Во время имагинации присутствуют лишь 2, 3, 4-ые атрибуты познания.
Антропософский (духовно-научный) подход в теории познания (тезисное изложения)
Введение.
Данная работа является попыткой краткого изложения наследия Р. Штейнера по методологии духовной науки. Оно в принципе не может быть полным, и автор только надеятся, что он правильно понял и указал методы духовно-научного развития путь медитации, указанный Р. Штейнером в книге «Как достигнуть познания высших миров?», «Ступени высшего познания», первых двух лекциях из цикла 1911 года «Мир чувств и мир духа». Автор также надеятся, что он не повел читателей по неверному пути
Сентябрь 2016 г, Г. М. Случ
Обоснование духовной науки.
Метод исследования составленный Гете и Р. Штайнером для постижения природы как живого творческого начала не вполне подходит для изучения человека, так как изучая человека мы видим у него не только те импульсы, которые проистекают из природы, но и видим, что человеком руководит мораль и он осознает себя как индивидуальное существо. Каким же образом он может ощущать себя индивидуальным существом, а не групповым как другие животные? Это происходит потому, что человек индивидуально связан с духовным миром. Духовный мир проявляет себя через свободное мышление, принципы которого были рассмотрены мною в статье «Гетеанизм как научный подход».
С помощью гетеанистического метода познания человек учится познавать мир объективно, «дает вещам самим высказываться о себе» (Р. Штейнер), не примешивать к процессу познания подсознательный опыт человека. Однако таким образом можно познать только физиологическую и социальную природы человека. При том в социальной природе можно узнать лишь мотив деятельности человека (причину, побудившую человека сделать тот или иной поступок), но нельзя ответить на вопрос о том, почему именно этот человек совершил этот поступок. Ведь мышление это всего лишь транслятор, и если несвободное мышление транслирует бессознательную жизнь человеческих страстей, изживающиеся в человеческом темпераменте, то свободное мышление транслирует духовный мир. Это убедительно доказал древнегреческий философ Платон, когда заметил, что идея носит объективный характер, потому что одним и тем же людям она приходит на ум независимо от внешних (материальных условиях Для этого нужно задуматься о духовной сущности человека (о том, что дает человеку смысл).
В «Антропософских тезисах» Р. Штейнер рассматривал духовную науку, как науку о том, как человек может развить свое тело душу и дух, и данную сферу он назвал антропософией и науку о духовном прообразе человека, которую он назвал христологией, так как в своих прежних работах (Прежде всего в работе «Христианство как мистический факт и мистерии древности» и цикле лекций «От Иисуса ко Христу» он подспудно обосновал идею о том, что Христос является Духовным Праобразом истинного человека)
Методы духовной науки.
Р. Штейнер выделил следующие атрибуты познания:
Материальный предмет
Образ, который человек создает себе во время познания об объекте познания.
Понятие, которое создает себе человек об объекте познания.
Личность человека, человеческое Я.
Во время имагинации присутствуют лишь 2, 3, 4-ые атрибуты познания.
Р. Штейнер в лекции от 15.12.1911 так характеризовал имагинацию[1]:
«Подобно тому, как представление, когда оно приходит в соприкосновение с обычным внешним миром, ведет к суждению, так внутренняя жизнь представлений, которая не лишена направленности, но направляется указанным образом, выходит за пределы этого представления и приводит к тому, что это представление становится чем-то иным: если и не суждением, то все-таки чем-то таким, что делает представление слишком содержательным, превышающим границы души представлением. Это суть то самое, что мы в истинном смысле слова называем имагинацией.»
В случае же когда человек постигает мир, делая осознанными переживания собственного Я, (то есть, к примеру, работу мышц тела, действий желудка, кишечника Штейнер назвал интуицией. В случае интуиции присутствует лишь 4-ый атрибут познания.
В той же лекции Штейнер так характеризует интуицию:
«В сознании должно было бы западать нечто такое, что действовало бы в нем законосообразным способом так, что мы не стали бы думать таким же образом, как в случае волевых действий, но думали бы так, что мы могли бы это выразить в следующих словах: на одной стороне нашей душевной жизни: «Я хочу поднять мел», и затем сразу происходит нечто, о чем я вовсе не знаю, что это является внешним восприятием, но оба эти процесса должны совпадать, должны бы быть одним и тем же: это внешнее свершение должно западать в душевное сознание. Все подробности движений руки должны совершаться внутри сознания. Но это тот процесс, который происходит при интуиции. Так что мы можем сказать: если мы хотим что-нибудь постичь нашим собственным сознанием, что изживается полностью внутри этого сознания не как просто знание, а как свершение, как мировое свершение, тогда мы имеем дело с интуицией»
Инспирация - внутреннее слушание изучаемого предмета с помощью средств мышления (составление теории о нем). В этой же лекции Р. Штейнер так говорит об инспирации, во время которого к 4-ому атрибуту познания, присоединяется 3-ий, но первый и второй отсутствует. Опять же обратимся к Штейнеру, который характеризует инспирацию следующим образом.
«Если бы мы захотели через интуицию, разыгравшуюся в сердце, продвинуться еще дальше, то нам не удалось бы пройти дальше в том же направлении: нам следует зайти уже с другой стороны — перестать сибаритствовать в общих нравственных движениях сердца и перейти к конкретным воззрениям, образовать имагинации, обратить наше внимание на имагинативный мир. Если мы сделаем это, то произойдет нечто такое, о чем мы можем сказать: теперь в нашей жизни наступила некоторая связь между еще не постигнутой, живущей преимущественно в чувстве интуицией и витающей еще в недействительном имагинацией, которая состоит только из образов. Эта связь дает нам возможность подняться, наконец, вверх, так что мы можем сказать: теперь мы подошли к существу, которое осуществляет духовное свершение. Это приближение к существу мы назовем инспирацией, так что здесь мы имеем нечто обратное тем процессам, которые мы имеем в связи с внешним миром».
Инспирация является практической способностью связывать духовный опыт с практическим миром.