Глава 12. современная география религий
Для современной эпохи характерно практически повсеместное падение религиозности. Это явление обусловлено всем комплексом глобальных социальных изменений нашего времени: широким распространением материалистического мировоззрения; появлением мировой системы социализма и крушением колониальной системы; наконец, общим прогрессом просвещения, науки и техники.
Однако, постепенно утрачивая свои былые позиции, религия все еще продолжает играть заметную роль в жизни многих народов. В отдельных, хотя и редких случаях и на короткое время наблюдается даже некоторый рост влияния религии. Поэтому, характеризуя население земного шара, важно показать и его религиозный состав, географию наиболее крупных вероисповеданий.
Религия, как и любое другое общественное явление, имеет свою историю. Подавляющее большинство ученых считает, что зачатки религии появились еще у людей неандертальского типа. В борьбе с окружающей природой люди часто терпели тяжелые поражения, а их знания были еще слишком несовершенны, чтобы понять причину этих неудач. Вместо рационального их объяснения давалось объяснение религиозное. Ф. Энгельс назвал религию «фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 328).
С течением времени первоначально примитивные формы религии усложнились. В эпоху верхнего палеолита, вероятно, уже появились тотемизм (вера в сверхъестественное родство определенной группы людей с каким-то видом животных, растений или даже явлением природы) и магические представления (вера в возможность влиять сверхъестественным путем на людей, животных, а также на природные явления).
Для эпохи мезолита наряду с магией и тотемизмом стали характерны и такие формы религии, как анимизм (вера в духов и в души) и шаманизм (вера в способность человека входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и т. п.).
В эпоху неолита объектами особого почитания становятся духи животных, растений, различных явлений природы, т. е. культ природы. С ним связаны и разные промысловые культы. Характерен для этой эпохи и фетишизм (почитание неодушевленных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства).
Позднее, в стадии разложения родового строя, широкое распространение получают культы предков-покровителей и племенных вождей, разнообразные земледельческие и скотоводческие культы. Духи начина ют делиться на «ранги».
В классовом обществе религия приобретает классовую окраску, освящая своим авторитетом сложившиеся социальные порядки. Иерархия сверхъестественных существ становится еще более четкой. С централизацией же государственной власти среди них выделяется главное божество. Большое влияние приобретает профессиональное жречество.
Начиная со второй половины I тысячелетия до н. э. некоторые из религий вышли далеко за пределы первоначального района своего бытования и распространились на весьма обширной территории. Такие религии, имеющие большое число последователей в разных регионах земного шара, называют мировыми. Их известно три: христианство, ислам и буддизм. Самой древней из них является буддизм, однако самой распространенной — христианство.
Христианство появилось в начале I тысячелетия н. э. в Юго-Западной Азии, когда в Римской империи шла острая социальная и межэтническая борьба. Новая религия выступила с проповедью терпения и всепрощения. Поэтому правящие круги после некоторых колебаний оказали ей поддержку. В IV в. христианство стало господствующей религией в Римской империи.
В основе вероучения христианства стоит положение о том, что Иисус Христос, имеющий божественную (а в большинстве направлений этого вероучения — также и человеческую) природу, сошел на землю, чтобы своей мученической смертью искупить первородный грех людей. Характерный для христианства монотеизм (единобожие) сочетается с верой в то, что бог выступает в трех лицах (бог-отец, бог-сын и бог—дух святой). Христиане верят в бессмертие души, загробную жизнь, рай и ад.
В 1054 г. в результате борьбы между византийским императором и влиятельным, не зависевшим от Византии римским епископом христианство раскололось на два направления: православие, где церковь была поставлена под полный контроль государства, и католицизм, где она сохранила ббльшую самостоятельность. Позже католическая церковь превратилась в могущественную централизованную организацию, возглавляемую верховным иерархом — римским папой. В XV в. от католицизма откололся протестантизм, отвергнувший власть папы и объявивший своей целью возврат к раннему христианству.
Православие и католицизм по вероучению и культу отличаются лишь в деталях Оба этих направления придают весьма большую роль духовенству. Протестантизм же считает важнейшим личную веру (или божью волю). Для протестантов основным авторитетом служит только «священное писание» (Библия — Ветхий завет, Новый завет); католики и православные признают также «священное предание» (постановления церковных соборов и т. д.).
Протестантизм сразу же возник в виде нескольких самостоятельных течений. Одно из них — англиканство — отражало интересы королевской власти. Другое — лютеранство — поддерживалось: немецкими феодалами и консервативной частью бюргерства. Третье — кальвинизм — выражало позицию радикальной буржуазии. Эти главные течение дали в свою очередь ответвления: на кальвинистской основе возник баптизм, из недр англиканства вышел методизм и т. п.
Помимо православия, католицизма протестантизма можно назвать еще одно направление в христианстве—монофизитство, возникшее еще в V в. н. э., но не получившее широкого распространения; к нему, в частности, относятся армяно-григорианская и эфиопская церкви.
Вторая мировая религия — ислам — возникла в VII в. на Аравийском полуострове. Основной ее догмат— вера в единого бога (аллаха). Основатель исламской религии — Мухаммед почитается ее приверженцами как посланник божий. Последователи ислама — мусульмане — верят, подобно христианам, в бессмертие души, загробную жизнь, рай и ад.
Еще в VII в. в результате междоусобной борьбы в Арабском халифате ислам раскололся на два основных направления: суннизм и шиизм. Сунниты сейчас составляют большинство мусульмн. Кроме заповедей «священной книги» — Корана они признают также «сунну» — «священное предание»; шииты же принимают лишь те разделы сунны, которые основаны на авторитете родственников пророка.
Третья мировая религия — буддизм — сложилась на севере Южной Азии в VI — V вв. до н. э. Она отвергла существовавший в этом регионе кастовый строй и провозгласила для всех людей равные возможности к «спасению». По этому вероучению жизнь представляет собой цепь страданий, прекратить которые человек может только путем подавления своего стремления жить. Для буддизма характерен призыв к непротивлению злу насилием. Принцип этот пришелся по вкусу господствующим слоям общества, активно поддержавшим новую религию.
Позже буддизм распался на два сильно различающихся направления — хинаяна и махаяна. Хинаяна ближе к первоначальному буддизму и имеет пантеистический характер: легендарный основатель буддизма — Будда (Сиддхартха Гаутама) — почитается лишь как великий учитель. Махаяна политеистична. Сиддхартха Гаутама здесь обожествлен, причем кроме него почитаются сотни других будд. От махаяны ответвился ламаизм — течение, где очень большое значение придается магическим заклинаниям.
Наряду с мировыми религиями на земном шаре немало таких, которые получили менее широкое распространение. Среди них одна из наиболее древних — иудаизм. Он возник во II тысячелетии до н. э., сперва как политеистическая религия евреев, но затем трансформировался в монотеистическую систему. Иудаизм провозгласил Яхве единым богом, а евреев — богоизбранным народом.
В западной части Азии в первых веках I тысячелетия до н. э. возникла еще одна сохранившаяся до наших дней религия — зороастризм. Для него характерно представление о противоборстве доброго и злого начал, вера в загробную жизнь, а также почитание огня, который, по взглядам зороастрийцев, обладает очищающей силой. В XI в. н. э. от зороастризма ответвился йезидизм, последователи которого наряду с добрым почитают и злое начало.
На юге и востоке Азии сформировалось несколько значительных по числу последователей религий, в большинстве своем политеистических.
Возникший в Южной Азии брахманизм освятил своим авторитетом сложившийся здесь кастовый строй. Позже он трансформировался в индуизм. Индуисты имеют обширный пантеон, однако наибольшим почитанием пользуются бог-хранитель Вишну и бог—разрушитель и созидатель Шива. Для каждой касты в индуизме установлен строгий порядок, и в зависимости от выполнения или невыполнения его человек получает, согласно представлениям индуистов, посмертное воздаяние.
Кроме брахманизма и индуизма в Южной Азии сложились и другие религии, в частности джайнизм и сикхизм. Обе эти религии отвергли кастовый строй. Джайнизм отрицает существование божеств или мировой души, а признает лишь бессмертные индивидуальные души. Сикхизм провозгласил принцип единобожия, запретил жертвоприношения и отказался от жречества.
В Китае еще в VI — V вв. до н. э. сложилисьдаосизм и конфуцианство. Сначала это были лишь философско-этические учения, отражавшие интересы разных привилегированных слоев китайского общества, но затем они превратились в религии. Для даосизма характерна вера в большое число божеств и святых; многочисленное даосское жречество помимо совершения культовых ритуалов занимается гаданиями, магическими обрядами, торговлей амулетами. В конфуцианстве же наибольшее внимание по-прежнему уделяется этическим мотивам. В этой религии в отличие от большинства других нет жрецов. Конфуцианство требует безоговорочного подчинения старшему по возрасту или занимающему более высокое социальное положение, утверждая, что общественные различия между людьми предначертаны небом.
Религия японцев — синтоизм— возникла на основе родо-племенных культов предков и природы. Синтоисты населяют мир всевозможными божествами и духами. Еще недавно для синтоизма был характерен культ императора, считавшегося потомком солнечной богини Аматэрасу. И хотя после второй мировой войны доктрина божественного происхождения главы японского государства была отменена, синтоизм по-прежнему служит знаменем для наиболее консервативных сил Японии.
Кроме перечисленных религий в ряде районов мира существует еще большое число местных и племенных верований, ограниченных рамками одного небольшого этноса.
Какова же численность приверженцев различных вероисповеданий? На этот вопрос ответить нелегко. Во многих капиталистических странах статистика умышленно преувеличивает количество приверженцев господствующей в стране религии. Завышенную численность своих адептов называют и отдельные церкви. Что же касается стран социализма, то в большинстве их вообще не ведется учета религиозной принадлежности граждан. Это делается в целях строгого выполнения зафиксированного в конституциях социалистических государств принципа свободы совести, а также в силу того, что влияние религии среди населения этих стран сейчас невелико.
Особенно трудно определить численность последователей различных религий в Восточной Азии, так как здесь широко распространено явление поликонфессиональности (один и тот же человек посещает храмы различных религий и фактически одновременно относится к двум, а иногда и трем религиозным группам).
Следует также отметить, что данные о численности приверженцев разных вероисповеданий в одних случаях учитывают верующих всех возрастов, в других — лишь так называемых полных членов, к которым причисляются лица определенного возраста, прошедшие установленный в данной религиозной организации обряд.
По приблизительным оценкам, христиан сейчас насчитывается свыше 950 млн. (почти 3/5 из них — католики, 1/3 — протестанты и менее 1/10 — православные), мусульман — более 500 млн., индуистов — тоже свыше 500 млн., буддистов — около 250 млн., конфуцианцев — около 200 млн., синтоистов — свыше 60 млн., даосистов — около 30 млн., иудаистов — 15 млн., сикхов — 10 млн., джайнов — 3 млн.
Получив некоторое представление о важнейших вероисповеданиях и численности их последователей, познакомимся теперь с основными особенностями географии современных религий.
В СССР огромные социальные и культурные сдвиги, происшедшие после Великой Октябрьской социалистической революции, привели к тому, что большая часть населения порвала с религией. Среди верующего населения страны шире всего распространено православие. Его придерживаются верующие в большинстве районов РСФСР, Украинской, Белорусской, Молдавской и Грузинской ССР. В Армянской ССР основная масса верующего населения принадлежит к монофизитской армяно-григорианской церкви; в Литовской ССР верующие исповедуют главным образом католицизм; в Латвийской и Эстонской ССР— лютеранство. Из других христианских религиозных групп следует упомянуть отколовшихся от православия старообрядцев и представителей различных протестантских сект.
В республиках Средней Азии, Казахской ССР, Азербайджанской ССР и большинстве автономных республик и областей Кавказа, в Татарской и Башкирской АССР среди верующих распространен ислам.
Иудаизм распространен среди верующих евреев, живущих в разных районах СССР, чаще всего в городах. Верующее население Калмыцкой, Тувинской и Бурятской АССР в значительной своей части исповедует буддизм-ламаизм.
В Зарубежной Европе преобладающая религия — христианство. Оно представлено здесь всеми своими тремя главными направлениями. В Северной Европе (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Великобритания) преобладает протестантизм, обычно в форме лютеранства; исключение составляет лишь Великобритания: в Англии государственная церковь — англиканская, в Шотландии — пресвитерианская (кальвинистская).
В Ирландии и на западе материковой Европы (Бельгия, Люксембург, Франция, Испания, Португалия), а также в Италии, Австрии и на Мальте господствует католицизм.
В прирейнской Европе (ФРГ, Нидерланды, Швейцария) протестантизм и католицизм занимают примерно равные позиции. В Швейцарии и Нидерландах протестантизм представлен кальвинизмом (реформатством), в ФРГ среди протестантов преобладают лютеране.
В Греции господствующим вероисповеданием является православие; в европейской части Турции— ислам суннитского направления.
Что касается социалистических стран Европы, то в них все более широкие массы населения отходят от религии. В ГДР среди верующих преобладают протестанты (в большинстве своем лютеране), в Польше, Чехословакии и Венгрии — католики, в Румынии и Болгарии— православные, в Албании— мусульмане-сунниты. В Югославии самую крупную конфессиональную группу составляют православные (2/5 всего верующего населения), но немало также католиков (1/3) и мусульман (более 1/10 верующих).
В Зарубежной Азии могут быть выделены довольно четкие конфессиональные регионы. На юго-западе, в арабских странах, в Турции, Иране, Афганистане и Пакистане, сильнейшие позиции занимает ислам. Преобладает его суннитское направление, только в Иране доминирует шиизм, а в Ираке, Йеменской Арабской Республике и на Бахрейне много как
шиитов, так и суннитов. В Иране, Пакистане имеются небольшие группы зороастрийцев, в Ираке и некоторых других странах — йезидов.
Особняком среди мусульманских стран Юго-Западной Азии стоит Ливан, где религиозный состав населения крайне пестр. Более половины ливанцев — мусульмане (и сунниты, и шииты), несколько меньше половины — христиане (католики, преимущественно униаты, а также православные).
Еще больше отличаются от других стран Юго-Западной Азии по религиозному составу своего населения Израиль и Кипр. В Израиле господствующее положение занимает иудаизм, на Кипре — православие (греки-киприоты).
Для Южной Азии (Индия, Непал, Бангладеш, Шри Ланка) характерны преобладание или высокая доля индуистов. Они составляют большинство населения в Индии и Непале и образуют 1/5 населения в Шри Ланке и Бангладеш. В Шри Ланке самой крупной конфессией является хинаянистский буддизм, в Бангладеш — суннитский ислам. В Индии помимо индуистов имеются мусульмане, сикхи, джайны, буддисты, зороастрийцы.
В Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай без Малакки, среди верующих господствует буддизм (в большинстве стран в форме хинаяны, во Вьетнаме — махаяны). В Индонезии и в Малайзии преобладающие позиции занимает ислам суннитского направления. На Филиппинах господствует католицизм (хотя на юге страны имеется много мусульман).
В Восточной Азии (восточные районы Китая, Корея, Япония) распространены буддизм махаянистского направления (повсеместно), а также региональные восточноазиатские религии (конфуцианство— в Китае и в меньшей мере в Корее, даосизм — в Китае, синтоизм — в Японии). Для этого района, как уже отмечалось выше, характерно явление поликонфессиональности (например, в Японии значительная часть населения выполняет как синтоистские, так и буддийские обряды).
Верующее население Центральной Азии (МНР, западные районы Китая и Бутан) в своем большинстве исповедует лимаизм. Наряду с буддистами в Центральной Азии живут мусульмане-сунниты (Синьцзян).
Следует отметить, что в таких азиатских странах, как Вьетнам, МНР, КНДР и Китай, быстро растет число атеистов. В Африке все арабские страны, а также часть восточного «рога» континента — область господства ислама суннитского направления (лишь в Египте имеется значительное христианское меньшинство — монофиситы-копты).
Для стран, лежащих к югу от Сахары (Сенегал, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гвинейская Республика, Сьерра-Леоне, Либерия, Берег Слоновой Кости, Мали, Верхняя Вольта, Нигер, Чад, Судан), характерно сосуществование суннитского ислама и местных традиционных культов. Христиан в большинстве случаев мало.
Во всех остальных странах Африки (кроме Нигерии и Эфиопии), а также на Мадагаскаре двумя крупнейшими религиозными группами являются христиане (протестанты и католики) и приверженцы местных культов. В Нигерии помимо христиан и последователей традиционных верований очень много мусульман (большинство населения в северных районах).
Обособленное положение среди африканских стран по конфессиональному составу своего населения занимает Эфиопия, 2/3 жителей которой исповедуют христианство монофизитского направления.
В континентальной Америке достаточно четко выделяются два конфессиональных региона: Северный и Латиноамериканский. В первом много как протестантов (самых различных течений), так и католиков. В Канаде численность тех и других примерно равна, в США протестанты образуют 2/3 жителей, католики — более 1/4. Большинство латиноамериканского населения исповедует католицизм.
На островах Вест-Индии религиозный состав населения сильно варьирует: на одних господствует католицизм, на других — протестантизм. Гайана и Суринам отличаются сложным конфессиональным составом: здесь имеются христиане (протестанты и католики), индуисты, мусульмане.
Австралия и Новая Зеландия по религиозной принадлежности населения напоминают США: преобладают протестанты разных течений, но немало и католиков.
На островах Океании в настоящее время также господствует христианство в форме протестантизма или католицизма. Лишь на Фиджи наряду с христианами много индуистов. Последователей местных традиционных культов осталось в Океании сейчас немного (выше всего их доля на Новых Гебридах — 15%).
Приведенные выше данные характеризуют лишь самую обобщенную картину распространения религий. В действительности же сейчас практически каждая более или менее значительная страна имеет достаточно пеструю религиозную структуру населения. Даже там, где господствующая конфессия объединяет подавляющее большинство жителей, наряду с ней имеются другие религиозные группы. В условиях капиталистического строя они нередко дискриминируются, а то и прямо преследуются.
В мировой истории знамя религии многократно использовалось для преследования и уничтожения больших групп населения, так называемых иноверцев. Вспомним костры инквизиции в странах католицизма или Варфоломеевскую ночь, когда в Париже за несколько часов было уничтожено более 3 тыс. протестантов. Именем аллаха мусульманские правители вели завоевательные «священные» войны, под предлогом освобождения «гроба господня» христианские рыцари предпринимали не менее грабительские крестовые походы.
Религиозный фанатизм и сейчас широко используется эксплуататорскими классами для того, чтобы посеять рознь среди разных групп трудящихся, для натравливания их друг на друга. Так, уже многие годы в принадлежащей Великобритании Северной Ирландии (Ольстере) идет гражданская война. То затихая на какое-то время, то вспыхивая с новой силой, она унесла уже тысячи жизней. Истинные корни ее — социально-экономические и политические, но внешняя оболочка — чисто религиозная.
Еще разрушительнее последствия религиозной вражды в Ливане. И здесь подлинные причины противостояния разных групп ливанского населения значительно глубже, чем просто конфессиональные противоречия, но именно религиозная рознь служила местной реакции удобным средством для разжигания братоубийственной борьбы. Многие тысячи погибших, разрушенные города и селения, паралич экономической жизни — такова цена пресловутого ливанского «конфессионализма».
Однако постепенно почва для межрелигиозных противоречий становится все более зыбкой. Это происходит, во-первых, из-за осознания трудящимися своих истинных интересов, понимания ими, кто их подлинные враги, и, во-вторых, благодаря утрате религией своих прежних позиций.
Как уже отмечалось, сейчас широкие массы населения все более отходят от религии. Быстрее всего этот процесс протекает в социалистических странах, и особенно в СССР, где в настоящее время большая часть населения — атеисты. Но и в буржуазных государствах Европы и Америки влияние религии заметно падает. Например, во время переписи населения в Нидерландах в 1971 г. более 1/5 всего населения открыто признало себя атеистами (в Амстердаме — даже около половины). В Великобритании некоторые косвенные данные говорят о том, что 1/3 населения страны уже не связана с церковью. Примерно такова же доля неверующих и во Франции. Медленнее падает роль религии в развивающихся странах, но и здесь число атеистов растет.
Теряя шаг за шагом свои позиции, религия упорно сопротивляется растущему распространению идей атеизма, стремится, приспосабливаясь к новым условиям, удержать влияние среди верующих. Для этого почти все религиозные направления и течения предпринимают различные попытки обновления религиозных догм и культа. Наиболее характерны эти тенденции для некоторых ветвей протестантизма. Протестанты-модернисты пытаются увязать догматические положения христианства с современным естествознанием, демифологизировать религию. Попытки переосмыслить наиболее уезвимые для научной критики догмы делают и представители католической церкви. Подобные же тенденции наблюдаются и среди части мусульманского духовенства.
Движение модернизма затронуло и буддизм, где обновленцы ставят во главу угла этические нормы своей религии. Сторонники движения за реформацию индуизма стараются доказать, что все религии отличаются лишь внешне, внутренне же духовное содержание их едино.
Для некоторых верований характерны попытки упрощения культа. Католицизм разрешил применять при богослужении вместо латыни живые разговорные языки, национальную музыку.
Учитывая все более широкое проникновение в массы коммунистических идей, некоторые богословы стараются показать, будто идеи коммунизма близки религиозным идеалам.
В условиях общего кризиса веры для многих церквей и религиозных течений очень характерна тяга к объединению. В христианстве, которое кризис затронул в наибольшей мере, возникло так называемое экуменическое движение, стремящееся объединить все важнейшие христианские конфессии.
Однако старания различных церквей как-то приостановить нарастающий отход масс от религии не приносят большого успеха. Материалистическое мировоззрение охватывает все более широкие круги населения во всех странах мира.