Хадис 266. Поднятие до и после поясного поклона.
Передают со слов Абу Хумейда ас-Са‘иди: «Я лучше всех из вас помню, как молился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я видел, что, произнося слова “Аллах превелик”, он поднимал руки до уровня плеч; когда совершал поясной поклон, то упирался руками в колени, а затем сгибал спину; когда поднимал голову, то выпрямлялся, пока все позвонки не возвращались на свои места; когда совершал земной поклон, то опирался руками о землю, не расставляя их широко, но и не прижимая их к телу, и при этом кончики пальцев его ног были обращены к кибле; когда он садился после двух рак‘атов, то усаживался на левую стопу и приподнимал пятку правой стопы; а когда садился после последнего рак‘ата, то приподнимал пятку правой ноги, просовывал под нее левую ногу и усаживался на ягодицы». Этот хадис передал аль-Бухари.
Комментарий:
Хадис свидетельствует о законности поднятия рук во время возвеличивания Аллаха. Ан-Навави сообщил, что богословы были единодушны относительно законности поднятия рук во время первого возвеличивания, но разошлись во мнениях относительно этого действия в других случаях. Он же сообщил, что Давуд считал поднятие рук во время первого возвеличивания обязательным. Этого мнения также придерживались аль-Хумейди и аль-Ауза‘и. Большинство же ученых относили поднятие рук к желательным предписаниям.
Единое мнение ученых по поводу поднятия рук во время первого возвеличивания также передали Ибн Хазм, Ибн аль-Мунзир, Ибн ас-Сабаки, Ибн ‘Абд аль-Барр. Доказательством в пользу законности этого поступка является множество достоверных хадисов. Аль-Бейхаки назвал имена тридцати сподвижников, пересказывавших хадисы на эту тему. Аль-Хаким и аль-Бейхаки отмечали, что это - единственное желательное предписание, дошедшее до нас через всех десятерых сподвижников, обрадованных вестью о Рае. Аль-Бухари сообщил со слов аль-Хасана и Хумейда ибн Хилала, что все сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, без исключения поднимали руки во время намаза. Аль-‘Ираки сообщил, что число сподвижников, рассказывавших о поднятии рук в начале намаза, достигало пятидесяти.
Доводы тех, кто не считал дозволенным поднятие рук во время намаза, не выдерживают никакой критики. В частности, они опирались на хадис, рассказанный аль-Хакимом со слов Анаса: «Кто поднимает руки в намазе, тот не совершил намаз». Однако этот хадис - выдуманный, поскольку среди его рассказчиков был Мухаммад ибн ‘Уккаша аль-Кирмани. Ад-Даракутни сообщил, что он самостоятельно выдумывал хадисы. Похожий хадис передал Ибн аль-Джаузи со слов Абу Хурейры, также отнеся его к выдуманным сообщениям. Еще одним доводом в пользу этого мнения являются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Почему вы делаете знаки руками?» Хадис Джабира ибн Самуры по этому поводу передали Муслим и Абу Давуд. В нем сообщается, что сподвижники, произнося слова приветствия в конце намаза, вытягивали руки в обе стороны. Но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил им поступать так, сказав: «Вам достаточно, положив руки на бедра, поприветствовать миром ваших братьев справа и слева». Таким образом, в этом хадисе речь не идет о поднятии рук во время возвеличивания Аллаха. Хадисы же о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал так, настолько многочисленны, что не вызывают никакого сомнения.
Нужно отметить, что между учеными существуют известные разногласия по поводу того, когда именно следует поднимать руки, возвеличивая Аллаха. В хадисе Ибн ‘Умара, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднимал руки на уровень плеч, а потом возвеличивал Аллаха. В хадисе Малика ибн Хувейриса, переданном Муслимом, говорится, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поднял руки после возвеличивания Аллаха. В некоторых хадисах говорится, что он делал это единовременно. В частности, по этому поводу есть хадис Ибн ‘Умара, рассказанный аль-Бухари, ан-Насаи и Абу Давудом. Богословы шафиитского толка считают, что лучше поднимать руки и возвеличивать Аллаха единовременно. Ибн Хаджар сказал, что не встречал никого, кто считал нужным возвеличивать Аллаха до поднятия рук.
Одним словом, ученые разрешали совмещать поднятие рук с возвеличиванием Аллаха в трех вариантах. В первом случае следует, руководствуясь хадисом Ибн ‘Умара, единовременно начать поднимать руки и возвеличивать Аллаха. При этом не обязательно завершать эти действия единовременно. Во втором случае следует поднять руки, затем возвеличить Аллаха и только после этого опустить руки. Хадис по этому поводу передал Абу Давуд, и шейх аль-Албани назвал его достоверным. В третьем случае начинать и завершать оба действия следует единовременно.
Наконец, поднимать руки следует либо до уровня плеч, либо до уровня кончиков ушей. Первое упоминается в хадисе Абу Хумейда, а второе подтверждается хадисами Малика ибн Хувейриса и Ваила ибн Худжра. В версии последнего, рассказанной Абу Давудом, сообщается, что большой палец Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в это время достигал уровня ушей. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Субуль ас-Салам» с замечаниями аль-Албани, т. 1, с. 421-423; «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 476-477.