Пространство и время как атрибуты бытия

В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие, человек пытается осмыслить свое место в мире.

Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей.

Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира.

Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию. Из философского осмысления бытия вытекает представление о мире, как всеобщем единстве, которое включает в себя множество вещей, процессов, состояний. Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: имеется ли нечто объединяющее сами эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего сущего, для обозначения которой в философии выработана категория субстанции. Философские учения, объединяющие единство мира исходя из одной субстанции относятся к монизму, различают идеалистический и материалистический монизм.

Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, исходящая из идеи сосуществования двух субстанция: предметно-телесная реальность и сфера духа. (Демокрит - атом, Эмпидокл - четыре стихии и т.д.)

Современная философия подошла к осознанию эволюции и пытается по-новому осмыслить идею субстанции и в основе лежит идея целостности материально-духовного процесса. Совр. филос. исходит из того, что существует много миров и современные условия ставят перед человеком проблему глобальной интеграции познания, здесь возникает проблема того, что именно объединяет все процессы познания и что лежит в основе любого изучаемого предмета или явления. Материя является основой бытия и одной из форм существования бытия является движение - развитие.

Развитие обладает двумя разновидностями:

1. процессы превращений, не выходящих за рамки соответствующего вида материи;

2. переход от одного уровня к другому. Исходя из этого можно говорить о разных формах движения - механическая, биологическая, физическая, социальная, химическая. Многообразие видов движение получает единство через всеобщие формы, как пространство и время - всеобщие формы бытия, его важнейшие атрибуты.

Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояние в изменении и развитии материальных систем.

К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность, зависимость от движущихся систем, прерывность и непрерывность, бесконечность времени и безграничность пространства.

Особенности: к свойствам пространства относятся протяженность, трехмерность, симметрия и асимметрия, внешние формы и размеры, местоположение, распределение вещества и поля, границы, отделяющие их от других систем; к свойствам времени относятся: длительность, непрерывная связь с движением систем, пространство. Время однонаправлено и необратимо.

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время – длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.

Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи.

Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний.

П. и в. – это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они – формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире.

Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени. В мире все простирается и длится. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — на­правление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвра­тимо, неповторимо и необратимо.

Правильное понимание сущности пространства и времени тесно связано с научной картиной мира в целом. В мире все диф­ференцировано, расчленено на относительно устойчивые внепо­ложные образования. Процессы, которые происходят в них и обу­словливают их сохранение (воспроизведение), а вместе с тем и их изменение, тоже дифференцированы — они составляют последо­вательность сменяющих друг друга состояний объекта. Таким об­разом, в целостной картине мира каждый объект является лишь относительно выделенной частью более общей системы, а каждое явление — относительно выделенным звеном более общего процес­са. Пространство и время существуют объективно, вне и незави­симо от сознания. Их свойства и закономерности также объектив­ны, не являются порождением мысли. Чувствуя, как в своем не­умолимом потоке уносит нас время, мы не можем ни остановить его, ни задержать, не можем вернуть ни одного прожитого мига. Течение времени находится вне нашего контроля. Мы столь же бессильны перед ним, как щепка перед речным потоком.

57. Проблема сознания в философии и науке. Сознательное и бессознательное

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

Бессознательное в шир смысле - совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин "Б" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения Б предпринял Д. Гартли, связавший Б с деятельностью нервной системы.

В нач 19 в началось собственно психологическое изучение Б. Динамическую характеристику Б ввел Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении Б дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на Б (гипноз). Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную от сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессозн влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б, идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества.

Б представляет собой форму псих отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличии от сознания в Б отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В следствии этого в Б отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефликсивная оценка их результатов. Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта проявляется в таких особенностях Б, как нечувствительность к противоречиям и вневременной характер Б - прошлое, настоящее, будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимости последовательности. Б находят свое выражение в формах познания ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются личностью.

В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Б. 1) Надындивидуальные подсознат явления - усвоенные субъектом как членом той или иной соц группы образцы типичного для данной общности поведения , влияние которых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется (подражание). 2) Неосознаваемые побудители деятельности - мотивы и смысловые установки личности. По Фрейду - это "динамическое вытесненное Б" , охватывающее нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с социальными нормами изгоняются из сознания и образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и прявляющиеся в непрямых символических формах (юморе, обмолвках, сновидениях). Важное значение имеют такие феномены Б в межличностных отношениях, как эмпатия (непосредственное вчувствование), проекция (не осознанное наделение человека собст свойствами) и т.д. 3) Не осознаваемые операционные установки и стереотипы автоматизированного поведения. Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт. 4)Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета.

Определение сознания. Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполнен­ная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание». Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Как синоним понятия «душа" мы можем употреблять понятие «психика».

Как же можно определить сознание? Сознание — это высшая свойственная только людям и связанная с речью функция мозга заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулирова­нии и самоконтролировании поведения человека.

Проблема активности, творческой силы сознания. Будучи аде­кватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентирован­ное на практическую реализацию Творческая деятельность сознания тесно связана с практичес­кой деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализиро­ванная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социаль­ных, этических и эстетических идеалов. Способность к целепола-ганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы не­нужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, т.е. способности мысленного преобразования вещей в соответствии с потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправ­ленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следова­тельно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосред­ственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и фор­мами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего Я и образуя не Менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном «духовном про­странстве» движется и творит пытливая человеческая мысль. В со-знании людей возникают и верные, и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам, и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способнос­тью новаторства, творчества.

Структура сознания. Понятие «сознание» неоднозначно. В ши-роком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осу­ществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием подра-зумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой це Пространство и время как атрибуты бытия - student2.ru лостную систему, состоящую из различных элементов, находя щйхся между собой в закономерных отношениях. В структуре со­знания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие момен­ты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагаетпрежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и сте­пень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философ­ское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувст­венный и рациональный уровни сознания. Ощущения, вос­приятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый ком­понент. Именно благодаря сосредоточенности внимания опреде­ленный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональнальные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, пла­кать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчест­во — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос­ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от­ношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, по­давленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания по­лучают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубо­кими и устойчивыми чувствами. А это является показателем осо­бой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ори­ентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры созна­ния. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное по­знание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, правленностью на объект (внимание), эмоциональной сфе] Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям в Однако сознание —■ это не сумма множества составляющих его ментов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

О бессознательном.Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осозна­вавшиеся, а ко второму — ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой дея­тельности осуществляется именно автоматически.

По мере развития ребенка происходит постепенная автомати­зация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насиль­ственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным спра­виться с ними. Это проявляется при наличии разного рода психи-ческих расстройств — навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и др. Привы­чка как нечто машинальное распространяется на все виды деятель-ности, в том числе и на мышление по принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой. Парадокс заключается в том, что сознание присутствует и в бессознательных формах духовной ак-тивности, не уделяя, однако, пристального внимания всему, что совершаетяся в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей карти-ной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Сознание - одна из форм проявления нашей души, преисполненная глубокого содержания. Понятие "душа" шире понятия "сознание". Например, чувства – это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Самые первые представления о сознании возникли в древности. По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию вещей. По Платону помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле) воспринимать то, что она видела “там”. Идеализм- сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание - особое свойство высокоорг. материи. Это означает, что между созн. и материей сущ. и различие , и связь, и единство. Сущностью созн. является его идеальность, кот. выражается в том, что составляемые сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот. они возникли. Идеальное не явл. чем-то самостоятельным по отношению к созн. в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. Идеальное и матер. не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пресаженное в чел. голову и преобразованное в ей. Сознание сущ. не всегда. Оно возникло в ходе истор. развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем. Cтруктура сознания.Сознание структурно организованно, представляет систему элементов. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и актю внимания как свой необходимый компонент. Чувства, эмоции суть компоненты сознания. Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

Сознание и бессознательное.Бессознательное выражается в существовании жизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти. Бессознательное проявляется в импульсивных действиях, когда человек не даёт себе отчета в последствиях своих поступков. Два вида неосознанных действий: никогда не осознававшиеся и ранее осознававшиеся действия. Не все в бессознательном является ранее автоматизированным. Именно за счет неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики шире сознания как такового. В душе содержится огромное богатство испытанных ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо представление или мысль, они выносятся из тьмы бессознательного и поднимаются до уровня существования в сознании.Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений и желаний. Сознание создает нормы, законы, заповеди, правила подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявляться только в анормальных или ненормальных областях.

58. Познание в контексте человеческого существования. Структура познавательного процесса. Агностицизм и его исторические формы

Познание – высшая форма отражения объективной действительности.

Большинство фил систем выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в проц познания определялись разными фил по разному. Рационалисты приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром.Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственным источником знаний.

Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане:разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут сущ.

Для познания объектов данного типа необход функционирование органовчувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познанием. Есть три формы чувственного отражения : ощущение, восприятие и представление.

Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания. Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество субъективного образа объект мира.

Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как форма такого активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с другими актами познав и практической деятельности (опытом), предшеств данному конкр наблюдению

Представление. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам.

В челов чувст восприятии есть важный элемент, кот присущ только человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнуты из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием средств м информ. эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи слов.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от понятийного аппар, используемого чел в его практ деятельности. Однако эта зав не явл односторонней.

Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом.

Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда.

В ходе физ воздействия на конкретные предметы и явл. чел-во приобретает многочисленные знания об отношениях. (между разл типами мат объектов и процессов, между разл свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предм и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Процессы в ходе кот постепенно и последовательно образуются понятия, отраж общие свойства предметов и явл окр мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет обобщ форму и благодаря этому приобретет понят выражение, должны миллиарды раз осущ процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физ видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущ моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщ форму и в том смысле, что оно должно приобрести объект значение для множества людей.

Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от др объектов, оно как раз и выступает в форме понятия. Понятия- это такие воплощенные в словах продукты в социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт , явление. Понятие есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленное выделение самого этого класса по определенной совокупности выступать и как представление, и как понятие. Представление о яблоке, которое я вчера съел, и о яблоке как о фрукте. В понятиях фикс сущ и несущ признаки предметов. 4 типа понятий: 1) понятия, отражающие общее в предметах; 2) понятия, охват существенные признаки предметов; 3) понятия, возв до раскрытия смысла и значения предметов; 4) понятия-идеи(образ будущего предмета с целью его реализации в практической деятельности).

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - отрицание и гносис - знание; недосту­пный познанию) - идеалистическое философское течение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерно­стей.

Раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания и путях постижения истины называется гносеологией.

В основе научной теории познания лежит теория отражения, согласно которой внешний мир воздействует на наши органы чувств, вызывая ощущения.

Познание – это прежде всего человеческая деятельность, направленная на отражение действительности; это сложный противоречивый процесс от простой фиксации явлений к анализу их сущности.

Структура процесса познания представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Проанализировав составляющие элементы чувственного и рационального познания, необходимо подчеркнуть роль практики в процессе познания, где познание и практика представляют собой две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Надо отметить при этом, что практика в процессе познания играет важную роль всеобщего критерия истины Теория отражения - в марксистской философии составляет основу диалектико-материалистической теории познания. Т. о. имеет специфические задачи: раскрытие наиболее общих черт и закономерностей, присущих всем уровням и формам отражения: исследование возникновения и развития форм психического отражения, включая вопросы происхождения сознания и специально-научного обоснования возможностей познавательной деятельности человека; изучение связи характеристик содержания и формы образа, знания; раскрытие сущности отражения в неживой природе; выяснение особенностей отражения (сигнализации) в технике связи и управления, в частности соотношения и связи человека и кибернетических устройств. Исходным для Т. о. и марксистской гносеологии в целом служит диалектико-материалистический принцип отражения, согласно к-рому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику - оригиналу. Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов: активного извлечения нужных и исключения ненужных, побочных сведений об оригинале. Отражение в качестве гносеологического принципа признавалось и в домарксистском материализме, однако, как отмечал Ленин, осн. бедой старого материализма было неумение применить диалектику к Т. о., вследствие чего отражение понималось как пассивное, мертвое «фотографирование» внешнего мира. Марксистская философия понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в к-ром человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям. Поэтому лишены всякого основания попытки критиковать марксистскую Т. о. как «конформистскую», к-рая якобы обрекает познающего субъекта на пассивное и недеятельное созерцание окружающего мира. Напротив, активная предметная деятельность человека и человечества возможна лишь на базе отражательной функции сознания, обеспечивающей адекватное познание мира и воздействие на него в соответствия о объективными законами.

Основной задачей гносеологии – теории познания, является изучение вопросов возникновения знания, его функционирование, развитие и т.д.

Познание – сложный, многоуровневый феномен, основой которого является отражение объективной реальности. Но само отражение неоднородно. Существует два типа отражения:

Чувственное – отражение свойств окружающего мира при помощи органов чувств. Формами такого отражения являются ощущение (отражение отдельного свойства окружающей среды) и восприятие (отражение целостного предмета и предметной ситуации).

Рациональное, стало возможным только у человека – социума.

На основе данной теории отражения образовалось 2 подхода к теории познания:

Сведение сущности познания к чувственному опыту.

Появилось на основе подхода, когда между объектом познания (что познается) и субъектом познания (кто познает) нет опосредующих звеньев. Здесь субъект должен для получения знания просто чувственно воспринять объект. Однако такое знание сиюминутно (пока объект в поле зрения), узкоконкретно (только 1 объект в 1-цу времени) и неоднородно (каждый воспринимает по-своему). Это материалистическая линия в философии.

Рациональное познание.

Субъект должен соотнести познаваемый объект с уже имеющимися понятиями, и таким образом провести классификацию объекта. Однако здесь возникает вопрос о первоисточнике знания, ответа на который нет. Таким образом первоисточник знания мистифицируется и идет в противовес науке. Это идеалистический подход к знанию.

Выход из противоречия может быть может быть получен при понимании соотношения – объект – субъект познания не как непосредственного. А опосредованного. То есть через предметно-практическую деятельность. Именно учет практики и привел к становлению современной научно-философской теории познания.

Диалектика процесса познания.

Истинное познание, как и сам объективный мир, развивается по з-нам диал-ки.

Форму выраж-я объект. истины, зависящую от конкр. историч. условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной.

Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Т.о., все развитие чел. позн-я, в т.ч. и науки, представляет собой диалектику относ. и абс. истины. Сам процесс позн-я предст. собой все более полное и точное познание объект. истины.

Наши рекомендации