Подчиняет свои обычаи критериям ислама

Мусульманка, хорошо знающая установления своей рели­гии, соблюдает не все обычаи, сложившиеся в различных народах. Ведь могут быть обычаи, доставшиеся в наследство от времен язычества в ее старых или новых формах, которые ислам никак не может принять. Поэтому такие обычаи и привычки не­приемлемы для мусульманки, если даже другие и соблюдают их.

Так например, мусульманка не украшает свой дом статуэтками и не развешивает фотографии. Собаку она заводит лишь для того, чтобы она охраняла дом. Статуэтки, собака для забавы . все это запрещено, как явствует из достоверных хадисов, и тут не может быть какого-либо послабления и снисхождения.

Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Те, которые делают эти изображения, подвергнутся наказанию в день воскресения. Им будет сказано: «Оживите, что вы сотво­рили».

Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Послан­ник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать, вернулся из поездки. Окно у меня было за­крыто занавеской, на которой видны изображения. Благородный посланник увидел их и сказал: « О Аиша! В день воскресения самым мучительным образом будут наказаны те, кто подражает Аллаху в творении». После этого мы разрезали эти занавески и использовали на подушки.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Я слы­шал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорил: «Каждый формов­щик- в адском огне». Ибн Аббас сказал: «Если тебе очень хочет­ся, то изобрази дерево - или что-либо другое, но не живое суще­ство».

Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, рассказал: «По­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него свою благодать, сказал:«Ангелы не входят в дом, где есть собака».

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ангел Джабраил, да будет над ним мир, пообещал посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, придти в определенный час. Но вот час этот настал, а он не пришел. В руке благородного пророка была палка. Он бросил палку, сказав: «Аллах исполняет свое обещание, и Его послан­ники тоже». Затем он заметил, что под кроватью находится собака, и спросил: «Когда вошла эта собака?» Я ответила: «Кля­нусь Аллахом, я не знала о ней». Собаку вывели. И тут же пришел Джабраил, да будет над ним мир. Благородный посланник сказал: «Ты обещал мне. Я тебя ждал, но ты не пришел». Тот от­ветил: «Меня отвратила собака, которая была в твоем доме. Мы не входим в дом, в котором есть собака».

Можно привести много таких высказываний, которые го­ворят о запрете распространять изображения и устанавливать статуэтки. Время показало, насколько мудрым был этот запрет изображений. В этом убеждаешься и в наши дни, когда лицеме­ры, льстецы и им подобные обожествляют тиранов, прославля­ют их произвол и беззаконие. Это проявляется в установлении памятников тиранам как при жизни, так и потом делают из них божество или полубожество.

Еще пятнадцать веков тому назад ислам провозгласил сво­им основополагающим принципом единобожие и разрушил статуэтки божков и идолов, олицетворявших многобожие или язычество. Теперь он, естественно, не допускает возвращения этих идолов в повседневную жизнь мусульман и мусульманок под видом увековечения того или иного политического лидера или под предлогом оказания почестей тому или иному деятелю искусств, возвеличения такого-то ученого, поэта или писателя. Исламское общество тесно сплочено идеей единобожия, и оно возвеличивает, прославляет, восхваляет и считает святым только Аллаха. А поэтому в нем нет места идолам, статуям и монумен­там.

Что касается приобретения собаки, то это не возбраняется, когда это делается в сугубо практических целях - для охоты, в помощь пастуху, для охраны.

Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я слы­шал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «У того, кто приоб­рел собаку не для охоты или не для помощи пастуху, каждый день из награды вычитается два кырата»». Но мы знаем, что на Западе собак приобретают не для практических целей, а просто для того, чтобы держать их в доме. С ними возятся, уделяют осо­бое внимание, балуют, создают специальную еду, мыло (шампунь), специальные ванны. Ежегодно на эти цели на Западе и в США расходуют миллионы долларов. Обычаи в исламе несут в себе доброту и великодушие. Люди на Западе под воздействием сугубо материализованного подхода к жизни, лишенного необ­ходимого духовного начала, дошли до такой крайности - зани­маться воспитанием собак! А почему бы вместо этого не под­даться другому чувству - чувству любви к человеку?! Ведь оно у них полностью отсутствует на уровне общественных отноше­ний. В исламе же жизнь пропитана и насыщена симпатией к че­ловеку, и ей нет никакой нужды в подобном отклонении.

Истинная мусульманка не использует при приеме пищи золотую или серебряную посуду, как бы она ни была богата. Ка­кая причина? По данному Аллахом закону. Так, например, Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «В животе бушует адский огонь у того, кто ест и пьет из золотого или серебряного сосуда...»».

Истинная мусульманка все привычки и обычаи, в том чис­ле и касающиеся ее отношений в обществе, сверяет с основопо­лагающими принципами и понятиями ислама. Она принимает то, что соответствует этим принципам, и отвергает то, что им противоречит. Данный подход относится ко всему - помолвка и вступление в брак, поведение дома, в семье и в обществе. У ис­ламских народов много разных обычаев. Они соблюдаются по­тому, что соответствуют требованиям ислама.

Когда видишь мусульманку за трапезой и обратишь вни­мание на то, как сервирован этот стол, сразу становится ясным, что она соблюдает этикет принятия пищи, существующий в исламе.

Прежде, чем приступить к приему пищи, она обязательно возблагодарит Аллаха. Она помнит сказанное посланником, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Упомяни имя Аллаха, ешь правой рукой, то, что ближе к тебе нахо­дится». Если же забыл перед едой упомянуть Аллаха, то надо это исправить, т.е. сказать - «Во имя Аллаха, в конце трапезы».

В хадисах уделено внимание тому, что брать еду и питье полагается только правой рукой, ибо левой берет только сатана. Благородный посланник, если видел, что кто-то берет еду левой рукой, настойчиво поучал такого.

Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал, что однажды благородному посланнику принесли молоко, смешанное с водой из колодца. Справа сидел бедуин, а слева - Абу Бакр Правдивей­ший. Он выпил молока и передал бедуину, говоря: «Правый - си­дящему справа».

Сухайль ибн Саад, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспош­лет на него Свою благодать, принесли напиток. Он отпил. Спра­ва от него сидел мальчик, а слева - старцы. Он обратился к маль­чику: «Ты позволишь мне отдать им?» Мальчик сказал: «Нет, клянусь Аллахом! Я не отдам свою долю после тебя никому». «И благородный посланник дал сосуд с напитком ему».

Можно привести много таких свидетельств и примеров. Они убедительно показывают важность этого элемента мусуль­манской этики приема пищи. Это положение не допускает снис­хождения и попустительства. Никому из сподвижников и их по­следователей не делались исключения. Повелитель правоверных Омар ибн аль-Хаттаб придавал этому вопросу очень большое значение. Он никому не давал спуску, если кто-либо пытался нарушить этот элемент этики. Однажды он делал обход, чтобы посмотреть, как живут подданные. И вот он уви­дел, что один человек ест левой рукой, и сказал ему: «О Абдалла, ешь правой рукой». Потом другой раз увидел, что он опять левой рукой ест. Он побил его плетью и сказал: «О Абдалла, ешь правой рукой». После этого он увидел его третий раз, как ест ле­вой рукой. Он опять побил его плетью и сказал сердито: «О Аб­далла, ешь правой рукой». А человек ему отвечает: «О повели­тель верующих! Правая рука у меня занята». Он спросил: «Чем занята?» Человек говорит: «Я ее потерял во время сражения при Мута». И тут Омар заплакал. Он извинился, выразил сочувст­вие, говоря: «Кто же тебя обмывает? Кто тебе помогает в твоих делах?» Затем отдал распоряжение окружить этого человека за­ботой, обеспечить уход за ним.

Пример весьма показательный. Повелитель верующих уделяет такое большое внимание выполнению данного предпи­сания подданными. Это еще раз подчеркивает значение предпи­сания. Поэтому Омар всячески стремился к тому, чтобы мусуль­мане и мусульманки полностью выполняли предписанное и не допускал какого-либо расслабления или потворства.

В связи с этим хочется обратиться к мусульманкам, кото­рые следуют западному этикету, предусматривающему держать вилку в левой руке, а нож - в правой, чтобы резать им пищу. А кусок пищи берут левой рукой. А ведь это противоречит наставлению их вероучения. Они не утруждают себя тем, чтобы было наоборот, т.е. нож - в левой руке, а вилка - в правой, опаса­ясь нарушить правила не нашего, а западного этикета. Это про­явление поражения нашего состояния духа. Оно нанесено на­шей, мусульманской общине современными веяниями и явлени­ями. Мы усердно взялись перенимать их, совершенно не поду­мав о необходимости скорректировать и адаптировать с учетом наших личностных параметров, нашей религии, наших фунда­ментальных ценностей. Надо ли специально говорить, что ис­тинная мусульманка далека от такого подражательства - жалко­го и унизительного.

Истинная мусульманка берет еду и питье только правой рукой. Она призывает мусульманок делать именно так, не стес­няться делать это публично на приемах и званных вечерах, тех мусульманок, которые по-прежнему придерживаются того па­губного, пришедшего к нам с Запада. Так нужно делать, чтобы опомнились склонные подражать и вернулись к осознанию то­го, что указанном в очищающей сунне пророка.

Третий вопрос - есть то, что ближе тебе. Омар ибн Абу Салямя, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я был мальчи­ком, под присмотром посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Моя рука не дотянулась до миски. И он мне сказал: «Возблагодари Аллаха, ешь правой рукой, и ешь, что близко к тебе».

Мусульманская женщина соблюдает все правила этикета, принимая пищу степенно, не спеша. Пищу берет тремя пальца­ми, но не двумя. Не опускает все пальцы в тарелку это крайне неприятно видеть другим. В хадисе сказано: «Я видел, как по­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, ел тремя пальцами». Он повелел нам ни­чего не оставлять в тарелке, говоря: «Вы не знаете, в какой именно еде ваше благоденствие».

Надо подчеркнуть, что эти добрые советы о том, что надо есть до конца, не оставляя ничего из поданной пищи, были вы­сказаны пятнадцать веков назад. И эти обычаи сегодня дошли и до Запада, и там следуют им.

Муаз ибн Анас вспоминал, что благородный посланник сказал: «Кто закончил еду, должен говорить: «Хвала Аллаху, ко­торый накормил и наделил этим меня, не имеющего ни сил, ни могущества, простившему за прегрешение»».

Абу Хурайра вспоминает такой важный момент: «Послан­ник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать никогда не порицал пищу. Если она у него вызывала аппетит, он съедал. Если ли же она его не привлекала, он просто откладывал ее в сторону».

Коротко об этике приема питья. Мусульманка пьет неболь­шими глотками и немного (два, три глотка), возблагодарив перед этим Аллаха. По мере возможности, она пьет сидя и не из гор­лышка сосуда. В хадисах подчеркиваются все эти моменты, в том числе и то, что нельзя выдыхать в сосуд или чашку, из кото­рых пьешь.

Наши рекомендации