Знание и опыт в медитации
Для того чтобы решить какую–либо практическую задачу, необходимы хорошие базовые знания. Для решения сложных задач, таких как, например, овладение компьютером, требуются знания на уровне внушительных размеров пользовательской инструкции или помощь опытного человека. Только с такой поддержкой мы сможем совершить действие, необходимое для решения задачи, и не наделать ошибок. Это в полной мере относится и к медитации — здесь нам тоже необходимо хорошее знание основ, благодаря которому мы без лишних проблем преодолеем каждую ступень, избежим ошибок и придем к подлинному опыту.
Эти базовые знания могут иметь разные источники.
• Желающему выяснить всё самостоятельно придется долго и кропотливо учиться, и он не будет застрахован от ошибок в практике.
• Другая возможность — учиться с помощью опытных друзей в центрах медитации или посредством книг и видеозаписей,
которые содержат необходимые теоретические познания. Однако из этих источников можно почерпнуть только общую информацию — все нюансы индивидуального опыта работы с умом они передать не могут.
Лучше всего положиться на квалифицированного учителя — настоящего эксперта. Его пример ясно показывает цель медитации. Прямая связь со знаниями и опытом такого учителя очень полезна, и, кроме того, в своих наставлениях он всегда учитывают индивидуальные особенности практикующего. Такое непосредственное руководство — самый быстрый и прямой способ научиться медитации. Оно поможет, не сбиваясь с пути, прийти к постижению вневременной истины в собственном потоке ума.
К сожалению, существует очень мало по–настоящему квалифицированных учителей, поэтому, особенно вначале, у нас может не быть возможности работать в тесном контакте с мастером медитации. Но, к счастью, между местной буддийской группой и учителем существует близкая связь, что позволяет развиваться, даже не имея постоянного контакта с ним. Для первого ознакомления будет достаточно общих инструкций по медитации, которые можно получить в буддийских центрах, прочесть в книгах или посмотреть на видео. Здесь очень важно, чтобы информация была как можно более точной и подробной, потому что только уверенность в правильном представлении о медитации и ее функции позволяет с полным доверием начать практиковать ее и быстро достичь результата.
Неуверенность и сомнения не позволяют работать в полную силу, они могут очень сильно затормозить духовное развитие. Это можно сравнить с ездой на автомобиле на ручном тормозе — даже если вкладываешь много энергии, вряд ли сдвинешься с места. Тот, кто постоянно сомневается и слишком всё обобщает вместо того, чтобы концентрироваться на ключевых моментах и искать решение, не получает уверенности в уже достигнутом — и поэтому вынужден поневоле начинать всё сначала.
Однако конструктивные сомнения (как и возможность не заставлять себя понимать всё с самого начала, но оставлять возникающие вопросы открытыми), напротив, позволяют нам развиваться намного эффективнее. Мы с безначальных времен следуем нашим привычкам и поэтому, как правило, обманываемся насчет сути вещей. Только тот, кто с открытым умом ищет вневременную истину за пределами иллюзий, сможет развить настоящую мудрость. Задавать «правильные» вопросы очень важно. Когда с помощью подробного изучения проясняются базовые понятия, возникает глубокое доверие к работе с умом, и мы медитируем с большей радостью и усердием.
Есть три аспекта знания, необходимого для медитации:
1. Знание о цели и пути медитации.
Это означает, что нужно получить информацию об общем контексте, в котором находится медитация, и особенно о той системе, на которой она базируется.
2. Знание о различных формах медитации.
Здесь речь идет о развитии правильного взгляда, необходимого для соответствующей медитации и для каждого уровня опыта, возникающего в ходе практики.
3. Точные инструкции по медитации.
Это одна из важнейших предпосылок собственно для практики, и, что особенно разумно, даются эти указания только в связи с конкретным применением. Первые два аспекта не связаны непосредственно с практикой.
В этой книге даются основные знания о медитации в буддизме — прежде всего в Алмазном пути тибетского буддизма. Она описывает общие основы буддийской практики, правильный взгляд на различных стадиях медитации, а также специальные условия, которые необходимы для той или иной практики. Кроме того, в книге содержатся объяснения о фазах медитации и о том, как перенести в повседневную жизнь опыт, полученный в процессе формальной практики. Таким образом, в ней показано, почему взгляд и медитация должны быть неразделимы. Знание и опыт имеют одну и ту же природу — но только тогда, когда они превратились в мудрость.