Познание собственного сердца
В то же время, по мере того как я все больше приближаюсь к сердцу Божьему, огонь Его присутствия начинает глубокую очистительную работу внутри меня. В безграничности Его богатства выявляется моя нищета. Псалмопевец писал: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно» (Псалом 23:3,4).
Мы не можем даже найти гору Господню, а не то что взойти на нее, если в нашем сердце присутствует ложь. Как может кто-либо служить в Божьем святилище, если его сердце нечисто? Только чистые сердцем Бога узрят. Подниматься к Богу означает входить в бушующее пламя, в горнило истины, где всякая ложь отделяется от нашей души. Для того чтобы пребывать во святилище, мы должны жить в святости, даже когда кажется, что только ложь спасет нас. Каждый новый шаг на гору Господню является еще одной встряской для нашей души, что ведет к большей прозрачности и более совершенному различению мотивов нашего сердца.
Мы стремимся именно к этому высшему званию или, другими словами, призыву Божьему (Филиппийцам 3:14). И все же наша душа скрыта внутри нас, она таится среди страхов и тьмы и живет в мире полуправды и иллюзий. Это и есть наш внутренний человек, та душа, которую Бог хочет спасти. Видели ли вы его, вашего внутреннего человека, освободить которого может лишь истина? Да, мы ищем святости, но истинная святость восходит оттуда, из потайных уголков нашего сердца. Вне сомнений только честность по отношению к самому себе ведет к святости! Боже, дай нам такое рвение к Твоей истине, чтобы мы могли стоять в Твоем святилище!
Люди повсюду убеждены, что знают «истину», но не имеют ни святости, ни силы в своей жизни. Истина должна стать для нас чем-то большим, чем исторической доктриной, большим, чем музеем религиозных ископаемых, воспоминаний о том, что Бог когда-то где-то двигался. Истина – это познание Божьего сердца, которое было явлено во Христе. Истина – это также познание собственного сердца в свете Божьей благодати.
Мы как представители человеческой расы окутаны невежеством. Мы очень слабо знаем окружающий нас мир, и еще меньше – свое собственное сердце. Когда мы ищем Божье сердце, мы, сами того не подозревая, исследуем свое собственное. Ибо, только найдя Его, мы открываем себя, так как мы находимся «в Нем».
Во всем этом исследовательском процессе каждый раз, когда я открываю свое сердце перед Богом, с великим трепетом я начинаю молиться молитвой царя Давида: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138:23,24).
Давайте смоем всякую косметику со своих душ и взглянем на реальное положение своих сердец. Я знаю, что Бог сотворил нас цельными и совершенными во Христе. Я верю в это. Но в первых трех главах Откровения Иоанна Иисус не говорит церквам, что они «совершенны в Его глазах». Нет! Он открыл им то, что было в их сердцах: Он говорил им об их грехах. Иисус бескомпромиссно возложил на них требование быть победителями, каждому в его особых и довольно трудных обстоятельствах. Как и они, мы должны знать, что нам необходимо. Как и в их случаях, те души, которые мы хотим привести ко спасению, живут здесь, в нашем времени, в мирской системе, где правит ложь, иллюзии и необузданное развращение. Наша ветхая натура подобна хорошо поношенным туфлям, в которых мы отдыхаем, – мы можем оказаться плотскими моментально, даже не осознавая этого. Те враги, которые наносят нам поражения, скрыты внутри нас! Для того чтобы нам справиться со своими врагами, Дух Святой вначале должен выявить их!
Пророк Иеремия так писал о человеческой натуре: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9). Тот же крик души слышен и в молитве Давида: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения» (Псалом 18:13,14).
Внутри нас могут находиться такие заблуждения, которые в действительности руководят нами, хотя мы об этом можем и не догадываться. Осознаем ли мы, например, как много наших поступков спровоцировано чистейшим тщеславием и желанием добиться признания в глазах других людей? Осознаем ли мы, сколько раз многие наши решения были продиктованы различными страхами и опасениями? У нас могут быть серьезные проблемы внутри нашего сердца, и все же мы можем оставаться либо слишком гордыми, либо слишком боязливыми, чтобы признать, что нуждаемся в помощи. Что касается нас самих, мы помышляем так высоко о том, о чем знаем так мало! Даже внешне, хотя мы изучили, как нужно улыбаться перед фотоаппаратом, знаем ли мы, как мы выглядим, когда смеемся или плачем, едим или спим, разговариваем или злимся? Дело в том, что большинство из нас даже не подозревает о том, как они смотрятся в глазах других людей, еще меньше мы знаем о том, как выглядит наш внутренний человек перед Богом! Из-за грехопадения наши мыслительные процессы автоматически оправдывают наши поступки и определяют разумность и рациональность наших мыслей. Без Духа Святого мы практически беспомощны перед внутренними тенденциями к самообману!
Таким образом, если мы хотим быть святыми, то должны прежде всего отречься от всякой лжи. В свете Божьей благодати, получив оправдание по вере и очищение в жертвенной крови Иисуса, мы не имеем нужды притворяться праведными. Нам только необходимо быть честными перед самим собой.
Когда мы честно открываем свое сердце, мы не получим осуждение или наказание. Мы должны лишь покаяться и исповедать свои грехи, чтобы получить прощение и очищение. Нам нужно только любить и принимать истину, чтобы получить свободу от греха и самообмана. Нам необходимо знать две вещи, и только две вещи: Божье сердце во Христе и свое собственное сердце в свете Христовом.