Когда наполнять и опустошать чаши с водой
По традиции, чаши наполняются во время утренней практики, а опустошаются ближе к вечеру или ранним вечером (до наступления темноты). Однако лама Сопа Ринпоче совершает расширенную практику подношений каждый день, при этом он включает в нее все подношения, выставленные в дхарма-центрах его организации ФПМТ и в домах его учеников.
Кроме того, Ринпоче призывает учеников также визуализировать эти подношения при выполнении расширенной практики подношений. Учитывая, что Ринпоче практикует двадцать четыре часа в сутки, нет возможности знать наверняка, когда будет совершаться расширенная практика подношений. Как следствие, во многих центрах ФПМТ чаши выставляются двадцать четыре часа в сутки. Такова традиция ламы Сопы Ринпоче.
Следовательно, по утрам чаши опустошаются и незамедлительно наполняются. Тем не менее, если ученики предпочитают практиковать таким, а не традиционным способом, важно думать, что эти подношения используются в практике ламой Сопой Ринпоче и другими, и не делать подношения таким способом только потому, что вы не хотите обременять себя опустошением чаш вечером. В центре, где постоянно живущий геше убежден в том, что чаши нужно обязательно опустошать до наступления темноты, вне всякого сомнения, практику следует осуществлять традиционным способом — так, как советует геше.
Лама Сопа Ринпоче
Практика совершения подношений
Подношение — это особенно действенное средство от скупости. Результат практики совершения подношений — обретение контроля над чувственными удовольствиями, так что они больше не будут причинять беспокойство. Так сказано у ламы Цонкапы. То, что ищется, будет получено. Во время посвящений, когда ваджрным учеником совершаются подношения, в частности во время подготовки, следует понимать, что с этого момента чувственные удовольствия могут использоваться для развития блаженства и понимания пустоты, при этом они не будут становиться причиной страдания, а ум не будет запятнан сансарой. Это означает, что чувственные удовольствия не будут больше являться причиной возникновения страстного желания, более того, они станут искусными средствами для порождения блаженства/пустоты, и таким образом двойственное видение будет быстро отсечено.
Подобным образом, когда вы делаете подношения Трем Драгоценностям, в особенности в практике маха-ануттара- йога-тантры, подношения совершаются с чистым видением того, что они имеют природу блаженства и пустоты. Это способ, позволяющий быстро накопить два типа заслуг и стать пробужденным, после чего все объекты чувств видятся чистыми, ничто не кажется уродливым или нежелательным. Любая форма прекрасна, любой звук интересен, любой вкус имеет природу великого блаженства. Все, что видится, видится в чистоте. Совершение практики подношения таким способом становится причиной достижения этого результата.
Когда вы выполняете подношения, можно предлагать полю заслуг не только те подношения, которые вы сделали перед алтарем и те, что умственно трансформированы, но также и все прекрасные цветы, озера, парки, солнце и луну — все прекрасные вещи, которые являются вашей кармической видимостью, различные чувственные объекты, которые вы видите в своем поле зрения. Вы можете думать обо всем этом. Когда подносите свет, необязательно думать только об одной или двух масляных светильниках, которые вы зажгли, вы можете думать обо всех источниках света, которые есть у вас в комнате. Чем чище и ярче свет, тем лучше подношение. Чем больше он рассеет тьмы, тем значительнее эффект. Чем больше внешний эффект, тем больше и внутренний эффект рассеивания неведения и развития мудрости.
Когда я путешествую, особенно когда я останавливаюсь в отелях, я думаю, что было бы расточительством не использовать все светильники! Особенно, если место холодное, это помогает согреться! Так или иначе, нужно платить за все те дни, которые проводишь в отеле, значит, вот способ сделать большое дело в накоплении невероятных заслуг для временного и абсолютного счастья! Вы можете подносить столько светильников, сколько видите в комнатах.
Делайте подношения каждому священному предмету и каждому живущему бодхисаттве и будде десяти направлений. Сюда также относятся многочисленные изображения и статуэтки, которые можно найти в комнате любого практикующего. Во-первых, совершение одного подношения одному будде имеет невероятную заслугу. И, во-вторых, как я объяснял раньше, внутренний феномен кармы гораздо более расширяем по сравнению с внешними вещами. Я приводил пример того, как из одного маленького семени дерева бодхи произошли тысячи ветвей и тысячи тысяч семян, но это ничто в сравнении с тем, как расширяется карма. Поэтому всякий раз, когда вы совершаете подношение даже одним маленьким цветком или одной ароматической палочкой, думайте, что вы совершаете подношение каждому из священных предметов и каждому живущему святому существу во всех десяти направлениях.