Подчиняет свои обычаи критериям ислама
Мусульманка, хорошо знающая установления своей религии, соблюдает не все обычаи, сложившиеся в различных народах. Ведь могут быть обычаи, доставшиеся в наследство от времен язычества в ее старых или новых формах, которые ислам никак не может принять. Поэтому такие обычаи и привычки неприемлемы для мусульманки, если даже другие и соблюдают их.
Так например, мусульманка не украшает свой дом статуэтками и не развешивает фотографии. Собаку она заводит лишь для того, чтобы она охраняла дом. Статуэтки, собака для забавы . все это запрещено, как явствует из достоверных хадисов, и тут не может быть какого-либо послабления и снисхождения.
Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Те, которые делают эти изображения, подвергнутся наказанию в день воскресения. Им будет сказано: «Оживите, что вы сотворили».
Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, вернулся из поездки. Окно у меня было закрыто занавеской, на которой видны изображения. Благородный посланник увидел их и сказал: « О Аиша! В день воскресения самым мучительным образом будут наказаны те, кто подражает Аллаху в творении». После этого мы разрезали эти занавески и использовали на подушки.
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорил: «Каждый формовщик- в адском огне». Ибн Аббас сказал: «Если тебе очень хочется, то изобрази дерево - или что-либо другое, но не живое существо».
Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него свою благодать, сказал:«Ангелы не входят в дом, где есть собака».
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ангел Джабраил, да будет над ним мир, пообещал посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, придти в определенный час. Но вот час этот настал, а он не пришел. В руке благородного пророка была палка. Он бросил палку, сказав: «Аллах исполняет свое обещание, и Его посланники тоже». Затем он заметил, что под кроватью находится собака, и спросил: «Когда вошла эта собака?» Я ответила: «Клянусь Аллахом, я не знала о ней». Собаку вывели. И тут же пришел Джабраил, да будет над ним мир. Благородный посланник сказал: «Ты обещал мне. Я тебя ждал, но ты не пришел». Тот ответил: «Меня отвратила собака, которая была в твоем доме. Мы не входим в дом, в котором есть собака».
Можно привести много таких высказываний, которые говорят о запрете распространять изображения и устанавливать статуэтки. Время показало, насколько мудрым был этот запрет изображений. В этом убеждаешься и в наши дни, когда лицемеры, льстецы и им подобные обожествляют тиранов, прославляют их произвол и беззаконие. Это проявляется в установлении памятников тиранам как при жизни, так и потом делают из них божество или полубожество.
Еще пятнадцать веков тому назад ислам провозгласил своим основополагающим принципом единобожие и разрушил статуэтки божков и идолов, олицетворявших многобожие или язычество. Теперь он, естественно, не допускает возвращения этих идолов в повседневную жизнь мусульман и мусульманок под видом увековечения того или иного политического лидера или под предлогом оказания почестей тому или иному деятелю искусств, возвеличения такого-то ученого, поэта или писателя. Исламское общество тесно сплочено идеей единобожия, и оно возвеличивает, прославляет, восхваляет и считает святым только Аллаха. А поэтому в нем нет места идолам, статуям и монументам.
Что касается приобретения собаки, то это не возбраняется, когда это делается в сугубо практических целях - для охоты, в помощь пастуху, для охраны.
Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «У того, кто приобрел собаку не для охоты или не для помощи пастуху, каждый день из награды вычитается два кырата»». Но мы знаем, что на Западе собак приобретают не для практических целей, а просто для того, чтобы держать их в доме. С ними возятся, уделяют особое внимание, балуют, создают специальную еду, мыло (шампунь), специальные ванны. Ежегодно на эти цели на Западе и в США расходуют миллионы долларов. Обычаи в исламе несут в себе доброту и великодушие. Люди на Западе под воздействием сугубо материализованного подхода к жизни, лишенного необходимого духовного начала, дошли до такой крайности - заниматься воспитанием собак! А почему бы вместо этого не поддаться другому чувству - чувству любви к человеку?! Ведь оно у них полностью отсутствует на уровне общественных отношений. В исламе же жизнь пропитана и насыщена симпатией к человеку, и ей нет никакой нужды в подобном отклонении.
Истинная мусульманка не использует при приеме пищи золотую или серебряную посуду, как бы она ни была богата. Какая причина? По данному Аллахом закону. Так, например, Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «В животе бушует адский огонь у того, кто ест и пьет из золотого или серебряного сосуда...»».
Истинная мусульманка все привычки и обычаи, в том числе и касающиеся ее отношений в обществе, сверяет с основополагающими принципами и понятиями ислама. Она принимает то, что соответствует этим принципам, и отвергает то, что им противоречит. Данный подход относится ко всему - помолвка и вступление в брак, поведение дома, в семье и в обществе. У исламских народов много разных обычаев. Они соблюдаются потому, что соответствуют требованиям ислама.
Когда видишь мусульманку за трапезой и обратишь внимание на то, как сервирован этот стол, сразу становится ясным, что она соблюдает этикет принятия пищи, существующий в исламе.
Прежде, чем приступить к приему пищи, она обязательно возблагодарит Аллаха. Она помнит сказанное посланником, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Упомяни имя Аллаха, ешь правой рукой, то, что ближе к тебе находится». Если же забыл перед едой упомянуть Аллаха, то надо это исправить, т.е. сказать - «Во имя Аллаха, в конце трапезы».
В хадисах уделено внимание тому, что брать еду и питье полагается только правой рукой, ибо левой берет только сатана. Благородный посланник, если видел, что кто-то берет еду левой рукой, настойчиво поучал такого.
Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал, что однажды благородному посланнику принесли молоко, смешанное с водой из колодца. Справа сидел бедуин, а слева - Абу Бакр Правдивейший. Он выпил молока и передал бедуину, говоря: «Правый - сидящему справа».
Сухайль ибн Саад, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, принесли напиток. Он отпил. Справа от него сидел мальчик, а слева - старцы. Он обратился к мальчику: «Ты позволишь мне отдать им?» Мальчик сказал: «Нет, клянусь Аллахом! Я не отдам свою долю после тебя никому». «И благородный посланник дал сосуд с напитком ему».
Можно привести много таких свидетельств и примеров. Они убедительно показывают важность этого элемента мусульманской этики приема пищи. Это положение не допускает снисхождения и попустительства. Никому из сподвижников и их последователей не делались исключения. Повелитель правоверных Омар ибн аль-Хаттаб придавал этому вопросу очень большое значение. Он никому не давал спуску, если кто-либо пытался нарушить этот элемент этики. Однажды он делал обход, чтобы посмотреть, как живут подданные. И вот он увидел, что один человек ест левой рукой, и сказал ему: «О Абдалла, ешь правой рукой». Потом другой раз увидел, что он опять левой рукой ест. Он побил его плетью и сказал: «О Абдалла, ешь правой рукой». После этого он увидел его третий раз, как ест левой рукой. Он опять побил его плетью и сказал сердито: «О Абдалла, ешь правой рукой». А человек ему отвечает: «О повелитель верующих! Правая рука у меня занята». Он спросил: «Чем занята?» Человек говорит: «Я ее потерял во время сражения при Мута». И тут Омар заплакал. Он извинился, выразил сочувствие, говоря: «Кто же тебя обмывает? Кто тебе помогает в твоих делах?» Затем отдал распоряжение окружить этого человека заботой, обеспечить уход за ним.
Пример весьма показательный. Повелитель верующих уделяет такое большое внимание выполнению данного предписания подданными. Это еще раз подчеркивает значение предписания. Поэтому Омар всячески стремился к тому, чтобы мусульмане и мусульманки полностью выполняли предписанное и не допускал какого-либо расслабления или потворства.
В связи с этим хочется обратиться к мусульманкам, которые следуют западному этикету, предусматривающему держать вилку в левой руке, а нож - в правой, чтобы резать им пищу. А кусок пищи берут левой рукой. А ведь это противоречит наставлению их вероучения. Они не утруждают себя тем, чтобы было наоборот, т.е. нож - в левой руке, а вилка - в правой, опасаясь нарушить правила не нашего, а западного этикета. Это проявление поражения нашего состояния духа. Оно нанесено нашей, мусульманской общине современными веяниями и явлениями. Мы усердно взялись перенимать их, совершенно не подумав о необходимости скорректировать и адаптировать с учетом наших личностных параметров, нашей религии, наших фундаментальных ценностей. Надо ли специально говорить, что истинная мусульманка далека от такого подражательства - жалкого и унизительного.
Истинная мусульманка берет еду и питье только правой рукой. Она призывает мусульманок делать именно так, не стесняться делать это публично на приемах и званных вечерах, тех мусульманок, которые по-прежнему придерживаются того пагубного, пришедшего к нам с Запада. Так нужно делать, чтобы опомнились склонные подражать и вернулись к осознанию того, что указанном в очищающей сунне пророка.
Третий вопрос - есть то, что ближе тебе. Омар ибн Абу Салямя, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я был мальчиком, под присмотром посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Моя рука не дотянулась до миски. И он мне сказал: «Возблагодари Аллаха, ешь правой рукой, и ешь, что близко к тебе».
Мусульманская женщина соблюдает все правила этикета, принимая пищу степенно, не спеша. Пищу берет тремя пальцами, но не двумя. Не опускает все пальцы в тарелку это крайне неприятно видеть другим. В хадисе сказано: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, ел тремя пальцами». Он повелел нам ничего не оставлять в тарелке, говоря: «Вы не знаете, в какой именно еде ваше благоденствие».
Надо подчеркнуть, что эти добрые советы о том, что надо есть до конца, не оставляя ничего из поданной пищи, были высказаны пятнадцать веков назад. И эти обычаи сегодня дошли и до Запада, и там следуют им.
Муаз ибн Анас вспоминал, что благородный посланник сказал: «Кто закончил еду, должен говорить: «Хвала Аллаху, который накормил и наделил этим меня, не имеющего ни сил, ни могущества, простившему за прегрешение»».
Абу Хурайра вспоминает такой важный момент: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать никогда не порицал пищу. Если она у него вызывала аппетит, он съедал. Если ли же она его не привлекала, он просто откладывал ее в сторону».
Коротко об этике приема питья. Мусульманка пьет небольшими глотками и немного (два, три глотка), возблагодарив перед этим Аллаха. По мере возможности, она пьет сидя и не из горлышка сосуда. В хадисах подчеркиваются все эти моменты, в том числе и то, что нельзя выдыхать в сосуд или чашку, из которых пьешь.