ислам, а потом умер? И следует ли объяснять мальчику, в чём состоит суть ислама?
1 То есть подростку, не достигшему половой зрелости.
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды ‘Умар, да будет доволен им Аллах, вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и несколькими другими людьми отправился к Ибн Саййаду1, который (в то время) был близок к совершеннолетию и которого они нашли играющим с другими мальчиками возле укрепления племени бану магаля. Ибн Саййад не замечал (пришедших) до тех пор, пока пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ударил его рукой, сказав ему: «Засвидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?» Ибн Саййад посмотрел на него и сказал: «Я свидетельствую, что ты послан к неграмотным2», после чего спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «А засвидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?» Однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) отказался (засвидетельствовать это) и сказал: «Я уверовал в Аллаха и посланников Его!» — а потом спросил его: «Что ты думаешь?» Ибн Саййад ответил: «Приходит ко мне и правдивый, и лжец». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всё это у тебя спутано!»3 Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Поистине, я приберёг для тебя нечто».4 Ибн Саййад сказал: «Это — “ад-дух…»5 Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Пошёл прочь! Тебе никогда не преодолеть своего предела!»6 (Услышав это,) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если это он и есть7, тебе ни за что с ним не справиться, а если это не он, то убийство его не принесёт тебе блага».
(1355). Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, (также) сказал:
После этого8 посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в сопровождении Убаййа бин Ка‘ба пошёл в пальмовую рощу, где находился Ибн Саййад. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел услышать что-нибудь сказанное Ибн Саййадом, прежде чем тот заметит его, и он увидел, что (Ибн Саййад) лежит на земле, укрывшись куском ткани, из-под которой доносились непонятные звуки (или: какие-то утробные звуки). Мать Ибн Саййада увидела посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прятавшегося за стволами пальм, и окликнула (сына): “О Саф! — ибо так звали Ибн Саййада. — Здесь Мухаммад”, после чего Ибн Саййад быстро поднялся (с земли), а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы она не побеспокоила его, он проявил бы себя”».
1 Речь идёт о подростке необычной внешности из числа иудеев, относительно которого у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возникли подозрения, что он является Антихристом.
2 Здесь подразумеваются арабы, не имевшие Священного Писания до возникновения ислама. Таким образом, Ибн Саййад противоречит пророку, да благословит его Аллах и приветствует, заявившему о том, что он послан ко всем людям.
3 То есть спутано шайтаном.
4 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желавший показать Ибн Саййаду, что тот не является посланником Аллаха, предлагает ему сказать, что именно он имеет в виду.
5 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду 10-й айат суры “Дым” (“Ад-Духан”), где использовано это слово, которое Ибн Саййад не смог произнести полностью. Это и послужило доказательством того, что Ибн Саййад получал от шайтанов только обрывки сообщений, имевших отношение к миру сокрытого.
6 Иначе говоря, никогда не узнать больше того, что известно прорицателям.
7 То есть если Ибн Саййад действительно является Антихристом.
8 Здесь приводится другое сообщение, а не продолжение предыдущего.
643 (1356). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда один отрок из числа иудеев, прислуживавший пророку, да благословит его Аллах и приветствует, заболел, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: “Прими ислам”. Тот посмотрел на своего отца, находившегося рядом, а он сказал ему: “Повинуйся Абу-ль-Касиму!” — да благословит его Аллах и приветствует, и он принял ислам. А после этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (оттуда), говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”»
644 (1359). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии /фитра/1, а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми (, а не изувеченными): разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!”»
А потом Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, прочитал (нижеследующий айат): «Обрати же лик свой к религии, будучи верным2 (и сообразуясь с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотвориллюдей так, а творение Аллаха не подлежит изменению. Это и есть правильная религия…»3
1 См. примечание к хадису № 178.
2 То есть не отступая от религии единобожия и не отклоняясь от неё.
3 “Румы”, 30.
Глава 521: О том случае, когда многобожник перед смертью произносит слова “Нет бога, кроме Аллаха”.
645 (1360). Передают со слов Са‘ида бин аль-Мусаййаба, да помилует Его Аллах Всевышний, что его отец (аль-Мусаййаб бин Хазн), да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда Абу Талиб1 был уже близок к смерти, к нему пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнаруживший, что у него находятся Абу Джахль бин Хишам и ‘Абдуллах бин Абу Умаййа бин аль-Мугира2. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Талибу: «О дядя, произнеси слова “Нет бога, кроме Аллаха”, благодаря чему я смогу свидетельствовать за тебя пред Аллахом!» (Услышав это,) Абу Джахль и ‘Абдуллах бин Умаййа (в один голос) воскликнули: «О Абу Талиб, неужели же ты отступишься от религии ‘Абд аль-Мутталиба3?!» И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал предлагать ему (произнести эти слова), а они повторяли своё, пока в конце концов Абу Талиб не произнёс свои последние слова, (подтвердив, что) он не отступится от религии ‘Абд аль-Мутталиба, и отказавшись сказать: «Нет бога, кроме Аллаха». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Что до меня, то, клянусь Аллахом, я обязательно стану просить прощения для тебя, пока мне не будет запрещено делать это!» И тогда Аллах Всевышний ниспослал айат, в котором говорится: «Не подобает пророку и тем, кто уверовал, проситьпрощения для многобожников после того, как им стало ясно, что они — обитатели огня, даже если они и являются их родственниками».4
1 Абу Талиб — дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и отец ‘Али, да будет доволен им Аллах.
2 Все эти люди были ярыми врагами пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
3 ‘Абд аль-Мутталиб — дед пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и отец Абу Талиба.
4 “Покаяние”, 113.
Глава 522: Слова увещания, которые увещающий произносил у могилы, в то время как его сподвижники сидели вокруг него.
646 (1362). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды,) когда мы присутствовали на похоронах в Баки‘ аль-Гаркад1, к нам подошёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует, державший в руке небольшую палку. Он сел, опустил голову и стал разбрасывать этой палкой землю, мы же уселись вокруг него, а (через некоторое время) он сказал: “Нет никого среди вас, как нет и вообще ни одной живой души, место которой в раю или в аду уже не было бы определено, и определено также, злосчастной она является или счастливой”. Один человек сказал: “О посланник Аллаха, так не положиться ли нам на то, что уже предопределено нам, и не отказаться ли от дел, ведь тот из нас, кто относится к числу счастливых, (всё равно) придёт к делам счастливых, а относящийся к числу злосчастных (всё равно) придёт к делам злосчастных?” (В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных, то для них будет облегчено совершение дел злосчастных”, после чего прочитал (нижеследующие айаты): «Что касается того, кто отдавал2, и был богобоязненным, и признавал наилучшее3, то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему4».5
1 Название кладбища Медины.
2 Имеется в виду “отдавал должное” в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему.
3 То есть верил в истинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, и в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела.
4 Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай.
5 “Ночь”, 5 — 7.
Глава 523: О том, что было сказано относительно самоубийцы.
647 (1363). Передают со слов Сабита бин ад-Даххака, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Если кто-нибудь намеренно даст ложную клятву, поклявшись не исламом,1 а какой-нибудь другой религией, значит, он и (в самом деле) является таким, как (он сам себя) назвал, а если кто-нибудь лишит себя жизни с помощью куска железа, то его будут мучить этим2 в пламени ада».
1 Это не значит, что можно клясться исламом. Имеются в виду, например, такие ситуации, когда мусульманин намеренно лжёт и при этом серьёзно говорит: “Если это неправда, значит, я — иудей”. В подобном случае он действительно становится иудеем.
2 Имеется в виду орудие его самоубийства.
648 (1364). Передают со слов Джундаба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Один человек, у которого было (множество) ран, сам лишил себя жизни, и тогда Аллах сказал: “Раб Мой опередил Меня по собственной воле1, ( и поэтому) Я сделал рай запретным для него”».
1 То есть решил поторопить события и сам лишил себя жизни.
649 (1365). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: