Тема 4. Эволюция христианства и оформление христианской церкви
(рубеж I-II - рубеж II-III вв.)
1. Проблема эволюции христианства (II в.)
2. Столкновение язычества и христианства
3. Оформление церковной иерархии и организационной структуры
Период рубежа I-II - рубежа II-III вв. (условно до 212 г. - указом императора Каракаллы было предоставлено римское гражданство всему свободному населению империи) - в истории христианства и христианской Церкви можно назвать периодом/стадией приспособления. Суть этого периода составляют:
¾ распространение христианства вне Палестины,
¾ оформление христианской церковной организации,
¾ оформление христианского вероучения и этики; причем как в догматическом, так и экзегетическом богословии воззрения Церкви были выработаны в этот период главным образом 5-ю богословами: Игнатий Антиохийский-Богоносец (I - начало II в.), Ириней Лионский (ок. 130 - 202 гг.), Киприан Карфагенский (ок. 200-258 гг.) - теория церковной устройства и управления - иерархии; Климент Александрийский (ок. 150- после 215 гг.), Ориген (ок. 185-253/254 гг.) - философское обсуждение богословских истин (Оригену принадлежит заслуга разработки первоначальной богословской системы) и установление аллегорического метода толкования Священного Писания.
После поражения освободительного движения в Иудее против римлян во главе с Бар-Кохбой (131-135 гг.) усиливается эмиграция христиан из Палестины на запад и на восток. Во II в. христиане появляются в Риме, на Балканском полуострове, в Северной Африке, Малой Азии, Сирии, Северной Месопотамии. Так, о распространении христианства в Риме говорит тот факт, что во второй половине II в. в римских катакомбах – подземных галереях - и каменоломнях появляются христианские кладбища. О количестве римских христиан можно судить по сообщению Евсевия о том, что римская христианская община оказала помощь 1500 вдовам и нищим, большинство из которых было греческого или малоазийского происхождения. О количественном росте христианства говорят сведения о начале массовых репрессий против христиан (в 177 г. в Галлии – Лугдуме -совр. Лион и Виенне -совр. Вена). Из Галлии христианство проникло в Британию (правда, распространялось здесь крайне медленно); из Италии и Галлии – в Испанию и Северную Африку (известно, что в конце II в. здесь были гонения на христиан в 180 г., 197 г., 202 г.; к 215 г. в Северной Африке было 70 христианский епископий;а одним из самых крупных христианских писателей рубеже II-III вв. был уроженец именно Северной Африки - Тертуллиан).
Если в момент зарождения христианство было, главным образом, "городской" религией, то во II- начале III вв. христианство стало активнее проникать и в сельские местности. Хотя в сельской местности христианство распространялось крайне неравномерно. Отчасти это можно объяснить живучестью местных культов, отчасти – распространением христианских ересей, которые подчеркивали свою приверженность к христианству (например, монтанизма -религиозные идеи первоначального монтанизма известны по сведениям обратившегося в эту секту Тертуллиана)[1].
Однако в целом христиан было все еще не так много. Даже ко времени Константина, т.е. к 313 г. они составляли не больше 10% всего населения Империи, а христианство продолжало оставаться «малым стадом» - гонимым миром меньшинством.
1. Проблема эволюции христианства (II в.)
Во II в. ситуация для христиан изменилась: светопреставления не наступает; напротив, происходит некоторая стабилизация римского общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан сменяется на более жизненную установку существования в реальном мире и приспособления к его порядкам. Это приспособление происходит и на уровне организации христианского движения, и на уровне осмысления основных идей христианства, и на уровне взаимодействия христиан с современным обществом (это вопрос о гонениях на христиан, который мы рассмотрим отдельно).
1) Изменился национальный состав общин. Развитие христианства во II в. привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями становилось все меньше. Вопрос о разрыве христианства с иудаизмом прослеживается уже в Послании ап. Павла к римлянам (ок. 58 г. по одним сведениям и позднее - по другим), т.е. во второй половине I в. В нем содержится множество важных положений, имевших большое значение для развития христианского богословия; так, главы со второй по седьмую посвящены теме отмены исполнения Моисеева закона для вошедших в Церковь язычников. Из Деяний известно, что тема разрыва с иудаизмом была главным источником разногласий в ранней Церкви и обсуждалась на Апостольском соборе в Иерусалиме (ок. 49/51 гг.). В Послании к римлянам ап. Павел приводит подробные доводы в защиту решения собора о необязательности соблюдения закона (обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, левирата и т.п.) для крещёных язычников и рассуждает об оправдании верой, о грехе и законе. Позднее в Послании ап. Павла к евреям (ок. 63/64 гг.), принявшим крещение, было заявлено об отношении христианства к практике ветхозаветных жертвоприношений: крестная жертва Христа отменила их необходимость.
Во II в. решаются такие проблемы практическо-культового значения как иудейские пищевые запреты, празднование субботы и т.п. В результате - обрезание окончательно было заменено на водное крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы и т.п.
Взаимодействие христианства с религиями других народов проявлялось в том, что происходили взаимные заимствования (частичная паганизация - от лат. paganus - крестьянский, т.е. простой, неученый) и частичное слияние обрядов или их элементов: крещение, причащение как символ жертвоприношений, молитва и некоторые др.
2) Изменился социальный состав общин.Во II- начале III вв. приток в христианские общины бедных и обездоленных людей не уменьшился. В рассказах о мучениках, погибших во время гонений, упоминаются рабы и вольноотпущенники (глава римской христианской общины Каллист был рабом). Их привлекала идея равенства перед Богом, а помощь богатых единоверцев примиряла с неравенством.
Однако изменилось отношение к проблеме рабства (в проповедях появляется идея смирения – уже в Послании ап. Павла к ефесянам (60/63 гг.) – «…Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу»; послание к Тимофею – «…Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение»).
Во II- начале III вв. все больше людей состоятельных, принадлежащих к самым верхам римского общества, стали принимать новое вероучение – христианство. Исторические источники указывают на этот процесс: историк Дион Кассий сообщает, что император Домициан(81-96 гг.)казнил своего родственника Флавия Климента и его жену за приверженность христианству. Тертуллиан рассказывает о Марции – любовнице императора Коммода(161-192 гг.) – которая была христианкой и помогала единоверцам во время гонения на них. Известно, что в римскую христианскую общину в середине II в. входил некий Маркион – богатый судовладелец. Ориген отмечал, что «в настоящее время, при значительном количестве вступающих в христианство, можно указать людей богатых, даже несколько высокопоставленных мужей, женщин, известных своей изысканностью и благородством» (248 г.) .
О распространении христианства в целом говорит тот факт, что с III в. появляются надгробия, на которых увековечены имена умерших христиан. Т.обр., увеличилось число христиан не просто среди богатых людей, но и среди занимающих высокое общественное положение. Это не удивительно – если люди были готовы поверить лжепророкам, то еще сильнее их привлекали христиане, которые давали неформальное общение, обещали спасение всем вне зависимости от национального и социального положения и т.д.
Вместе с этим в литературе II в. остро проявился вопрос об отношении к богатству и богатым членам общины. Типичное решение вопроса дано в апокрифе первой половины II в. «Пастыре» Гермы, в котором содержится мораль необходимости "жизни в мире" и "заботы друг о друге" – «Благотворите кто сколько получил от господа». Во второй половине II в. христианский богослов Климент Александрийский (ок. 150-215 гг.) решительно разошелся с господствовавшим среди ранних христиан воззрением о греховности богатства. Около 203 г. он написал сочинение «Какой богатый спасется?», в котором высказал мнение, что богатство само по себе никак не влияет на спасение души, ведь имуществом можно распорядиться и по-хорошему, и по-плохому. Он писал: «Писание требует от нас не отказа от собственности, но отказа от чрезмерной привязанности к собственности». Хотя в целом он осудил стремление к роскоши, свойственное верхам римского общества, но не выступил против богатства как такового («Господь не осуждает богатства и не лишает людей небесного наследия за одно то, что они богаты, особенно когда они ревностны в исполнении его заповедей»).
Вопрос об отношении к богатству стал актуальным во II в. еще и потому, что стало очевидно - внутри самих христианских общин возможна имущественная дифференциация за счет различия изначального состояния членов общины, помощи общины, контактов с другими общинами; в качестве способа приобретения богатств использовалась практика завещаний (часто умирающие христиане назначали душеприказчиками пресвитеров), опекунства над малолетними детьми и т.п. Так, в Послании Поликарпа Смирнского филиппийцамупоминался пресвитер Валент, который проявил страсть к обогащению, видимо, за счет общинного фонда. Поликарп советует "не почитать его за врага, а стараться исправить, как члена страждущего и заблудшего".
Т.обр., в христианских общинах постепенно развивается примирительное отношение к богатым, что в свою очередь способствовало новому притоку зажиточных людей в христианские общины.
К началу III в. в связи с притоком в христианские общины все большего числа не только зажиточных, но и занимавших высокое социальное положение людей возникла еще одна проблема - отношение христиан к занятию ими различных государственных должностей. Были даже такие, кто занимал официальные жреческие должности.
Такое отношение объясняется не только притоком в христианские общины людей, занятых на государственной службе, но и с изменением отношения христиан к официальным языческим культам, которые теперь в глазах христиан были лишь элементом государственной машины.
Со временем в христианство все активнее стали обращаться представители образованных слоев населения Римской империи, знакомые с греко-римской философией и наукой (ранние христиане воспринимали их как демонов, враждебные силы). Появились первые теоретические сочинения, обосновывающие преимущества христианского вероучения, - апологии – первая известная была написана Аристидомиз Афин около середины II в.; самая яркая – апология Иустина(ок. 100-165 гг.): в первой части апологии Иустин ставил своей задачей защитить христиан от обвинений, связанных с непочитанием эллинских богов, что рассматривалось как безбожие и считалось уголовно наказуемым преступлением; от обвинений в политическом перевороте; в бытовых преступлениях, безнравственности и даже в подкидывании новорожденных младенцев; во второй части сочинения Иустин излагал христианское вероучение: описывал ветхозаветные пророчества, которые, по его мнению, сбылись, и которые сбудутся, а также приводил схожие элементы иудео-христианской и эллинских религий, обосновывая это сходство заимствованием греками этих элементов из Библии; в третьей части Иустин обращался с прошением к императору Антонину Пию о прекращении преследования и прилагал нескольких писем, свидетельствующих о благонадежности христиан). Среди первых христианских теологов были люди высокообразованные: Минуций Феликс(умерший ок. 210 г.) – адвокат, Климент Александрийский(ок. 150- ок. 215 гг.) – философ, эрудит, проповедник Священного писания среди эллинистических книжников и др. Во второй половине II в. в Александрии была основана школа христианского богословия, во главе которой стояли сначала Климент, затем Ориген(ок. 185-254 гг.). Все эти люди участвовали в становлении христианского богословия, вырабатывали отношение христианства к античной культуре и философии, критикуя ее и в то же время многое из нее заимствуя. С другой стороны, их деятельность привлекала к христианству все большее число образованных людей, которые переставали видеть в христианстве лишь «зловредное суеверие».
Таким образом, во II- начале III вв. христианство распространилось среди разных социальных групп и различных народностей по всей территории Римской империи.
3) В процессе распространения христианство не могло не претерпеть изменений в вероучении. С одной стороны, образованная элита создавала христианскую философию и теологию (далеко не всегда понятные большинству) - так, Оригенсчитается первым теологом и философом, который дал первое системное изложение идей христианства в философском контексте. С другой стороны – представители социальных низов, особенно из сельских местностей, привносили в христианство традиционные местные верования, языческие представления, объединяли черты своих местных божеств с образом христианского Бога (до определенной степени вульгаризируя, паганизируя, т.е. упрощая христианское вероучение).
Главным содержанием идеологического развития христианства во II- начале III вв. было:
¾ Декларация христианства как нового религиозного учения, противостоявшего античному язычеству и иудаизму.
¾ Выработка и углубление христианской догматики, этики; определение канона.
Суть христианского вероучения осталась - христианский мессианизм; но эсхатологическая идея приобрела большую терпимость, лояльность, отдаленность и даже прямой отказ от надежды на скорое новое пришествие Христа (Послание ап. Павла к римлянам – «…Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены…» - это совсем другой тон в отличии от яростных выступлений против властей в Апокалипсисе).
В связи с этим приглушаются национально-освободительные и демократические устремления, которые были характерны для христианства времени Апокалипсиса. Измена первоначальному демократически-революционному духу нашла яркое отражение в словах апостола Павла, которые на многие века стали главным правилом отношении христианства с властями предержащими: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены. Посему противящийся власти противится божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Павел, Рим., 13, 1–5).
Началось становление сложных христианских догматов:
¾ Место эсхатологии, общей в этом мире, занимает эсхатология индивидуальная в потустороннем мире, активно разрабатывается учение о бессмертии души.
¾ О троичности божества (хотя полностью идея Троицы складывается за пределами Нового Завета, подступы к разработке догмата заметны; например, в I послании ап. Иоанна есть попытка соединения в мистическое единство Бога-Отца, Сына и Святого Духа – «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» - некоторые историки считают эту фразу позднейшей вставкой, некоторые признают историчность). Концепцию Троицы впервые отчетливо выразил раннехристианский писатель и апологет Тертуллиан(155/165-220/240 гг.). Позднее христианский теолог Ориген (ок.185- ок. 254 гг.) ввел понятие Богочеловек.
¾ Догмат крещения – все больше приобретает символическое значение (I послание ап. Петра– акцент делается именно на символическом значении обряда).
¾ Догмат Церкви христовой – вера, что от века - от Христа - существует вселенская христианская церковь. Становление этого догмата свидетельствует о постепенном преодолении организационной неоформленности, неопределенности и расплывчатости (Послание ап. Павла к ефесянам – «…как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям…»). Постепенно складывается понимание, что Церковь - общество, обладающее единством веры, единством таинств, единством священноначалия. Само слово церковь происходит от греч. κυριακή (кириакон) - дом Божий, дом Господень (входит в христианский лексикон к III в.).
¾ Разрабатывается мариология: Ириней Лионский доказывал, что "...Через Деву Марию показано «новое рождение» для того, чтобы через это рождение человек наследовал жизнь (Против ересей. V.1.3). В качестве Матери Нового Человека, Дева Мария предвосхищает всеобщее обновление...В этом Она возглавляет человеческий род."
На рубеже II-III вв. (спустя полтора столетия после возникновения первых христианских общин) Тертуллианом было сформулировано и противопоставлено всем инакомыслящим кредо христианской теологии: "Вот правило, или символ, нашей веры. Мы исповедуем его всенародно. Мы веруем, что существует единый Бог, творец мира, извлекший его из ничего словом своим, рожденным прежде всех веков. Мы веруем, что слово сие есть Сын Божий, многократно являвшийся патриархам под именем Бога, одушевлявший пророков, спустившийся по наитию Бога духа святого в утробу девы Марии, воплотившийся и рожденный ею; что слово это - Господь наш Иисус Христос, проповедовавший новый закон и новое обетование царства небесного. Мы веруем, что Иисус Христос совершил много чудес, был распят, на третий день по своей смерти воскрес и вознесся на небо, где сел одесную Отца своего. Что он вместо себя послал Духа святого, чтобы просвещать свою церковь и руководить ею. Что в конце концов он придет с великой славой даровать своим святым жизнь вечную и неизреченное блаженство и осудить злых людей на огонь вечный, воскресив тела как наши, так и всех других людей".