Поминание Аллаха является самым легким и обильным (по вознаграждению) деянием.
Пользы и плоды поминания Аллаха.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Содержание статьи:
1. Важность темы «Поминание Аллаха».
2. Хадис «Пусть твой язык не перестает быть влажным от поминания Аллаха».
Поминание Аллаха является самым легким и обильным (по вознаграждению) деянием.
4. Похвала в адрес книги «аль-Уабиль ас-Сайиб» («Благоприятный дождь»).
5. Пользы, извлекаемые из поминания Аллаха:
Поминание Аллаха является источником жизни для сердец, без которого они просто умрут.
Поминание Аллаха прогоняет шайтана.
Поминание Аллаха является причиной утешения сердец.
Поминание Аллаха растапливает очерствевшее сердце.
Тот, кто поминает Аллаха, того поминает Аллах.
Частопоминающий Аллаха удостаивается благословения Аллаха и Его ангелов.
Поминание Аллаха оберегает от грехов, совершаемых языком.
Поминание Аллаха является признаком любви поминающего к Всевышнему Аллаху.
Заключение.
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
1. Важность темы «Поминание Аллаха».
Поистине, тема «Поминание Аллаха Всемогущего и Великого» связана с самыми важными делами, самыми почетными, самыми наивеличайшими, самыми достойными из них, к которым нужно уделять внимание и проявлять заботу.
А это в свою очередь связано с «Поминанием Всевышнего Аллаха», поминание Господа Небес и Земли, Господа всех миров, поминание Творца творений, Создателя всех людей, поминание Аллаха, положение Которого величественно, власть Которого безгранична, имена Которого благословенны, поминание: «Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи.Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый». (Сура аль-Хашр, аяты 23-24)
Поистине, поминание Аллаха, Велик Он и Возвышен, это самое лучшее дело, на которое человек может уделить свое время, использовать свою силу и провести свободные часы своей жизни.
С поминанием Аллаха, Велик Он и Возвышен, смягчаются сердца верующих, успокаиваются их души, увеличивается их убежденность и вера.
Поминание Аллаха – это признак счастья человека, путь к успеху в этом мире и в мире вечном.
Более этого, путем поминания Аллаха, человек приобретает все благо, счастье, спокойствие, радость и отдых, как в этой жизни, так и в загробной.
Более этого, все постановления шариата, повеления были узаконены только для того, чтобы претворить в жизнь поминание Аллаха. Всевышний Аллах узаконил Своим рабам молитву, пост, Хадж, и другие повеления только для того, чтобы они поминали Его.
И поэтому сообщается в хадисе, где один мужчина спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Какой джихад является величайшим своей наградой?» На что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Тот, в котором больше всего поминается Всевышний Аллах». Затем он спросил: «Кто из постящихся самый лучший в своей награде?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Тот, который больше всего поминал Всевышнего Аллаха». Затем тот мужчина таким же образом спрашивал про молитву, закят, хадж, садакъа (милостыню). На все эти вопросы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отвечал: «Тот, в котором больше всего поминается Всевышний Аллах». После этого Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал ‘Умару, да будет доволен им Аллах: «О, Абу Хафс! Унесли все благо поминающие Аллаха». На что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да!». Приводит Ахмад 15614, ат-Табарани в «ад-Ду’а» 1887. В этом хадисе присутствует передатчик по имени Зибан ибн Фаид, по причине которого хадис является слабым. Однако, существует хадис мурсаль сахих, подтверждающий его, который приводит Ибн аль-Мубарак в своей книге «аз-Зухд» 1429.
Те, кто часто поминают Всевышнего Аллаха, заслуживают великих наград, знатной степени и возвышенных мест в Раю.
Поминание Аллаха является тем, посредством чего оживают, находят покой и укрепляются сердца на вере, развивается разум. Также поминание Аллаха является причиной того, что человек удостаивается великих наград, всяческих благ этого и того света, сосчитать которые не сможет никто, кроме Всевышнего Аллаха.
И по этой причине тема «Поминание Всевышнего Аллаха» является самой важной, самой достойной темой, которой уделяется особое внимание и забота.
2. Хадис «Пусть твой язык не перестает быть влажным от поминания Аллаха».
В одном из хадисов пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть твой язык не перестает быть влажным от поминания Аллаха». См. «аль-Муснад» 17698, ат-Тирмизи 3375, ибн Маджах 3793, аль-Хаким 1/672. Достоверность хадиса подтвердил ‘АбдуЛлах ибн Буср, да будет доволен им Аллах. Шейх аль-Альбани сказал в «Сахих аль-Джами’» 7700: «Сахих».
Причина этого хадиса это то, что рассказывал ‘Абдуллах бин Буср, что один из мужчин сказал: «О, посланник Аллаха! Предписаний шариата для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». В другой версии данного хадиса говорится: «Предписаний шариата слишком много для нас. Оповести же нас об источнике, который обобщил бы все это и за который бы мы крепко держались».
Так он просил от пророка, мир ему и благословение Аллаха, говоря: «Предписаний шариата стало слишком много для меня», т.е. «стали многочисленными для меня. И по этой причине я желаю, чтобы ты указал мне на какой-либо источник блага, который обобщил все это и за который бы я крепко держался».
На это Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Пусть твой язык не перестает быть влажным от поминания Аллаха».
Этот спрашивающий желал обобщенный источник для всего блага, за который бы он крепко держался. И указал ему правдивейший советчик, мир ему и благословение Аллаха, на поминание Аллаха, Велик Он и Возвышен.
Поразмысли, о, читатель, над тем, на что указал пророк, мир ему и благословение Аллаха, этому мужчине, которому предписания шариата стали многочисленны, счет которых увеличился для него, и стали разнообразными. И он желал какого-то дело, которое обобщило бы все это, и он держался бы крепко этого. Дело, посредством которого он достиг бы счастья, получил бы блага обоих миров. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал ему на самое обильное (по вознаграждению) дело из дел, постоянное совершение которых является легким для человека, и не требует много сил на выполнения их. Результатом этого дела являются великие награды, многочисленные блага, которые не могут быть достигнуты посредством чего-либо другого.
Поминание Аллаха является самым легким и обильным (по вознаграждению) деянием.
Ученые говорят: «Поистине, если поминание Аллаха учащается и становится все больше, то оно все равно остается самым легким и обильным делом, совершение которого не требует большого усердия. Потому что движение языка при поминании Милостивого не является тяжелым для человека, и не утруждает его. И не почувствует поминающий Аллаха усталости и напряженности. Однако, наоборот, с поминанием Аллаха наступает спокойствие, отдых и покой для сердца. И таким образом, осуществляются для человека причины, приводящие к счастью».
Когда дела языка сочетается с делами органов, например, как молитва, отправление в мечеть, совершение омовение, Хадж, пост и другие подобные дела, то в этих делах могут быть некоторые трудности. И эти трудности могут быть относительны от человека к человеку.
А то, что касается поминания Аллаха, то его могут совершать все люди, как малый, так и старый, как здоровый, так и больной, как мужчина, так и женщина, без каких либо затруднений. Человек, двигая языком, может быть прославляющим Аллаха, благодарящим, поминающим, восхваляющим Его, и при этом он не почувствует какого-либо затруднения и усталости. А наоборот, он приобретет множество наград и благ, как в этой жизни, так и в жизни вечной, которые никто не в состоянии сосчитать, кроме Всевышнего Аллаха.
И поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Два слова легкие для языка».
Обратите внимание на то, с чего начал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Два слова легкие для языка», которое указывает на облегченность, обильность и легкость дела, и оно не принесет никакого утомления и затруднения тому, кто его совершает.
Однако, что затем сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха? «Тяжелые на весах (посредством которых будут взвешиваться дела людей в Судный день), любимые для Милостивого». См. аль-Бухари 6406, 6682, 7564, Муслим 2694. Этот хадис сообщается от Абу Хурейры.
Эти два слова «Пречист Аллах и хвала Ему, Пречист Аллах Великий» («Субхана-Ллахи уа би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым»)имеют большое значение перед Аллахом, они легки и красивы, приятны для восприятия, однако тяжелые на весах, и любимы для Милостивого, Пречист Он и Возвышен.
Сообщается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто скажет: «Пречист Аллах и хвала Ему» («Субхана-Ллахи уа ба-хамди-хи») сто раз, то простятся ему грехи, даже если их количество будет подобно пене морской». Ахмад 8873, ат-Тирмизи 3466, Ибн Маджах 3812, ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный».
Поминание Аллаха является легким для языка того, кого Аллах поддержал и помог своим содействием (ат-тауфикъ).
Тот же, кого Аллах оставил без помощи, то поминание Аллаха является тягостным для него, и затруднительным, и он не в состоянии поминать Аллаха. Он находит в этом трудность и утомление, и может даже у него появляется беспокойство, скука и отвращение к поминанию Всевышнего Аллаха. Все это признаки того, что Аллах оставил этого человека без помощи, и указание на то, что он лишен какого-либо добра. И мы прибегаем к Аллаху от всего этого.
Поминание Аллаха является легким для языка, и поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал спрашивающему на это, сказав: «Пусть не перестает быть влажным твой язык от поминания Аллаха Всемогущего и Великого».
И побудил пророк, мир ему и благословение Аллаха, уделять внимание поминанию Аллаха. И в этом указание на важность этого дела, и величие места этого дела у Всевышнего Аллаха. Поминание Аллаха является источником, объединяющим все блага. Поэтому каждому мусульманину следует крепко держаться этого, проявлять упорство в совершении этого дела, и быть из числа частопоминающих Всевышнего Аллаха.
Если же мы приведем наряду с этим хадисом другие подобные хадисы, контексты с Курана, побуждающие человека к поминанию Аллаха, в которых упоминается достоинства поминания, великие награды, уготовленные Аллахом частопоминающим Его, огромные пользы, щедрые плоды, великие блага, как в этом, так и на том свете, какие последствия влечет за собой поминание Аллаха, то мы, непременно, найдем в этих контекстах множество указаний на важность этого повеления, на его высокую степень и великое положения у Всевышнего Аллаха.
4. Похвала в адрес книги «аль-Уабиль ас-Сайиб» («Благоприятный дождь»).
У шейха ибн аль-Къайима аль-Джаузия относительно этой темы есть единственное в своем роде послание, подобно которому никто не писал, насколько я знаю. Это великое послание, которое распространено среди обладателей знания и требующих знания. Шейх, да смилуется над ним Аллах, назвал его: «аль-Уабиль ас-Сайиб фи аль-Калими ат-Тайиб», или «аль-Уабиль ас-Сайиб», т.е. «Благоприятный дождь».
Шейх говорит в этом послании: «Поминание Аллаха приносит больше, чем сто полезных плодов». Затем он, да смилуется над ним Аллах, перечислил более семидесяти польз и плодов, которые приносит поминание Аллаха, как в этом мире, так и в мире вечном. Всего лишь одной из этих польз и плодов поминания Аллаха достаточно для того, чтобы побудить сердца, взбодрить души для выполнения высшего повиновения. Что же тогда можно сказать о том, если все эти пользы и плоды соберутся вместе (т.е. если человек на основе всех этих семидесяти польз и плодов начнет стремиться к Всевышнему Аллаху)?! Поэтому тот мусульманин, который начал читать эту книгу со спокойствием и размышлением, желая обрести благо и пользу от этого, начинает все чаще поминать Всевышнего Аллаха, и увеличивается его интерес относительно этого раздела религии.
Шейх ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, сосчитал пользы, извлекаемые из поминания Аллаха, объективно рассмотрел их, и длительно размышлял над тем, как это объяснить и разъяснить людям. Затем он собрал все эти пользы, и разделил их на главы в соответствии с разновидностями поминания Аллаха, без которых не обойдется ни один мусульманин. Не успев сделать мощный толчок, если можно так выразиться, к поминанию Всевышнего Аллаха, как перед мусульманином открываются новые двери к разным видам поминания Аллаха, на которые указывают Книга Аллаха и Сунна Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.
И по этой причине я считаю, что каждому мусульманину следует отнестись с заботой и вниманием к этой книге. Пусть каждый отец позаботиться о приобретении этой книги, и преподнесении ее в качестве подарка своим детям, своей семье, родным и близким. И пусть подталкивает их к чтению этой книги. А также требующий знания пусть спешит приобрести ее и извлечь из нее как можно больше пользы. Также пусть она распространяется между мусульманами по причине того, что она содержит в себе великое благо и большое количество польз.
В данном послании («Фауаиду зикри-Ллях уа съамаратуху») я хотел бы кратко изложить несколько польз поминания Всевышнего Аллаха, которые упомянул шейх ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, с некоторыми дополнениями от меня.
5. Пользы, извлекаемые из поминания Аллаха: