Иисус Христос в доме Симона-фарисея

Лк. 7, 36-50

Если простой народ признавал Христа за одного из великих вет­хозаветных пророков, то духовно ослепленные фарисеи не могли видеть даже и этого. Они считали Его нарушителем закона, дру­гом мытарей и грешников. Фарисеи неотступно ходили за Хрис­том, следили за каждым Его шагом и старались обличить Его в чем-нибудь.

Однажды фарисей по имени Симон пригласил Иисуса в свой дом, чтобы поближе познакомиться с галилейским Учителем. Во время обеда в дом вошла женщина, известная во всем городе своим распутством. Евангелист Лука не называет ее по имени, но предание гласит, что это была Мария Магдалина.

Что происходило накануне в сердце этой женщины? Мы не знаем. Евангелист нам только сообщает, что Мария пришла к Гос­поду с глубоким покаянием. Молча она вошла в комнату, держа в руках алавастровый сосуд с драгоценным миром. Увидев Хрис­та, возлежащего за трапезой, она с глубоким сокрушением и со слезами припала к Его ногам. Грешница омывала покаянными слезами ноги Иисуса, отирала их волосами головы своей, целова­ла их и мазала драгоценным миром. Она чувствовала всем серд­цем, сознавала без всяких вопросов, что это – Сама Святыня, Са­ма Чистота, перед Которой прилично и можно только плакать о своей низости и греховности и Которая сама без лишних с ее сто­роны слов очистит, облагородит ее и даст мир ее измученной ду­ше. И женщина не ошиблась!

Но этот нравственный переворот, совершившийся в душе блудницы, эти слезы покаяния, это открытое исповедание грехов не тронули каменное сердце фарисея, а только дали ему повод считать Иисуса простым человеком, даже не пророком. «Если бы Он был пророк, ¾ подумал Симон, ¾ то знал бы, кто и какая жен­щина прикасается к Нему, ибо она грешница». Когда он так раз­мышлял, Спаситель, обратившись к фарисею, рассказал ему сле­дующую притчу: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим».

«Как ты думаешь, Симон, ¾ спросил в заключение Христос, ¾ кто из должников больше будет благодарен заимодавцу?» ¾ «Ду­маю, тот, которому более простил», ¾ ответил Симон.

Тогда Господь пояснил фарисею, для чего Он привел эту притчу. Он показал разницу между Симоном, который считал себя праведником и не испытывал потребности в покаянии, и этой женщиной, которая очистила свои грехи глубоким пока­янием. Указывая Симону на грешницу, Господь сказал ему: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мои ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает цело­вать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она ми­ром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало про­щается, тот мало любит». Затем, обратившись к женщине, Гос­подь сказал: «Прощаются тебе грехи... вера твоя спасла тебя, иди с миром».

Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев

Мф. 12, 22-37; Мк. 3, 20-30; Лк. 11, 14-26

Покинув дом Симона-фарисея, Господь пошел проповедовать по всей Галилее, неся людям духовную радость, любовь, мир, исце­ляя их душевные и телесные болезни. В этом нелегком проповедни­ческом служении Его постоянно сопровождали не только предан­ные Ему апостолы, но и некоторые женщины. Евангелие сохрани­ло нам их имена. Это были: Мария Магдалина, живая, преданная натура, из которой Христос изгнал семь бесов (Лк. 8, 2), Саломея – жена Зеведеева, мать Иоанна и Иакова, Иоанна – жена управляю­щего Ирода Антипы, а также Мария Клеопова – двоюродная сестра Божией Матери, и Сусанна, о которой ничего не известно. Неко­торые из этих женщин принадлежали к состоятельным семьям и оказывали Христу и Его ученикам материальную помощь. Их верность Учителю превзошла верность апостолов: если апостолы «страха ради иудейского» покинули в Гефсиманском саду своего Учителя, то бесстрашные ученицы Христовы сопровождали Его до самой Голгофы. Замечательно, что и враги Христа, видевшие Его в окружении женщин, не посмели клеветать на Него, несмот­ря на всю свою озлобленность.

Но чем больше Иисуса Христа любил народ, тем больше нена­видели Его фарисеи и книжники.

Однажды Господь исцелил в Капернаумской синагоге бесно­ватого – слепого и немого, так что он стал и видеть, и говорить. От этого чуда народ пришел в восторг, прославлял Бога, а Иисуса готов был признать Мессией. Казалось бы, что могло препятство­вать и фарисеям признать в Иисусе хотя бы Пророка? Но нет! Дух противления – дух диавола говорил их устами иное. Не имея ни­какой возможности отвергать чудо исцеления бесноватого, они стали говорить народу, что Христос совершил это чудо не Божест­венной силой, а силой сатаны. Этим самым они хотели посеять в народе ненависть и страх к Иисусу, как человеку, имеющему связь с нечистой силой.

Господь с сожалением посмотрел на укоренившихся в злобе фарисеев и сказал народу: «Всякий грех и хула простятся челове­ку, а хула на Духа не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Ибо хула на Духа Святого – это сознательное, ожесточенное про­тивление воле Божией, это сатанинское, гордое состояние челове­ческой души, не принимающей правды Божией. Ведь столько чу­дес Господь совершил на глазах у фарисеев, а они не увидели в Нем посланника Неба!

Наши рекомендации