Б. Природа рождения свыше остается для нас тайной
4 Непреодолимая благодать (Irresistible grace) — это буква «I» в акрониме TULIP, который представляет собой «пять основополагающих доктрин кальвинизма». «Τ» в нем означает абсолютную греховность (Total depravity), см. гл. 23; «U» — безусловное избра-ние (Unconditional election), см. гл. 31; «L» — ограниченное искупление (Limited atonement), см. гл. 26; «Р» — неотступность святых (Perseverance of the saints), см. гл. 39.
5 Можно возразить, что Бог не может гарантировать наш ответ, поскольку этот ответ все-таки является результатом выбора воли, т. е. добровольным с нашей стороны. Однако это возражение лишь вводит такие определения терминов «воля» и «доброволь-но», которые не находят подтверждения в Писании. Подробнее см. гл. 150 соотноше-нии Божьего провидения с решениями, продиктованными результатом выбора нашей воли.
От нас скрыто, в чем собственно заключается процесс рождения свы-ше. Мы знаем, что неким образом мы, которые прежде были духовно мертвы (Еф. 2:1), стали живыми в Боге и в самом прямом смысле «родились вновь» (Ин. 3:3,7; Еф. 2:5; Кол. 2:13). Однако мы не понимаем, как это происходит и что именно Бог делает с нами, чтобы дать нам новую духовную жизнь. Иисус говорит: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).
Писание представляет рождение свыше как процесс, затрагивающий и личность в иелом. Безусловно, наш «дух жив» для Бога после рождения свы-ше(Рим.8:10),нолишь потому, что наша личность полиостью затронута рож-дением свыше. И не потому, что наш дух был прежде мертв, — мы были мерт-вы для Бога в наших грехах и преступлениях (см.: Еф. 2:1). И невернобылобы говорить, что во время рождения свыше происходит единственное — наш дух становится живым (как тому иногда учат)6, ибо все в нас затрагивается рожде-нием свыше: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).
Так как рождение свыше — акт Бога, в котором Он дает нам новую жизнь, то справедливо полагать, что это мгновенное событие. Это случается лишь од-нажды. В определенный момент мы духовно мертвы, а в следующий момент мы обладаем новой духовной жизнью, дарованной нам Богом. Тем не менее мы не всегда точно знаем, когда именно происходит это изменение. Особенно с детьми, которые воспитываются в христианской семье, или с людьми, ко-торые в течение определенного времени посещают церковь или библейскую школу. Вполне может быть так, что не произойдет никакого драматического перехода от «закоренелого грешника» к «святому и праведному мужу». Тем не менее мгновенное изменение происходит, когда Бог незримо, через Святого Духа, пробуждает в человеке духовную жизнь. Это изменение станет явным с течением времени. Оно проявится в поведении и желаниях, которые угодны Богу.
6 Такой взгляд на рождение свыше обычно обусловлен трихотомическим восприя-тием человека (мнение о том, что человеческая природа состоит из трех частей: тела, духа и души). Это мнение рассматривается в гл. 22. Однако если мы отрицаем трихото-мию и полагаем, что слова «дух» и «душа» в Писании являются синонимами и оба назы-вают нематериальную часть нашего существа, то подобное объяснение становится неубе-дительным. Писание, которое говорит о нас как о новом творении и о том, что мы рожда-емся заново (а не только наш дух), должно убедить даже тех, кто признает трихотомию, что рождение свыше есть нечто большее, чем оживление нашего духа.
В других случаях (вероятно, в большинстве тех случаев, когда христиа-нином становится взрослый человек) рождение свыше происходит доволь-но явно. Время рождения свыше можно определить по тому, как меняется человек, который, осознав, что прежде он жил вдали от Бога и был мертв ду-ховно, вдруг в некоторый следующий момент отчетливо обнаруживает в себе новую духовную жизнь. Результаты, как правило, можно увидеть сразу же. В человеке вдруг обнаруживается искреннее стремление к Богу и к спасе-нию в Нем, уверенность в прощении грехов, желание читать Библию и мо-литься (и ощущение, что это значимая духовная деятельность), радость в служении, стремление к христианскому братолюбию, искреннее желание быть послушным Слову Божьему, а также жажда говорить с другими людьми о Христе. Человек может сказать примерно следующее: «Я не знаю, что в точности случилось, но до этого момента я не верил, что мое спасение зави-сит от Христа. Внутренне я все еще сомневался. Но в тот момент я осознал, что уверовал в Христа и что Он — мой спаситель. Что-то произошло в моем сердце»7. Но даже в таких случаях мы не можем точно определить, что соб-ственно произошло в нашем сердце. Все происходит именно так, как Иисус сказал о ветре — мы слышим его шум, мы видим последствия его дунове-ния, но мы не можем видеть самого ветра8. Так же действует и Святой Дух в наших сердцах.
В. Такое определение «рождения свыше» означает, что оно происходит прежде спасительной веры
На основании процитированных выше отрывков из Писания мы опреде-лили, что рождение свыше — это деяние Бога, Который пробуждает в нас ду-ховную жизнь. Он выводит нас из духовной смерти к духовной жизни. Осно-вываясь на таком определении, естественно утверждать, что рождение свыше имеет место прежде обретения человеком спасительной веры. Именно этот акт Бога делает нас способными ответить Богу верой. Тем не менее, когда мы гово-рим, что рождение свыше происходит «прежде», чем мы обретаем веру, важно помнить, что эти два явления необычайно близки. Обычно кажется, что они происходят одновременно. Когда Бог обращается к нам с актуальным призы-вом через Евангелие, Он перерождает нас и мы отвечаем на Его призыв верой и покаянием. Итак, с нашей точки зрения, трудно определить различие во времени, особенно потому, что рождение свыше — это явление духовное, и мы не можем увидеть его глазами, и даже осознать разумом.
7 Льюис так рассказывает о своем обращении: «Я точно знал, что последний шаг был сделан, но едва ли понимал, каким именно образом. Одним солнечным утром я от-правился в Уипснейд. Когда мы выехали, я не верил, что Иисус Христос — Сын Бо-жий, а когда мы добрались до зоопарка — уже верил. Однако эта поездка прошла не в размышлениях. Я также не испытывал и никаких особых эмоций» (С. S. Lewis, Surprised by Joy [New York: Harcourt, Brace and World, 1955], p. 237).
8 Слово pneuma из Ин. 3:8 может быть переведено либо как «ветер», либо как «дух» (последнему варианту отдает предпочтение синодальная версия, первому — текст, на который опирается автор в своем рассуждении). — Примеч. пер.
Итак, многие места в Писании говорят нам, что это тайное, скрытое дея-ние Бога относительно наших душ происходит прежде, чем мы отвечаем Богу спасительной верой. Беседуя с Никодимом о рождении свыше, Иисус ска-зал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5, курсив мой. — У. Г.). Теперь мы входим в Царство Божье, когда ста-новимся христианами вследствие нашего обращения. Но Иисус говорит, что мы должны родиться «от Духа», прежде чем сможем сделать это9. Наша не-способность прийти к Христу самостоятельно, без первоначальной работы Бога внутри нас, подчеркивается также и в следующих словах Иисуса: «Ни-кто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44) и «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6:65). Этот внутренний акт рождения свыше прекрасно описан Лукой, когда он го-ворит о Лидии: «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14, курсив мой. — У. Г.). Сперва Господь отверз ее сердце, а затем она стала способна внимать проповеди Павла и ответить верой.
9 Когда Иисус говорит о «рождении от воды», вероятнее всего, здесь имеется в виду духовное очищение от греха, о котором пророчествовал Иезекииль: «И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам...» (Иез. 36:25,26). Вода здесь символизирует духов-ное очищение от греха, так же как новое сердце и новый дух, которые дарует Бог, говорят о новой духовной жизни. Иезекииль пророчествует о том, что Бог тогда же ниспошлет внут-реннее очищение от скверны греха, укоренившегося в сердце, когда пробудит новую ду-ховую жизнь в Своем народе. И то, что эти два понятия тесно связаны в известном проро-честве Иезекииля; и предположение Иисуса, что Никодим должен понимать эту истину («Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?»; Ин. 3:10); и что в продолжение всей беседы Иисус затрагивает глубоко духовные темы — все говорит о том, что это самое вер-ное понимание этого отрывка. Существует также предположение, что «рождение от воды» имеет в виду физическое рождение и те «воды», которые его сопровождают. Однако Иисус, рассуждая о духовном рождении, вряд ли стал бы подчеркивать, что люди рождаются именно таким образом, и весьма сомнительно, что иудеи 1 в. поняли бы эту фразу именно так. Другая интерпретация состоит в том, что Иисус говорит здесь о воде крещения. Но креще-ние или иная другая подобная церемония не может здесь фигурировать (было бы невер-ным считать, что Иисус говорит здесь о христианском крещении, поскольку оно оформи-лось лишь после Пятидесятницы). Более того, это означало бы, что Иисус учит, чтофизи-ческий акт крещения необходим для спасения; а это не согласуется с новозаветной мыслью о том, что спасение достигается лишь благодаря вере. Если бы это было истиной, мы дол-жны были бы найти твердое учение об этом в других местах Нового Завета — в тех, где речь идет о крещении (см. гл. 48 о крещении).
10 Переводы выражения άνθρωπος ψυχικός в синодальном русском и в английском
текстах на первый взгляд почти прямо противоположны друг другу: в первом случае —
«душевный человек», во втором — «the man without the Spirit* («человек, лишенный Духа»,
автор поясняет это своей трактовкой — «естественный», т. е. человек, следующий врож-
денным инстинктам). Не вдаваясь в детали, следует отметить, что слово ψυχικός, неза-
висимо от его значения, является контекстуальным антонимом слова πνευματικός («ду-
ховный») из ст. 15, т. е. «душевность» русского перевода является здесь яркой противопо-
ложностью «духовности». — Примеч. пер.
Павел говорит также: «Душевный человек [дословно: „естественный че-ловек"] не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14)10. Он также говорит о людях, которые отделили себя от Христа: «Нет разумевающего; никто не ищет Бога» (Рим. 3:11).
Освобождение от духовной смерти и от неспособности ответить верой на-ступает тогда, когда Бог дарует нам новую духовную жизнь. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2:4,5). Павел говорит так-же: «И вас, которые были мертвы во грехахи в необрезании плоти вашей, ожи-вил вместе с Ним» (Кол. 2:13, курсив мой. — У. Г.)и.
Не все евангельские церкви признают сегодня учение о том, что рожде-ние свыше происходит до обретения спасительной веры. Иногда даже гово-рят: «Если вы верите в Христа как в Спасителя, тогда (после того, как вы уве-ровали) вы рождаетесь заново». Однако в Писании не написано ничего по-добного. Это новое рождение рассматривается как нечто, что совершает в нас Бог, чтобы мы смогли уверовать.
Люди часто думают, что рождение свыше наступает после акта спаситель-ной веры, потому что они видят результаты (любовь к Богу и к Его слову, от-вращение от греха) после того, как они приходят к вере, и заключают из этого, что рождение свыше также должно происходить после того, как человек уве-ровал. Однако судить об этом мы должны на основании Писания, поскольку мы не можем судить о том, что такое рождение свыше непосредственно: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).
Поскольку христиане часто склонны концентрироваться па результатах рождения свыше, а не на скрытом духовном деянии Самого Бога, некоторые евангельские исповедания веры включают в себя формулировки, подразуме-вающие, что рождение свыше происходит после того, как человек обретает спасительную веру. Так, например, в исповедании веры американской Еван-гелической свободной церкви (которое было принято также многими другими евангельскими оранизациями) сказано:
11 RSV (и приведенный здесь синодальный текст. — Примеч. пер.) переводит: «И вас, которые были мертвы...» (Английский текст N1V, который цитирует автор, звучит так: «Когда вы были мертвы в ваших грехах и необрезании вашей греховной природы, Бог оживил вас со Христом». — Примеч. пер.) Однако в греческом тексте нет относитель-ного местоимения (ой), которое Павел мог бы легко использовать. В этом стихе упо-треблен причастный оборот с причастием настоящего времени όντας, «будучи», которое передает действие, продолжающееся одновременно с действием основного глагола («ожи-вил»). Таким образом, NIV выражает смысл точнее: «В то время, когда мы продолжали пребывать в состоянии смерти от наших грехов, Бог оживил нас». Вне зависимости от того, каким оборотом мы переводим причастие, этот временной нюанс все равно будет присутствовать. И все же NIV, переводя этот текст с помощью ярко темпорального пред-лога («когда вы были мертвы»), лучше всего передает смысл, который был заложен в него автором.
Мы верим, что истинная Церковь состоит из всех людей, которые через спасительную веру в Иисуса Христа были перерождены Святым Духом и соединены вместе в теле Христовом, которого Он Глава (Артикул8).
Здесь выражение «рождение свыше» явно означает внешние признаки рож-дения свыше, которые становятся очевидными в измененной жизни, те при-знаки, которые, вне всякого сомнения, появляются после того, как человек обретает спасительную веру. Таким образом, «рождение заново» нужно пони-мать не в смысле первоначального наделения нас новой жизнью, а в смысле полного изменения всей жизни, которое является результатом этого первона-чального акта. Если термин «рождение свыше» понимать именно таким обра-зом, то будет справедливым утверждать, что рождение свыше происходит после того, как человек обретает спасительную веру.
Тем не менее, если мы стремимся согласовывать нашу терминологию с тем, что мы обнаруживаем в Писании, следовало бы сузить употребление тер-мина «рождение свыше» до обозначения исключительно мгновенного, перво-начального акта Бога, в котором Он наделяет нас духовной жизнью. Тогда мож-но подчеркнуть, что мы не в состоянии наблюдать самого рождения свыше, мы лишь видим его результаты, которые проявляются в нашей жизни, и то, что вера в Христа ради спасения есть самый первый результат, который мы на-блюдаем. Мы не можем осознать своего перерождения до тех пор, пока не при-дем к вере в Христа, поскольку это является внешним проявлением скрытого, внутреннего акта Бога. Кактолько мы приходим к спасительной вере в Хрис-та, мы можем быть уверены, что родились заново.
Нам следует отдавать себе отчет в том, что изложение Евангелия в Писа-нии не имеет формы приказа: «Родись вновь, и ты будешь спасен». Эту мысль Писание формулирует следующим образом: «Веруй в Иисуса Христа, и бу-дешь спасен»12. Это постоянная тема апостольской проповеди в Деяниях, а также в изложении Евангелия, которое мы находим в посланиях.