Праздники подвижного круга
Вознесение в IV веке ещё чаще именуют 40-ка дневием по Пасхе, но в V веке праздник уже обретает своё собственное название и чтится повсеместно выходным днём. Начало этому празднику положило освещение (в 330-х гг.) особой базилики, заложенной ещё царицей Еленой на Масличной горе (впоследствии разрушена сарацинами). Сильвия пишет о нём:
«Для празднования сорокадневия после Пасхи, приходящегося в четверг, все накануне в среду, идут в Вифлеем для совершения бдения. Бдение совершается в той церкви Вифлеема, при которой находится пещера, где родился Господь...» (стр. 214).
Пятидесятница т. е. 50-й день по Пасхе тоже был выходным и заканчивал собой период, когда не бывало коленопреклонений. В собственном смысле это был праздник в честь Св. Духа и потому в этот день тоже крестили. А мы на Литургии Пятидесятницы до сих пор вместо Трисвятого поём «Елицы во Христа креститеся...»
По свидетельству Сильвии, праздник этот начинался обычной Утреней в храме Воскресения. Затем в Мартириуме совершалась Литургия, после которой все шли на гору Сион. Там, в церкви, стоящей на месте сионской горницы, читался отрывок из Деяний о сошествии Св. Духа и бывала проповедь епископа. А затем совершалась поздняя Литургия.
НЕПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ
В IV—V веках наблюдается настоящий взрыв празников. В это время появились: Рождество Христово, Сретенье, Крестовоздвижение, Благовещение и Успение Богородицы.
Рождество Христово выделилось из праздника Епифании (6/19 янв.), который был просто перегружен различными смыслами и воспоминаниями. Достаточно сказать, что Августин в своих шести «словах» на этот день говорит только о Поклонении Волхвов (и до сих пор на Западе Богоявление — это «Праздник Трёх Царей»). Для Востока же это, прежде всего, праздник Рождества Христова (и Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество 6/19 января). Но в Египте, в основном вспоминали Крещение Христово.
Вот эта рыхлость структуры и не выдержала растущей догматической нагрузки на каждый отдельный аспект праздника.
Впервые это расщепление произошло в Риме, где при папе Юлии (337—352) начали праздновать Рождество Христово отдельно 25дек./7 янв. (по свидетельству Иоанна, еп. Никейского).Следующий папа Либерий (352—366) при посвящении в иночество сестры Амвросия Медиоланского — Марцелины — уже указывал ей на значительность совпадения этого события с праздником Рождества (свт. Амвросий «О девстве» III, 1).
На Восток праздник Рождества пришёл под влиянием Запада. Впервые он становится известным в Каппадокии при свт. Василии Великом, которому принадлежит первое «Слово на Рождество Христово». Очевидно, он и ввёл этот праздник в 370-е гг., а друг его Григорий Богослов пересадил его в КПль (откуда он распространился уже в качестве столичного нововведения). Интересно, что сам Григорий Богослов ещё очень осторожно вводит новое торжество: «Ныне мы празднуем Богоявление или праздник Рождества», — говорит он.
В Антиохийской Церкви свт. Иоанн Златоуст на память мч. Хрисогона (20 дек. 388 г.) говорит, что в наступающее 25 декабря впервые будет здесь отмечаться Рождество Христово, на Западе уже давно известное. Что в Антиохию сведения об этом проникли только лет 10 назад. Что сам он уже давно желал и даже в тайне молился, чтобы этот праздник стал совершаться в Антиохии (Златоуст «Похвальн. бесед.» 4).
Позднее всего этот праздник зарегестрирован в Александрии: только в 432 г. — при свт. Кирилле Александрийском.
Понятно, что с выделением Рождества из Богоявления, за последним осталось только воспоминание о крещении.
Такое раздвоение праздников для более полной иллюстрации догматов — очень характерное явление в истории Церкви. Например, в X веке у католиков раздвоилась Пятидесятница. Первоначальный праздник (VII воскресенье после Пасхи) совершается только в воспоминание сошествия Св. Духа (ср. наш Духов День), а в следующее VIII воскресенье совершается праздник Пресвятой Троицы, иллюстрирующий Тринитарный догмат.
Сретенье Господне, идейно связанное с Рождеством, выделяется в особый праздник тоже в эпоху IV—V вв., когда происходит становление Рождественского цикла. Правда, позднейшее предание (сложившееся под влиянием лангобардского историка VIII в. Павла Диакона) приурачивает его установление к чудесному избавлению КПля от чумы 542 г. (при имп. Юстиниане). Но, как доказывает Юрий Рубан (со ссылкой на Никифора Каллиста), Юстиниан лишь предал уже существующему празднику всеимперский смысл и установил его новую дату: 2 февр.(вместо 15 февр. См. Рубан Ю. «Сретенье Господне», СПб, 1994, стр. 32—33).
Сам же праздник знает уже Сильвия в конце IV в., но называет его «40-м днём от Епифании» (римское по происхождению Рождество в её время ещё не было известно в Палестине):
«Сороковой день от Епифании празднуется здесь с большой торжественностью. В этот день бывает процессия в Анастасис и все собираются там на Литургию, которая совершается по определённому правилу... Все пресвитеры а также епископ проповедуют, толкуя о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм...» («Письма паломницы...», стр. 201).
Крестовоздвижение — появилось в той же Иерусалимской Церкви всвязи с праздником обновления храма Воскресения (т. е. Анастасиса, т. к. сами события тесно связаны). Этот храм был построен имп. Константином Великим, над пещерой Гроба, близ которой ок. 320 г.[2] св. царица Елена обрела Животворящий Крест. Так об этом свидетельствует Сильвия:
«Праздником обновления (Посвящения) называется тот день, когда святая церковь на Голгофе была посвящена Богу... Этот день Посвящения празднуется с особо торжественной Литургией еще и потому, что в этот день был обретен Крест Господень... почему было установлено чтобы день первого посвящения вышеупомянутых церквей совпадал со днем обретения Креста Господня...» («Письма», стр. 220—221).
Т. о. это опять же был местночтимый Иерусалимский праздник, который уже впоследствии стал известен Церквам, получившим часть Животворящего Древа. Затем, главная часть Св. Креста досталась Хозраю Персидскому и была возвращена лишь при имп. Ираклии. Именно в честь этого возвращения и возник обще-христианский праздник 14/27 сентября.
Богородичные праздники.
Развитие христологии обусловило интерес к подробностям земного происхождения Спасителя и Его Матери. Показательно, что Эфесский Собор 431 г. проходил в церкви Богоматери. Ещё Константин Великий построил в честь Неё 3 храма в КПле. Но главный Влахернский храм воздвигла супруга имп. Маркиана († 457 г.) царица Пульхерия. Она же заложила храм Одигитрии. Всё это неминуемо должно было привести к развитию Богородичного цикла праздников.
Этот цикл органически выделилися из Рождественского. Так за 9 месяцев до Рождества (25 дек.) стали праздновать Благовещение (25 марта). Первые «Слова на Благовещение» принадлежат свт. Проклу патриарху КПльскому († 446 г.) и Петру Хрисологу еп. Равеннскому († 450 г.). Т. о. этот праздник возник в первой половине V века.
К 500 году относятся первые сведения о праздновании Успения Божией Матери в палестинских монастырях (речь Феодора к прп. Феодосию). Т. о. этот праздник зародился в конце V века, а всеимперским сделал его имп. Маврикий (582—602 гг.).
ДНИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ
Когда Церковь становится государственной, времена гонений и мученичества отодвигаются в область героического прошлого и соответственно возникает культ собственных мучеников. Собираются официальные протоколы допросов и легендарные сведения. У каждой местной Церкви образуется свой официальный список особо чтимых святых с указанием дня памяти — т. н. месяцеслов.
Первый такой месяцеслов оформился в Римской Церкви в 352 г. Это — т. н. месяцеслов Филокала. Он представляет собой языческий календарь на 352 год с включением дней праздников (в том числе Рождество Христова — 25 дек.) и дней памяти знаменитых мучеников. Всего здесь 22 имени: апостолы Пётр и Павел (пам. 29 июня), св. папы Римские Сикст, Фабиан, Каллист, Понтиан, свт. Киприан еп. Карфагенский, мц. Перпетуя и Филицитата (тоже из дочерней Карфагенской Церкви) и др.
Из восточных месяцесловов древнейшим считается Сирийский (Нитрийского происхождения) из рукописи 411 г., составленный, вероятно, в 390-е гг. Здесь ещё нет Рождества Христова, а упомянут только праздник Богоявления. Из апостолов — Пётр и Павел (28 дек.), но также Иоанн и Иаков. Здесь всего 1 папа Римский, зато 2 Александрийских папы, 2 Палестинских и 2 Александрийских епископа, первомуч. Стефан, 32 Никомидийских мученика, пострадавшие в гонение Диоклетиана, 24 Антиохийских мчч., 19 Александрийских, 2 КПльских и т. д. Т. е. это уже общецерковный месяцеслов.
А т. к. имена многих мчч. оставались неизвестными, то в ту же эпоху Церковь вводит День всех святых. В Сирском месяцеслове это пятница после Пасхи, по Златоусту — I воскресенье после 50-цы. Вообще на Востоке этот день приурачивается к подвижному кругу, а на Западе — к неподвижному (ныне — 1 ноября).
Культ мучеников и особенно их мощей прививался не без труда и вызывал острую полемику. Так Галльский пресвитер Вигилянций считал почитание мощей языческим и осыпал его едкими насмешками: «Под предлогом благочестия вводится в Церквах почитание трухи...». Блаженный Иероним написал против него целую книгу.
По описанию Пруденция, посетившего Рим в 405 г. весь город был в движении по случаю праздника апп. Петра и Павла. Этот праздник в V веке имел в Риме 8-ми дневное (!) попразднество (папа Лев Великий, «Слово 84»). В эти дни совершались т. н. литании, т. е. торжественные процессии или крестные ходы из одного храма в другой или к могиле мч-ка.
Литании, рождённые в Зап. Церкви в IV веке были заимствованы Востоком. Василий Великий говорит о них, как о полезном нововведении, которого не было ещё при Григории Чудотворце. Литании совершались не только при поклонении мощам, но при общественных бедствиях: «По случаю сильных дождей были литании и молебны и весь наш город, как поток устремился в апостольские места», — пишет свт. Иоанн Златоуст. Постепенно литании обрели форму ряда молитвенных прошении и хвалебных благодарений к какому-либо святому. В Катольческой Церкви такие литании сохранились до сих пор (например, очень популярная литания Пресвятой Деве Марии). А в Православной Церкви литания постепенно была абсорбирована литией и акафистом.