Искреннее раскаяние перед Всевышним Аллахом
Условия покаяния
Важность и обязательность покаяния
Всевышний сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе [долго продолжали совершать грехи]: "Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи (тем, которые обращаются к Нему с покаянием, какими бы эти грехи ни были), ибо Он – Прощающий, Милосердный. С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему"» (39:53-54). Пророк ﷺ, сказал: «О люди, кайтесь перед Аллахом и просите у Него прощения! Поистине, я каюсь по сто раз в день» (Муслим); «Нет такого правоверного раба Аллаха, чтобы у него не было греха, который он совершал бы время от времени» (ат-Табарани в «аль-Аусат»); «Все сыны Адама часто ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся» (ат-Тирмизи).Этот и подобные ему хадисы указывают на то, что у каждого верующего есть грехи и недостатки, однако, люди отличаются друг от друга тем, в какой мере им присущи грехи и насколько искренне они каются перед Аллахом.
Покаяние нужно совершать сразу после того, как человек осознал свой грех. Его нельзя откладывать, потому что поступать так приказали Аллах и Его посланник ﷺ, и человек не имеет права откладывать исполнение их повелений, так как он не может знать, что произойдет с ним в будущем. Быть может, смерть настигнет его раньше, чем он успеет покаяться. Кроме того, человек, который продолжает грешить, отдаляется от Всевышнего Аллаха. Его душа черствеет и покрывается пеленой, а его вера слабеет. Продолжая грешить, человек привыкает к своим злодеяниям, и наступает момент, когда он уже не может расстаться с ними, а сатана открывает ему все новые врата для совершения еще более отвратительных поступков. Постепенно он теряет стыд перед Аллахом и перед людьми и начинает грешить открыто, не задумываясь о том, что навлекает на себя гнев Аллаха и проклятие Его верующих рабов. Один из праведных богословов сказал: «Грехи являются гонцами неверия. Человек постепенно совершает один грех за другим и, в конце концов, полностью отказывается от своей веры».
Упаси нас Аллах от подобного конца!
Мусульманские мыслители упоминали о многих порочных последствиях грехов. Они лишают человека Божьей поддержки и делают порочным его мышление. Грешник перестает понимать истину, и его душа разлагается. Он лишается доброй славы, и люди начинают испытывать к нему отвращение. Аллах же отдаляет его от Себя и отвергает его молитвы. Его сердце становится черствым, а тело – слабым и подверженным болезням. Он лишается благодати в мирском уделе и во времени, забывает приобретенные полезные знания. Его уделом становится низость, унижение перед врагами и стеснение в груди. Господь начинает искушать его скверными товарищами, которые губят его душу и убивают его время. Постепенно им овладевает непреодолимая тоска и печаль, а его жизнь становится тяжкой и невыносимой. В конце концов, его судьба закрывается, а сердце запечатывается, и под тяжким бременем ослушания он уже не в силах узреть истину и извлечь пользу из наставлений. Он встает на путь, ведущий в Геенну, осознает свой дурной конец, но уже не может что-либо изменить. Все это является следствием ослушания Аллаха и пренебрежения Его мудрыми назиданиями. Покаяние позволяет уберечься от этих дурных последствий грехов и вместе с тем обрести великое благо.
Однако Всевышний Аллах принимает покаяние только тогда, когда кающийся соблюдает следующие семь условий:
Искреннее раскаяние перед Всевышним Аллахом
Покаяние должно быть принесено искренне ради Всевышнего Аллаха. Причиной, побуждающей человека к покаянию, должна быть его любовь к своему Создателю, почтение к Нему, надежда на Его вознаграждение и страх перед Его наказанием. Человек не должен посредством своего поклонения искать мирских благ или довольства творений, в противном случае его покаяние не будет принято Аллахом, потому что он совершил его не ради Аллаха, а из корыстных побуждений. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (66:8). Пророк ﷺ, сказал: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне и только ради Него!» (ан-Насаи).