Первичное восприятие и осознание нового материала.
Русское чтение
Тема. Внеклассное чтение. Систематизация прочитанного: произведения одного жанра (рассказ, статья и др.) разных авторов;
Ход урока
I. Организация начала урока
II. Сообщение темы и задач урока.
III. Работа с материалом урока
Организация игры. Распределение по командам
Загадки о зиме
1. В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
2. Мету, мету – не вымету,
Несу, несу – не вынесу;
Пора придёт – сама уйдёт.
3. Поле чёрно-белым стало,
И ещё похолодало,
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц? Подскажи!
4. Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдёт –
Мы встречаем Новый год.
5. Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
6. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега –
По ночам мороз силён.
Днём - капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что, скажи, за месяц это?
Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня наш урок посвящен одному из самых загадочных и любимых народных праздников – празднику Рождества, Святкам. Складно и весело проводили этот праздник наши предки Сегодня мы прочитаем рассказ Владимира Даля «Святки» и узнаем, как праздновали Рождество наши предки.
Мотивация учебной деятельности.
- Какие зимние праздники вы знаете?
- Как наши предки праздновали зимние праздники?
- Какой из зимних праздников вы любите больше? Почему?
В этот светлый праздник,
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
- Запишите ассоциативный ряд к слову Рождество.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
· Сообщение учителя о святках.
Святки отмечаются в течение двух недель между двумя христианскими праздниками – Рождеством и Богоявлением, с 7 января по 19 января.
«Святки» - святить двенадцать дней после Рождества Христова церковь начала с древних времен. Дни эти были праздничными. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улицах, гадания, уцелевшие от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы. Святки – святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гулянья веселыми играми, ряженьем, пением колядок, гаданьями. Отмечали святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья. Помните у А.С.. Пушкина: «Настали святки! То-то радость!»? Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых. Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Например, в Тверской губернии исполняли такую святочную колядную песню, обнадеживая хозяев сказочным урожаем.
Работа над рассказом В. Даля «Святки» ( с.123-125).
1) Прочитайте рассказ.
2) Словарная работа.
Исподлобья – из-под насупленных бровей, недоверчиво, недружелюбно.
Досужий – свободный от дела.
Эдакий – именно такой.
Беседа по содержанию.
- Из чего была сделана куколка?
- Как вы определили, что Лиза была очень рада?
- Что дали ребятам на закуску?
- Во что предложила поиграть Анфиса Яковлевна?
- Почему Аннушка отказывалась играть в игру «Золото хоронить»?
Домашнее задание.
с.123-125, выразительно читать.