Действительность Промысла Божия.
· Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при Силоамской купальне в ответ на вопрос иудеев: «Какой властью Ты это делаешь?» — отвечает: Отец Мой доныне делает, и Я делаю(Ин.5:17).
· В своей речи в Афинском ареопаге ап. Павел говорил, что Бог дает всему жизнь и дыхание и все... Мы Им живем и движемся и существуем (Деян.17:25, 28).
· Первое, что убеждает в существовании Божественного Промысла, — молитва. Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире.
· Второе — представление о Боге как абсолютном свободно-разумном Существе, который любит Свое творение.
· Третье – ограниченность мира. Тварное бытие как несамобытное не является бытием необходимым, поэтому оно не могло бы существовать без произведшей его Причины. Оно существует только потому, что сохраняется в бытии той же Силой, которая дала ему бытие.
· Кроме того, в существовании Божественного Промысла убеждает само устройство мира, его сложность, целесообразность, красота, гармония, которые очевидны даже в его падшем состоянии.
Ложные учения о Промысле.
· У древних греков и римлян было распространено представление о судьбе (греч. ἀνάγκη, лат. Fatum) как бессознательной силе, которая полностью предопределяет жизненный путь человека.
· Промысл распространяется только на великие, достойные внимания высших сил предметы.
· Дуалистический гностицизм, в котором единому благому Богу противопоставляется некоторое паритетное Ему злое начало. Борьба двух враждебных начал.
· Фатализм, учение об изначальном предопределении человека ко спасению или к погибели.
· Полное отрицание Божественного Промысла характерно для деизма и пантеизма. Деизм учит, что мир столь совершенен, что вообще не нуждается в Промысле, т. К. В замыслах Творца не может быть «недосмотра». В пантеизме нет места для учения о Промысле, поскольку сам мир здесь мыслится как нечто божественное: эманация Божественной сущности, или саморазвитие некоего божественного начала.
Действия Промысла Божия: Мирохранение. Мироправление.
1. Мирохранение — поддержание всего существующего в бытии. По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе (Пс.118:91)
2. Мироправление — направление всех событий в мире к предназначенным Творцом целям. Чрез Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его(Сир.43:28).
Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла.
1. Бога Отца: Отец Мой доныне делает... (Ин.5:17).
2. Промысл Сына о мире выражен в совершенном Им искуплении. Господь есть Глава Церкви Сын Божий внимает молитвам и исполняет просимое: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю
3. Дух Святой, ,глаголал через пророков и апостолов. Дух Святой воздействует на душу человека. Он совершает наше спасение во Христе и устрояет Церковь Христову Он действует в церковных таинствах,дарует новую жизнь, обновляет творение: Если кто не родится свыше... Не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин.3:3, 5-6).
О возможности познания Промысла Божия человеком.
· Чтобы увидеть Бога в Его Промысле, нужна чистота разума и сердца, а для достижения чистоты необходимо жить по заповедям Спасителя.
· Мы можем познать промысел Божий лишь отчасти.
· Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века.
Билет 16
Мир духовный или ангельский. Ангелы в Священном Писании. Сотворение ангелов Богом. Время сотворения ангелов. Природа ангелов. Свойства ангельской природы. Совершенство ангельской природы. Число ангелов. Небесная иерархия. Промысл Божий о мире духовном.
Мир духовный или ангельский.
Из Божественного Откровения об ангелах известно очень немного, и изучение ангелологии в курсе догматического богословия имеет своей целью не столько сообщить положительное знание об ангелах, сколько рассеять ложные мнения относительно этого предмета.
Ангелы в Священном Писании.
· «ангел» (ἄγγελος) в переводе с греческого буквально означает «вестник».
· В Священном Писании ангелами в собственном смысле называются бестелесные духи.
Сотворение ангелов Богом.
· Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их (Неем.9:6).
· Ты творишь ангелами Твоими духов... (Пс.103:4, Евр.1:7).
Время сотворения ангелов.
1. Ангелы сотворены прежде вещественного мира.
2. Ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира.
3. Таким образом, вопрос о времени сотворения ангелов относится к области богословских мнений. Однозначно можно утверждать только то, что ангелы сотворены не позднее четвертого дня, а следовательно, не могли быть сотворены вместе с человеком или позже него.
Природа ангелов.
· В Священном Писании ангелы предстают как разумно-свободные существа.
· Преп. Иоанн Дамаскин дает следующее определение ангела: «Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей».
· В. Н. Лосский считал, что каждый ангел — это «отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир».
· Некоторые отцы мыслят ангелов единосущными между собой, например Григорий Нисский использует выражение по отношению к ангелам «естество духовное».
Свойства ангельской природы.