Право избирать и быть избранной
Выборы – это процесс, в ходе которого члены общества избирают доверенных лиц, представляющих их интересы в органах законодательной власти и осуществляющих контроль деятельности органов исполнительной власти. В ходе избирательного процесса общество назначает своих полномочных представителей. Человек идет на избирательный участок и голосует за того, кого он видит своим доверенным лицом в представительном органе власти. Этот орган власти будет действовать от имени этого человека (избирателя), защищать его интересы. Ислам не запрещает женщине самой определять человека, который будет защищать ее права, не лишает ее как члена общества права на волеизъявление. Если Ислам не запрещает женщине самостоятельно выбирать своего представителя, то позволяет ли он женщине представлять чужие интересы?
Перед тем как ответить на этот вопрос, нам следует уяснить, что перед представителями интересов общества поставлены две основные задачи:
1) законотворчество, то есть принятие законов и других нормативных актов;
2) осуществление контрольной функции, то есть осуществление контроля деятельности органов исполнительной власти.
Ислам не содержит предписаний, которые запрещали бы женщине заниматься законотворчеством. Законотворческая работа требует знаний, ясного понимания того, что в данный момент необходимо обществу. Ислам же дает право на образование как мужчинам, так и женщинам.
Функция контроля за исполнительной властью – это ни что иное, как "повелевание (делать) одобряемое и запрещение порицаемого" ("Аль-амру биль-ма'руф уа-н-нахий 'ан-иль-мункар"). И здесь Ислам наделяет мужчину и женщину равными правами.
В дополнение к этому, в мусульманской традиции не содержится предписаний, которые в категорической форме отрицали бы право женщины участвовать в избирательном процессе – избирать и быть избранной (1).
Работа в сфере государственного управления
Ученые не пришли к единому мнению относительно того, может ли женщина находиться на государственной службе. Некоторые полагают, что женщина вправе быть государственным служащим на любой должности, кроме должности халифа. Так, известно, например, что халиф 'Умар назначил на должность контролера мер и весов и смотрителя рынка женщину по имени Аш-Шаффа'. Об этом сообщили Ибн Хазм, Ибн 'Абд Аль-Барр, Ибн Аль-Асир, Аль-Хафиз, а также другие юристы (факихи (1)) и историки. Настоящее имя этой женщины – Лейля, дочь 'Абдуллаха Аль-Курашийя Аль-'Адуийя. Она приняла Ислам еще до хиджры, была одной из первых мухаджиров, а также разумной и порядочной женщиной.
Большинство факихов полагают, что женщина ни при каких обстоятельствах не может быть судьей. Совершенно противоположной точки зрения придерживался имам Ат-Табари.
Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, занимал в этом вопросе промежуточную позицию: с одной стороны, он не отрицал категорически право женщины быть судьей, с другой – не наделял ее этим правом безоговорочно. Абу Ханифа говорил: "Женщина может быть судьей в имущественных тяжбах, ибо ей дано право выступать свидетелем в подобных делах. А посему, женщина может выступать судьей лишь в тех делах, в которых она наделена правом свидетельствования" (2).
1 - Факих – знаток фикха, т.е. юриспруденции Ислама, исламский правовед (юрист). – Прим. ред.
2 - Аль-Бахи Аль-Хаули. Женщина между домом и обществом. – С. 130.
Права и обязанности
Основа всей жизни – равновесие. Это означает, что права требуют обязательств. Если Ислам наделил женщину всей полнотой прав, то он в праве потребовать от нее соблюдения всего круга обязанностей. Ведь Всевышний сказал: "Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение". (Сура 33, аят 36)