Ханифия – это религия Ибрахима.
Вступление.
Ханифия – это религия Ибрахима.
Поклонение называется поклонением, только при наличии единобожия (таухида).
Важность изучении ширка (многобожия).
Первое правило.
Второе правило.
Третье правило.
Четвертое правило.
___________________
Вступление.
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Я прошу Щедрейшего Аллаха, Господа Великого Трона, чтобы Он покровительствовал тебе как в этом мире, так и в вечном мире, и чтобы Он сделал тебя благословенным, где бы ты ни был. Я прошу Его, чтобы Он сделал тебя из числа тех, которые, когда им даётся, они благодарят, когда они подвергаются испытаниям, то проявляют терпение, когда совершают грехи, то просят прощения. Поистине, эти три вещи, они и есть залог счастья!»
—————————————————————————————————
Разъяснение (шарх) шейха Аль Фаузана:
Это ― книга ″Четыре правила″, которую написал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах.
Это отдельное послание, но обычно его печатают вместе с книгой ″Три основы″, из-за нужды требующих знания в этих книгах.
Эти четыре правила, упомянутые шейхом, содержат в себе разъяснение единобожия (таухида) и многобожия (ширка).
Каковы же правила, касающиеся единобожия? Каковы правила, касающиеся многобожия? Многие людей не разбираются в вопросах, связанных с единобожием и многобожием. Многие люди не знают, в чем заключается смысл единобожия. Многие люди не знают, в чем заключается смысл многобожия. Они объясняют эти понятия так, как это соответствует их страстям.
Что же касается нас, то мы обязаны возвращаться в этих вопросах к Корану и Сунне, чтобы наше понимание единобожия и многобожия было правильным и достоверным.
Шейх, да помилует его Аллах, не взял эти правила из своих мыслей, как это обычно делают многие заблудившиеся. Поистине, он извлек эти правила из Книги Аллаха, сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также из жизненного пути этого посланника.
Если ты узнаешь эти правила и поймешь их, то они облегчат тебе понимание единобожия, с которым Аллах Всевышний отправил посланников и ниспослал Писания. Они облегчат тебе понимание многобожия, от которого предостерег Аллах, разъяснив его опасность и вред в обоих мирах. Всё это очень важно! Изучение единобожия и многобожия более важно, чем изучение вопросов, связанных с намазом, закятом и остальными видами поклонения. Ведь, изучение единобожия и многобожия является первостепенной основой! Намаз, закят, хадж и остальные виды поклонения не будут действительными, если ты не построишь их на правильном вероубеждении.
Перед тем, как начать повествование об этих четырех правилах, шейх (да помилует его Аллах) поместил в книге великое вступление, в котором он обратился с мольбой за требующего знание.
Он сказал: «Я прошу Щедрейшего Аллаха, Господа Великого Трона, чтобы Он покровительствовал тебе как в этом мире, так и в вечном мире, и чтобы Он сделал тебя благословенным, где бы ты ни был. Я прошу Его, чтобы Он сделал тебя из числа тех, которые, когда им даётся, они благодарят, когда они подвергаются испытаниям, то проявляют терпение, когда совершают грехи, то просят прощения. Поистине, эти три вещи, они и есть залог счастья!»
Это – великое вступление! В нем содержится мольба шейха, да помилует его Аллах, для каждого требующего знания, который изучает вероубеждение, желая достичь истины и отстраниться от заблуждения и многобожия. Такой человек будет достоин того, чтобы Аллах Всевышний покровительствовал ему как в этом мире, так и в вечном.
Если Аллах Всевышний будет покровительствовать человеку в мирской жизни и в Последней, то у человека уже не будет трудностей ни в религии, ни в мирской жизни. Аллах Всевышний сказал:
«Аллах - Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями и помощниками неверующих являются тагуты».Сура аль-Бакара, аят 257.
Если Аллах будет тебе покровительствовать, Он выведет тебя из мраков многобожия, неверия, сомнения, безбожия, к свету веры, полезного знания и праведного деяния.
Аллах Всевышний сказал: «Это - потому, что Аллах является Покровителем верующих, а у неверующих нет покровителя».Сура Мухаммад, аят 11.
Если Аллах будет тебе покровительствовать в мирской жизни и в вечной, то ты обретешь такое счастье, после которого уже не будет несчастья. Аллах Всевышний покровительствует тебе в мирской жизни, помогая идти по верному пути. Аллах Всевышний покровительствует тебе и в Последней жизни, вводя в Сады навечно. В этих Садах не будет ни страха, ни болезней, ни печали, ни сложностей. Таково покровительство Аллаха над Своими верующими рабами в обоих мирах.
«…чтобы Он сделал тебя благословенным, где бы ты ни был…» ― если Аллах Всевышний сделает тебя благословенным, где бы ты ни был, то, ведь, это – предел желаемого. Аллах Всевышний даст тебе благодать (баракат) в твоей жизни, Аллах Всевышний даст тебе благодать (баракат) в твоем пропитании, Аллах Всевышний даст тебе благодать (баракат) в твоем знании, Аллах Всевышний даст тебе благодать (баракат) в твоих деяниях, Аллах Всевышний даст тебе благодать (баракат) в твоем потомстве. Где бы ты ни был, куда бы ты ни направился, тебя будет сопровождать благодать. В этом заключено великое благо и милость от Аллаха Всевышнего!
«Я прошу Его, чтобы Он сделал тебя из числа тех, которые, когда им даётся, они благодарят…» ― и это в отличие от тех, кто, получая милости Аллаха, отрицает их и проявляет недовольство. Многие люди, получая милости Аллаха, отрицают их и используют эти милости не в подчинении Аллаху. Такое поведение становится причиной несчастья. Что же касается тех, кто благодарит Аллаха, то, поистине, Аллах добавляет им еще больше милостей. Аллах Всевышний сказал: «Вот ваш Господь возвестил: "Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим"».Сура Ибрахим, аят 7.
Аллах Всевышний добавляет благодарным рабам еще больше милостей. Если ты хочешь увеличения милостей Аллаха, то благодари Его! А если же ты хочешь лишиться милостей Аллаха, то можешь начать проявлять недовольство.
«…когда они подвергаются испытаниям, то проявляют терпение…» ― Аллах Всевышний испытывает Своих рабов. Он испытывает их, посылая различные беды, неприятности и врагов из числа неверующих и лицемеров. В таких ситуациях нужно проявлять терпение, а не отчаиваться и терять надежду на милость Аллаха. В таких ситуациях нужно крепко стоять на религии Аллаха и терпеливо переносить те трудности, которые встречаются на этом пути.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Всевышний Аллах возлюбил какой-либо народ, то Он посылает ему испытание. Кто проявит довольство, тому будет довольство, а кто проявит негодование, на того Аллах обратит Свой гнев». ат-Тирмизи, 2396; ибн Маджах, 4031. Хадис хороший. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 146.
А также: «Самым тяжелым испытаниям подвергались пророки, затем те, кто был более всего похож на них, а затем те, кто был более всего похож на этих». ат-Тирмизи, 2/64; ибн Маджах, 4023. Хадис хороший. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 143.
Были испытаны пророки, были испытаны правдивейшие из людей, были испытаны мученики, были испытаны верующие рабы Аллаха, и все они проявляли терпение. Что же касается лицемеров, то Аллах Всевышний сказал относительно них: «Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток! ».Сура аль-Хадж, аят 11.
Мирская жизнь не всегда является наслаждением, роскошью, радостью и победой над врагами. Не всегда все бывает так хорошо! Аллах Всевышний чередует радости и горе среди рабов. Посмотри, как сподвижники, лучшие люди в этой общине, подвергались испытаниям! Аллах Всевышний сказал: «Мы чередуем дни (счастья и несчастья) для людей».Сура али ’Имран, аят 140.
Человек должен готовить свою душу к тому, что ему придется перенести испытания. Поистине, эти испытания касались не только его. До нас такие же испытания переносили самые приближенные к Аллаху люди. Нужно готовить свою душу, проявлять терпение и ждать облегчения от Аллаха Всевышнего, а конец всегда за богобоязненными!
«…когда совершают грехи, то просят прощения…» ― что же касается тех, кто, совершая грехи, не просит прощения, а, наоборот, погрязает в этих грехах, то они – несчастные!
Но верующий раб после совершения греха торопится покаяться пред Аллахом. Аллах Всевышний сказал: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? ».Сура али ’Имран, аят 135.
А также: «Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются».Сура ан-Ниса, аят 17.
Под ″невежеством″ в этом аяте не имеется в виду отсутствие знания. Ведь, если человек не знает о том, что определенный поступок является грехом, то он не будет спрошен об этом. Однако, под ″невежеством″ в этом аяте имеется в виду противоречие благоразумию. Каждого, кто ослушивается Аллаха, можно назвать невеждой, ибо у него есть недостаток в благоразумии и в разуме.
«…и вскоре раскаиваются…»― нет среди нас человека, защищенного от грехов. Но хвала Аллаху, ибо Он оставил двери покаяния открытыми. Поэтому, раб, совершивший грех, обязан спешить покаяться. Если же человек не будет каяться и просить прощения, то это станет признаком его несчастья.
Ханифия – это религия Ибрахима.
Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«Знай, пусть Аллах наставит тебя к покорности Ему, что "ханифия" – это религия Ибрахима, которая заключается в том, чтобы ты поклонялся только одному Аллаху, искренне исповедуя эту религию. Как сказал об этом Всевышний Аллах: ″Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне″. Сура аз-Зарийат, аят 56».
——————————————————————————
Разъяснение (шарх) шейха Аль Фаузана:
«Знай, пусть Аллах наставит тебя к покорности Ему…» ― это – мольба от шейха, да помилует его Аллах. И так, каждому учителю следует обращаться к Аллаху с мольбами за своих учеников.
Покорность ― « طاعة » ― это подчинение приказам Аллаха и отстранение от того, что Он запретил.
Что "ханифия" – это религия Ибрахима…» ― Аллах Всевышний приказал нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, следовать за религией Ибрахима. Аллах Всевышний сказал: «Затем Мы внушили тебе: "Исповедуй религию Ибрахима, будучи единобожником, ведь он не был из числа многобожников"». Сура ан-Нахль, аят 123.
″Ханифия″ ― это религия ханифа Ибрахима, мир ему.
″Ханиф″ ― это тот, кто обратился к Аллаху и отвернулся от всего остального, кроме Него! Такого человека называют ″ханифом″.
″Ханиф″ ― это тот, кто обратился к Аллаху своим сердцем, своими делами, своими намерениями, своими устремлениями, совершая всё это ради Аллаха, и отвернувшись от всего, кроме Него.
Аллах Всевышний повелел нам следовать за религией Ибрахима и сказал: «(Аллах) не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима».Сура аль-Хадж, аят 78.
«…которая заключается в том, чтобы ты поклонялся только одному Аллаху, искренне исповедуя эту религию…» ― это и есть религия ″ханифия″.
Шейх не ограничился словами: «…чтобы ты поклонялся только одному Аллаху…»,он добавил к этому еще и слова: «…искренне исповедуя эту религию…»,то есть: «…отстраняясь от многобожия».
Если к поклонению примешается многобожие, то поклонение станет недействительным. Поклонение будет действительным только тогда, когда будет очищено от многобожия: большого и малого.
Аллах Всевышний сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, будучи ханифами».Сура аль-Беййина, аят 5.
Это – поклонение, которым Аллах Всевышний обязал все творения.
Аллах Всевышний сказал:«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».Сура аз-Зарийат, аят 56.
«…поклонялись Мне»― то есть: поклонялись только Мне Одному.
Творения сотворены только для того, чтобы поклоняться Аллаху, делая это искренне. Среди них есть такие, кто выполняет то, ради чего были созданы, но есть и такие, кто не выполняет этого. Тот же, кто поклоняется кому-то, помимо Аллаха, противоречит той цели, ради которой он был создан.
Ибрахим (мир ему) ― это отец пророков, ибо все пророки, пришедшие после него, были его потомками. Поэтому Аллах Всевышний сказал: «Мы даровали его потомству - пророчество и Писание».Сура аль-’Анкабут, аят 27.
Все пророки, пришедшие после него, были из потомков Исраиля, внука Ибрахима, мир ему, кроме Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который принадлежал потомству Исма’иля, сына Ибрахима. То есть, каждый пророк, пришедший после Ибрахима, относился к его потомству. Это – щедрость, оказанная Аллахом Ибрахиму.
Аллах Всевышний сделал Ибрахима, мир ему, предводителем для людей:
«(Аллах) сказал: "Я сделаю тебя предводителем людей"».Сура аль-Бакара, аят 124.
А также: «Воистину, Ибрахим был предводителем».Сура ан-Нахль, аят 120.
А затем шейх, да помилует его Аллах, привел в качестве довода слова Всевышнего:«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».Сура аз-Зарийат, аят 56.
Ибрахим, мир ему, призывал людей поклоняться Аллаху. К этому же призывали людей остальные пророки. Все пророки призывали людей к поклонению Аллаху и оставлению поклонения всем остальным, кроме Него.
Аллах Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника(с повелением): "Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!" ».Сура ан-Нахль, аят 36.
Поклонение называется поклонением, только при наличии единобожия (таухида).
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Итак, если ты узнал, что Аллах создал тебя для поклонения Ему, то знай, что поклонение называется поклонением, только при наличии единобожия (таухида), так же, как молитва называется молитвой, только при наличии омовения».
———————————————————————————
Разъяснение (шарх) шейха Аль Фаузана:
«Итак, если ты узнал, что Аллах создал тебя для поклонения Ему…» ― то есть: ты увидел аят, в котором сказано: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Сура аз-Зарийат, аят 56.
Ты относишься к людям, а значит, этот аят касается и тебя. Знай, что Аллах Всевышний не сотворил тебя просто так, не сотворил тебя только для того, чтобы ты ел и пил. Аллах Всевышний не сотворил тебя для того, чтобы ты жил в этом мире, радуясь и веселясь. Аллах Всевышний сотворил тебя для того, чтобы ты поклонялся Ему.
Аллах Всевышний подчинил человеку все существующее в этом мире, чтобы человек поклонялся Ему. Поистине, ты не сможешь жить в этом мире без того, что тебя окружает сейчас. Аллах Всевышний подчинил тебе окружающий мир, чтобы ты мог поклоняться Ему. Аллах Всевышний не даровал тебе всё это для того, чтобы ты радовался, веселился, грешил, ел и пил всё, что пожелаешь. Так живут только животные! Что же касается людей, то Аллах Всевышний сотворил их ради великой цели и великой мудрости, дабы они поклонялись Ему одному. Аллах Всевышний сказал:«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня».Сура аз-Зарийат, аяты 56-57.
Аллах Всевышний не сотворил тебя для того, чтобы ты добывал для Него пропитание или собирал имущество. Так поступают люди в отношениях друг с другом. Они нанимают работников, чтобы те помогали им зарабатывать деньги. Но Аллах Всевышний не нуждается в этом. Аллах Всевышний не нуждается в мирах. Именно поэтому, Он сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня».Сура аз-Зарийат, аяты 56-57.
Аллах Всевышний кормит рабов, а не они кормят Его. Аллах Всевышний не нуждается в еде. У Него нет нужды в нашем поклонении. Если даже ты проявишь неверие, это ничего не убавит из власти Всевышнего. Однако, ты нуждаешься в Аллахе, ты нуждаешься в поклонении. По Своей милости Он повелел тебе поклоняться Ему, а в этом заключена польза для тебя самого. Поистине, если ты будешь поклоняться Ему, Он дарует тебе вознаграждение. Поклонение является причиной того, что Аллах окажет тебе щедрость как в этом мире, так и в вечном.
Так, кто же получает пользу от поклонения?! Поистине, получает пользу от поклонения сам раб Аллаха. Что же касается Аллаха Всевышнего, то Он не нуждается в творениях.