Англосаксонское стихотворение, посвященное руинам римского города

Каменная диковина — великанов работа. Рок разрушил. Ограда кирпичная. Пали стропила; башни осыпаются; украдены врат забрала, мороз на известке, щели в дощатых — в щепки изгрызены крыши временем; скрыты в могилах, земью взяты зодчие искусные — на века они канули пока не минет сто поколений смертных; стены красно-кирпичные видели, серо-мшаные, держав крушенья; под вихрями выстояли; рухнули высокосводчатые... дух созидательный людей подвигнул; камни окованы кольцами железными, стянуты сутугой столпы и стены. Был изобильный город, бани многие; крыши крутоверхие; крики воинские, пенье в переполненных пиршественных палатах; — судьбы всесильные все переменили: смерти несметные, мор явился, гибель настигала могучих всюду; стогны опустели, стены распались, город сгибнул; в могилу — дружина, в землю — зодчие; разор и разруха, и падает черепица кирпично-красная с кровель сводчатых; и вот — развалины, кучи камня, где сверкали прежде золотом властные, латами ратники знатные, хмельные казной любовались, камениями и серебром, имением драгоценным, мужи дружинные, жемчугом самоцветным, гордые, этим городом в богатой державе. Были каменные покои; и рекою вливались воды в купель кипучие; кирпичной оградой, стенами обставленный источник горячий бил в тех банях, что было удобно...

Вопросы

1. Сравните версии Ненния и Видукинда Корвейского о появлении саксов в Британии. Составьте таблицу, содержащую ответы на вопросы: как появились саксы в Британии? с какой целью прибыли саксы? кто первый нарушил взятые обязательства? как вели себя бритты, и т.п.? Не забудьте отметить и то, что в обоих текстах сходно.

2. Насколько глубоко усваивали англосаксы христианство, если Августин точно следовал указаниям Григория I?

3. Почему Григорий I проявляет такую терпимость к остаткам язычества?

4. С какими чувствами поэт-англосакс описывает руины римского города в Британии?

5. Какие изменения должны были произойти среди англов, саксов и ютов за время, прошедшее после завоевания Британии, чтобы англосаксонский поэт мог сложить подобное стихотворение о руинах римского города?

Глава 2. К востоку от Запада (Византия в IV—VI вв. Возникновение ислама)

В то время как Западная Римская империя гибла под ударами варваров, восточная часть бывшей Римской державы — Византия — не только устояла перед натиском врагов, но и вступила в свой Золотой век. Серьезные испытания ждали Византию впереди, когда в далекой Аравии родилась новая мировая религия — ислам.

Ромеи — наследники римлян

Византийская империя — наследница Римской. Византия образовалась на ее восточных землях, поэтому ее также называют Восточно-Римской империей.

Константин и его град

Основателем Византийской державы считается римский император Константин Великий (306—337). Этот император сочувствовал христианам и помогал распространению и укреплению новой религии в Римской державе. Он и сам принял христианство, правда, лишь накануне своей смерти, став первым христианским правителем Римской империи. Позже церковь признала императора Константина святым.


Константин Великий. Скульптура (IV в.)

Константин Великий семь лет строил новую восточную столицу империи на месте древней греческой колонии Византии, располагавшейся на берегу Босфорского залива. Сам император с копьем в руке намечал границы будущего города. Когда идущие за ним приближенные вслух удивились обширности задуманного города, Константин им ответил: «Я пойду до тех пор, пока не остановится некто, идущий впереди меня!». Новую столицу назвали в честь императора Константинополем (в переводе с греческого означает «Град Константина»), а покровительницей города стала Богородица.

В 395 г., после смерти римского императора Феодосия единая Римская империя разделилась на два самостоятельных государства — Западно-Римское со столицей в Риме и Восточно-Римское (т. е. Византию) со столицей в Константинополе.

Восточная держава

В пределы Восточно-Римской империи в IV в. вошли Балканский и Крымский полуострова в Европе, Малая Азия, Кавказски,, земли, Сирия, Палестина, Египет, а также Крит, Кипр и другие острова в Средиземном море. Восточно-Римскую империю населяли многие народы — греки, сирийцы, армяне, грузины, евреи и др. Больше всего было греков, и греческий язык, вытеснив латинский, со временем стал государственным языком империи.


Византия в середине IV в.

Восточно-Римскую империю стали называть в Западной Европе Византийской империей, или Византией, а жителей ее — греками. Однако сами подданные империи продолжали считать себя римлянами (по-гречески — «ромеи»), а свое государство — Римской (Ромейской) империей. Под именем римлян знали византийцев и восточные народы.

В Византии было множество городов. В самых крупных из них, например в Константинополе и Александрии, стояли величественные общественные здания, высились многоэтажные жилые дома, улицы городов украшали античные скульптуры, портики (колоннады), фонтаны. В византийских городах процветали всевозможные ремесла. На ромейские рынки спешили купцы со всего света от Испании до Китая. «Золотым мостом», соединившим Азию и Европу, стал Константинополь. Византийские торговцы везли на оскудевший Запад богатые одежды и украшения, пряности и дорогое вино, оружие и посуду, церковную утварь и иконы. Многие века византийская золотая номйсма считалась повсюду самой надежной монетой.

Власть василевса

Во главе Византийской империи стоял василевс (в переводе с греческого — «царь»). Василеве считался Божиим избранником, получившим по милости Бога верховную власть над всем христианским миром. Василевсы полагали, что только они унаследовали у римлян право господствовать над всеми странами Европы, Передней Азии и Северной Африки. Государи других христианских стран долго признавали себя (по крайней мере, на словах) подданными византийского императора.

Двор византийских императоров отличался особенной пышностью, богатством и утонченностью. В праздники и во время приемов василевс облачался в дорогие одежды, расшитые золотом, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. Цветом царских одеяний считался пурпурный (темно- и ярко-красный). Пурпурные сапоги мог носить только император. Дорогие платья, царский венец (корона), многие золотые украшения царского наряда были очень тяжелы. Однажды один из византийских императоров даже лишился чувств при коронации, не вынеся тяжести своего облачения.


Навершие воинских штандартов, введённое императором Константином

Василевсу подчинялся громоздкий государственный аппарат, состоявший из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств, а также синклит (так по-гречески назывался сенат), превратившийся в совещательный орган при императоре. Чиновниками и синклитиками (сенаторами) становились не только выходцы из родовой знати. До самых высоких чинов нередко дослуживались и простолюдины, отличившиеся талантами и образованием. Люди низкого происхождения частенько оказывались даже на императорском троне. Это нисколько не смущало ромеев, ибо они, как и древние римляне, считали, что все граждане империи от рождения равны между собою, а родовитость — это частное дело каждого.


Корона Василевсов (IX в.)

Эллинство византийцев

В жизни Византии, избежавшей печальной участи Западно-Римской империи, многое осталось неизменным со старых времен. Эллинство прочно вошло в жизнь византийцев. На ипподромах, как и прежде, народ развлекался зрелищем ристаний (конских скачек), состязаниями борцов и гимнастов, театральными выступлениями мимов (актеров). Как и прежде, горожане лечились у врачей, получавших жалование от городских властей, и ходили в общественные бани. Но главное, что удалось сохранить Византии, — это античную греческую ученость. Уже в начальной школе, через которую проходило большинство маленьких византийцев, детей учили читать на поэмах Гомера и баснях Эзопа.

Русское слово «школа» происходит от греческого «схоже» и имеет то же значение. В византийской школе дети, выучив буквы, учились прочитывать слоги, потом слова, а затем читали древнюю поэзию, вызубривая наизусть сотни поэтических строк.

Начальные и средние школы в Византии были в большинстве своем частными и государственными, а не церковными и монастырскими, как в Западной Европе.

По дорогам империи все еще путешествовали странствующие философы, а в крупных городах действовали языческие академии, в которых преподавали «эллинскую мудрость».

Самой громкой славой пользовалась «матерь наук» — город Афины. В афинской Академии, основанной еще в IV в. до н. э. великим Платоном, преподавали именитые языческие философы. Учившиеся в Афинах студенты так гордились глубиной и блеском своего образования, что, по язвительному замечанию автора V в., почитали себя за полубогов, а всех других за полуослов.

Ученые-византиицы в своих речах и книгах пользовались всяким удобным случаем, чтобы показать осведомленность в эллинской поэзии, мифологии и науке, щеголяли друг перед другом удачными цитатами из сочинений древних авторов.

Наши рекомендации