Первичное восприятие и осознание нового материала.

Русское чтение

Тема. Внеклассное чтение. Систематизация прочитанного: произведения одного жанра (рассказ, статья и др.) разных авторов;

Ход урока

I. Организация начала урока

II. Сообщение темы и задач урока.

III. Работа с материалом урока

Организация игры. Распределение по командам

Загадки о зиме

1. В новой стене,

В круглом окне

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено.

2. Мету, мету – не вымету,

Несу, несу – не вынесу;

Пора придёт – сама уйдёт.

3. Поле чёрно-белым стало,

И ещё похолодало,

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц? Подскажи!

4. Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдёт –

Мы встречаем Новый год.

5. Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

6. Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега –

По ночам мороз силён.

Днём - капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это?

Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня наш урок посвящен одному из самых загадочных и любимых народных праздников – празднику Рождества, Святкам. Складно и весело проводили этот праздник наши предки Сегодня мы прочитаем рассказ Владимира Даля «Святки» и узнаем, как праздновали Рождество наши предки.

Мотивация учебной деятельности.

- Какие зимние праздники вы знаете?

- Как наши предки праздновали зимние праздники?

- Какой из зимних праздников вы любите больше? Почему?

В этот светлый праздник,

Праздник Рождества

Мы друг другу скажем

Теплые слова.

Тихо снег ложится:

За окном зима,

Чудо здесь свершится

И зажжет сердца.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра,

Озаряя мысли

Светом Рождества.

- Запишите ассоциативный ряд к слову Рождество.

 
 

Первичное восприятие и осознание нового материала.

· Сообщение учителя о святках.

Святки отмечаются в течение двух недель между двумя христианскими праздниками – Рождеством и Богоявлением, с 7 января по 19 января.

«Святки» - святить двенадцать дней после Рождества Христова церковь начала с древних времен. Дни эти были праздничными. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улицах, гадания, уцелевшие от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы. Святки – святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гулянья веселыми играми, ряженьем, пением колядок, гаданьями. Отмечали святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья. Помните у А.С.. Пушкина: «Настали святки! То-то радость!»? Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых. Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Например, в Тверской губернии исполняли такую святочную колядную песню, обнадеживая хозяев сказочным урожаем.

Работа над рассказом В. Даля «Святки» ( с.123-125).

1) Прочитайте рассказ.

2) Словарная работа.

Исподлобья – из-под насупленных бровей, недоверчиво, недружелюбно.

Досужий – свободный от дела.

Эдакий – именно такой.

Беседа по содержанию.

- Из чего была сделана куколка?

- Как вы определили, что Лиза была очень рада?

- Что дали ребятам на закуску?

- Во что предложила поиграть Анфиса Яковлевна?

- Почему Аннушка отказывалась играть в игру «Золото хоронить»?

Домашнее задание.

с.123-125, выразительно читать.

Наши рекомендации