Понимание себя помогает нам понимать других
В буддизме мы говорим о спасении через понимание. Мы видим, что недостаток понимания рождает страдание. Понимание - это сила, которая может освободить нас. Это ключ, который может открыть дверь темницы страдания. Если мы не практикуем понимание, мы не даём себе самый мощный инструмент, который может освободить нас и других живых существ от страданий. Истинная любовь возможна только с настоящим пониманием. Это семя Бога. Это также Будда. Если вы сомневаетесь в существовании такого семени понимания, вы сомневаетесь в Боге, и вы сомневаетесь в Будде.
Когда Ганди сказал, что любовь - тго сила, которая может освободить, он имел в виду, что мы должны любить своего врага. Даже если наш враг жесток, даже если он уничтожает нас, сея террор и пес прав еда и в ость, нам надо любить его. Это послание Иисуса. Но как мы можем любить нашего врага? Есть только один способ - понять его. Нам надо понять, почему он именно такой, почему он не видит того, что видим мы. Понимание человека даёт нам силу любить и принимать его. И в тот миг, когда мы любим и принимаем его, он перестаёт быть нашим врагом, “Любить врага” невозможно, потому что как только мы начинаем любить его, он перестаёт быть нашим врагом.
Чтобы любить его, необходимо практиковать глубокий взгляд для того, что бы понять его. Если мы это делаем, мы принимаем его, мы любим его, и мы также принимаем и любим себя. Как буддисты или христиане мы не можем сомневаться в том, что понимание - это самая важная часть преображения. Если мы говорим друг с другом, если мы организовываем диалог, то это потому, что мы верим в то, что есть возможность понять другого человека лучше. Когда мы понимаем другого человека, мы лучше понимаем себя. И когда мы лучше понимаем себя, мы также лучше понимаем другого человека.
Понимание приносит прощение
“И прости нам грехи наши, как мы прощаем тех, кто грешил против нас”. Каждый человек делает ошибки. Если мы осознанны, мы видим, что некоторые наши действия в прошлом стали причиной страдания других людей, и некоторые поступки других заставляли страдать нас. Нам надо прощать. Мы можем начать по-новому. “Вы, мои братья и сестры, были несправедливы ко мне в прошлом. Теперь я понимаю, что это было из-за того, что вы страдали и не видели ясно. Я не испытываю больше гнев по отношению к вам”. Вы не можете заставить себя простить. Только когда вы поймёте, что произошло, у вас появится сострадание к другому чело-веку и прощение его или её. Такое прощение - это плод осознанности. Когда вы осознанны, вы можете увидеть многие причины, которые привели другого человека к тому, что он заставил вас страдать. Когда вы видите это. естественным образом возникают прощение и облегчение. Практика учения Иисуса и Будды всегда поможет вам.
Глава 7
Чтобы будущее было возможным
Новые корни
Общество серьёзно болеет. Мы можем отправлять сообщения по электронной почте или по факсу в любую точку мира, у нас есть пейджеры и сотовые телефоны, и в тоже время мы не разговариваем с членами своей семьи, с соседями, и мы не говорим друг с другом. В нас есть некоторый вакуум, и мы стараемся заполнить его едой, чтением, разговорами, курением, питьём, телевизором, походами в кино и даже тем, что работаем сверх нормы. Мы поглощаем столько насилия и опасности каждый день, что становимся похожими на взрывчатки, готовые взорваться в любой момент. Нам надо найти лечение для нашей болезни. У многих из молодых людей нет корней. Они не верят больше в традиции своих родителей и своих предков, и они не могут найти ничего взамен. Духовным лидерам необходимо обращаться именно к этому вопросу, но большинство просто не знают, что делать. Они не смогли передать глубочайшую ценность своих традиций, возможно, потому, что сами до конца их не поняли и не пережили. Когда священник не является воплощением живых ценностей традиции, он или она не может передать их следующему поколению. Он может только носить внешние одежды и передавать поверхностные формы. Когда отсутствуют живые ценности, ритуалы и догмы становятся безжизненными, жёсткими и даже подавляющими. В сочетании с недостатком понимания действительных нужд людей и общей нехваткой терпимости, не удивительно, что молодые чувствуют отчуждение к таким организациям.
Буддизму, как христианству и другим традициям необходимо обновляться для того, чтобы отвечать потребностям людей нашего времени. Многие люди во всём мире бросили свои церкви, потому что церковные лидеры не учитывают перемены в обществе. Они не могут говорить с mq-лодыми людьми на понятном им языке. Они не могут передать молодым сокровища, которые получили в наследие от своих учителей. Вот почему многие молодые люди остались ни с чем из того, во что бы они верили. Они не чувствуют себя легко со своей церковью, своим обществом, своей культурой и своей семьёй. Они не видят ничего заслуживающего их внимания, ничего красивого и истинного.
Чтобы стоять прямо и крепнуть, нам нужны корни.-Когда в Плам Виллидж приезжают молодые люди, я всегда побуждаю их к тому, чтобы о практиковать так, чтобы вернуться к своим собственным традициям и обрести корни. Если им удастся объединиться вновь со своей традицией, они станут важным инструментом в её трансформации и обновлении. После объединённого ритрита с участием представителей различных традиций в Сайта Барбаре один молодой человек сказал мне: “Тай. я чувствую себя евреем ещё больше. Я скажу своему равви, что буддистский монах вдохновил меня вернуться к нему”. Люди из других традиций говорили то же самое.