Оценка хадиса в зависимости от состояния сэнэд
Хадисы, в зависимости от их общего состояния и здоровья сэнэд, подразделяются на три группы: сахих, хасан и да'иф.
Виды хадисов в зависимости от их здоровья и состояния сэнэд
Хадис | ||
Сахих اَلْحَدِيثُ الصَّحِيحُ | Хасан اَلْحَدِيثُ الْحَسَِِِِن | Да'иф اَلْحَدِيثُ الْضَّعِيفُ |
1. Сахих-хадис اَلْحَدِيثُ الصَّحِحُ. В случае если у равий хорошие адалят и забт.
اَلْحَدِيثُ الصَّحِيِحُ:هُوَ ا لْحَدِيثُ الَّذِي اِتَّصَلَ سَنَدُْْْهُ بِنَقْلِ الْعَدْلِ الضَّابِطِ عَنِ الْعَدْلِ الضَّابِطِ اِلَي مُنْتَهَاهُ وَلاَ يَكُونُ شَاذًّا وَلاَ مُعَلَّلاً.
Исходя из вышеприведенного описания, сахих-хадис должен соответствовать следующим признакам:
а) в его сэнэд нет разрыва;
б) у всех равий был хороший адалят и забт;
в) хадис не является “шааз”, т.е. передавший его равий надежен и не противоречит другим известным равий;
г) хадис не должен иметь “болезни” - иллят. Если есть “болезнь”, то этот хадис - муалляль. Внешне этот хадис кажется "здоровым", но при его изучении учеными-хадисоведами выявляются ошибки в мэтн.
При несоответствии хадиса хотя бы одному из обязательных вышеперечисленных условий – хадис не может являться сахих.
Существует 2 вида сахих-хадисов:
а)Сахих- лизатихи اَلصَّحِيحُ لِذَاتِهِ- в нем нет никаких недостатков, он соответствует всем качествам сахих-хадиса.
( حَدَّثَنَا قُتَيَبةُ بِنْ سَعِيدِ حَدَّثَنَا جَرِيرُ عَنْ عُمَارَةُ بْنُ الْقَعْقَاعِ عَنْ اَبِي زُرْعَةَ عَنْ اَبِي هُرَيْرَيةَ قَالَ: جَاءَ رَجُلٌ اِلَي النَّبِيِّ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ مَنْ أَحَقَّ النَّاسِ بِحُسْنِ صَحَابَتِي؟ قَالَ: اُمُّكَ قَالَ ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: اُمُّكَ قَالَ ثُمَّ مِنْ؟ قَالَ: اُمُّكَ قَالَ ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ ثُمَّ اَبُوكَ ).
Пример. Передал Абу Хурейра, что один человек спросил у Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям: "Кому мне служить?". Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, ответил: "Матери!". Человек переспросил: "Еще кому?". Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, снова ответил: "Матери!". Человек снова спросил: "Еще кому?". Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям ответил: "Матери!". Человек: "Еще кому?". Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям добавил: "Отцу!".
Те равий, которые передали этот хадис, обладают качествами адалят и забт. Кутэйба бин Саид является учителем Бухари и Муслима. Джарир бин Абдильхамид, Омар бин Ка’ка и Абу Зур’а, являются сика. Поэтому данный хадис является сахих-лизатихи.
б) сахих-лигайрихи َالصَّحِيحُ لِغَيْرِهِ -он соответствует всем признакам сахих-хадиса, но в то же время некоторые из этих признаков слабые. Однако данный хадис подтверждается другим ривайятом.
( لَوْلاَ اَنْ أَشُقَّ عَلَي اُمَّتِي َلأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ صَلاَةٍ ).
Пример. Передал Абу Хурейра: "Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: "Если бы моей умме не было трудно, то я бы приказал ей перед каждым намазом чистить зубы сиваком".
Здесь при проверке его сэнэд обнаруживается, что один из равий - Мухаммед бин Амр обладал слабой памятью.
Решение по сахих-хадисам
Хадисоведы сказали, что сахих-хадис является далиль и придерживаться его – ваджиб, несмотря на количество равий, которые его передали. Часть ученых придерживаются мнения, что сахих-хадисы составляют основу веры. В то же время большая часть ученых считают, что основой веры являются только Кур’ан Карим и мутаватир-хадисы.
Ибн Хазм и некоторые ученые сказали, что сахих-хадисы тоже являются основой веры. Несмотря на то, что они и являются "сика", они тоже могут ошибаться в своём решении.
Степени сахих-хадисов
1) Хадисы, переданные в книгах Бухари и Муслима, называются муттафакун алейх. مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ
2) Хадисы, переданные только Бухари.
3) Хадисы, переданные только Муслимом.
4) Хадисы, не вошедшие в книги Бухари и Муслима, но, в то же время, соответствующие их условиям.
5) Хадисы, соответствующие условиям только Бухари.
6) Хадисы, соответствующие условиям только Муслима.
7) Ученые по хадисам, кроме Бухари и Муслима, признали их соответствующими условиям сахих-хадисов.
Исходя из этого ясно, что, с одной стороны, сахих-хадисы, включенные в "Сахихайн", как в лучшие сборники хадисов, в определенной мере более ценны. С другой стороны, это не умаляет ценности сахих-хадисов, включенных в другие сборники, так как критерием оценки является надежность ривайята.
Ибн Дакик-Иль-׳ыйд в своей книге «Аль-иктирах» представил по сорок сахих-хадисов из каждой семи вышеназванных степеней.
Сборники сахих-хадисов.
Первой книгой, в которой собраны сахих-хадисы, является “Сахих-Бухари“, написанная Бухари (умер в 256/870 году). Другим известным источником сахих-хадисов является произведение Муслима (умер в 261/875 году), который называется “Сахих-Муслим“. Эти две книги несут название “Сахихан“.
Также к известным сборникам источниками сахих-хадисов относятся “Муватта“, написанная ранее Имамом Малики (умер в 179/795 году), и более поздние “Сахих“ Ибн Хуземы (умер в 311/923 году) и “Сахих“ Ибн Хыббана (умер в 354/965 году).
2. Хасан-хадис. اَلْحَدِيثُ الْحَسَنُ
اَلْحَدِيثُ الْحَسَنُ: هُوَ الْحَدِيثُ الَّذِي اِتَّصَلَ سَندُهُ بِنَقْلٍ عَدْلٍ خَفَّ ضَبْطُهُ غَيْرَ شَاذٍّ وَلاَ مُعَلَّلٍ
При исследовании качеств равий, передававших хасан-хадисы, видно, что в забт каждого из них имеются некоторые недостатки. Однако в переданных ими хадисах нет шазз и муэалляль.
Хасан-хадисы, также как и сахих-хадисы, подразделяются на два вида:лизатихи и лигайрихи.
а) Хасан-лизатихи اَلْحَسَنُ لِذَاتِهِ -типичный хасан. Если существуют два и более хасан-лизатихи, похожие по тексту и смыслу, то их уровень находится примерно наравне с хадисом сахих-лигайрихи.
б) Хасан-лигайрихи اَلْحَسَنُ لِغَيْرِهِ определяется по тому, что в сэнэд есть один равий с неизвестными качествами и происхождением, поэтому нет возможности оценить его качества. В таком случае хадис считается слабым. При условии, что существуют подобные по тексту и смыслу хадисы, этот хадис считается хасан-лигайрихи.
Хадисы хасан-лигайрихи очень близки к слабым, они усиливаются только при наличии похожих по смыслу риваийятов.
Хадисы хасан-лигайрихи поодиночке не используются, применяются только в совокупности с сильными хадисами.
Тирмизи, часто использовавший слово "хасан", дает следующее объяснение термина "хасан-хадис":
( كل حديث يروي لا يكون في اسناده من يتهم بالكذب ولا يكون الحديث
شاذا ويروي من غير وجه نحو ذاك فهو عندنا حديث حسن ).
Что означает: "В сэнэд данного хадиса нет равий, про которого кто-либо сказал, что он лжец; хадис не является "шазз"; существуют хадисы, подтверждающие его".
Подобным же образом Тирмизи объясняет термин "хасан-лигайрихи".
Пример хадиса хасан-лизатихи:
( قال أحمد: ثنا يحيي بن سعيد عن بهذ بن حكيم ثني أبي عن جدي قال: قلت: يا رسول الله من أبر؟ قال: امك قال قلت: ثم من؟ قال: ثم امك قال قلت: ثم من؟ قال امك ثم اباك ثم الأقرب فالأقرب ).
Ахмад бин Ханбаль сказал: "Нам Яхъя бин Са'ид передал от Бехз бин Хакима, который сказал: "Мне отец передал от моего деда, который сказал:
"О, Пророк! Кто больше всего заслуживает моего доброго отношения? "
Пророк саллаллаху алейхи уа саллям сказал: "Мать! "
Дед далее спросил: "Кто после нее? "
Пророк саллаллаху алейхи уа саллям ответил: "Мать! "
Дед повторно спросил: "Кто еще после нее? "
Пророк саллаллаху алейхи уа саллям снова ответил: "Мать, после нее отец, затем остальные родственники в зависимости от степени родства!"[47][47]
Сэнэд данного хадиса не имеет разрывов, он не является "шазз", смысл данного хадиса не вызывает разногласий среди равий.
Ахмад бин Ханбаль и его учитель Яхъя бин Са'ид – два признанных имама. Яхъя бин Са'ид, Насаи и некоторые другие хадисоведы считают Бехз бин Хакима надежным передатчиком. В то же время ученым известны некоторые передачи от Бехз бин Хакима, которые не достаточно ясны. Известно также, что Шуба бин Хаджадж в свое время оценивал качества этого равий и выяснил, что его забт слабый. Поэт1ому, согласно решению ученых, данный хадис признан хасан-лизатихи.
Пример хадиса хасан-лигайрихи:
( قال الترمذي: حدثنا علي بن حجر حدثنا حفص بن غياث عن حجاج عن عطية عن ابن عمر قال: صليت مع النبي صلي الله عليه وسلم الظهر في السفر ركعتين وبعدها ركعتين).
Абу Иса (Тирмизи) сказал: "Это хадис – хасан; его передали Ибн Аби Лейла и Атийиа-Нафи от Ибн Омара".
( قال الترمذي: حدثنا محمد بن عبيد المحاربي حدثنا علي بن هاشم عن ابن ابي ليلي عن عطية ونافع عن ابن عمر قال: صليت مع النبي صلي الله عليه وسلم في الحضر والسفر: فصليت معه في الحضر الظهر أربعا وبعدها ركعتين وصليت معه في السفر الظهر ركعتين وبعدها ركعتين )
Абу Иса (Тирмизи) сказал, что этот хадис – хасан. Предыдущий и приведенный хадис подтверждают друг друга. Поэтому про оба этих хадиса Тирмизи сказал, что они – хасан.
Несмотря на то, что передавший последний хадис Ибн Аби Лейла – известный факих, при оценке его забт были выявлены некоторые недостатки. Исходя из этого, данный хадис признан как хасан-лигайрихи.
Хукум (решение, заключение ученых) по хасан-хадисам:
Все ученые по фикху утверждают что хасан-хадис - это далиль, и ими необходимо руководствоваться при совершении поступков.
Хадисы хасан-лигайрихи также являются хадисами макбуль, т.е. принимаются, если есть несколько подобных хадисов, и отстутствуют хадисы, противоречащие им по смыслу.
3. Да'иф-хадис اَلْحَدِيثُ الْضَّعِيفُ
Эта категория хадисов, которые не отвечают одному или нескольким требованиям, предъявляемым к сахих и хасан хадисам.
Даиф-хадисы, в зависимости от их степени несоответствия вышеуказанным требованиям к хадисам, в свою очередь, тоже подразделяются на различные категории.
( اَلْحَدِيثُ الضَّعِيفُ هُوَ مَا فَقَدَ شَرْطاً مِنْ شُرُوطِ الْحَديِثِ الْمَقْبُولِ )
По различным мнениям ученых выделеляется до 49 до 510 категорий даиф-хадисов. В данной книге предлагается рассмотреть чаще всего встречающиеся 15 категорий даиф-хадисов, таких как: Мурсяль, Мункаты'у, Му'даль, Му'алляк, Мудалляс, Маудуу', Матрук, Мункэр, Му'алляль, Мудрэдж, Маклуб, Мудтариб, Шэзз, Мусаххаф и Мухарраф.
Существуют две группы причин слабости хадисов:
1. В сэнэд имеется разрыв среди равий, передавших хадис, по временным промежуткам.
2. Сэнэд хадиса непрерывный, но в отношении одного из равий необходимо проводить джарх.