У лицемера три признака: «когда рассказывает - лжет. Когда обещает - не исполняет. Когда ему доверишься - предаст»
Совершенствование мусульманской женщины в искренности веры не сводится только к выполнению правил культа, но и включает в себя соответствие состояния духа вероучению ислама, его нравственным требованиям и высоким духовным ценностям. Имеется в виду, что от нее должно исходить только то, чем доволен был бы Аллах, Всемогущ Он и Всеславен. В повседневной жизни праведной мусульманке, глубоко усвоившей свое вероучение, следующей его наставлениям, не может быть так, что она не сдержала обещание. Ведь такие поступки несовместимы с нравственными требованиями, освященными исламом и соблюдаемыми исповедующими его. Подобные действия мы наблюдаем только у лицемеров и лицемерок.
Разве эта истина неизвестна тем женщинам, которые говорят неправду своим детям, обещают и не исполняют? Ведь этим самым они бросают в души своих детей семена лжи и нарушения обещания. Пусть же знают такие женщины, которые пренебрегают своими обещаниями и неверны данному ими слову, что пополняют ряды лицемерок. А ведь хорошо известно, что наказание для лицемера - находиться в самой нижней части адского огня.
Сторонится лицемерия
Праведная, идущая по правильному пути мусульманка говорит всегда откровенно. Она далека от каких-либо проявлений лицемерия и притворства. Ее вероучение считает лицемерие действием запрещенным и наказуемым, т.е. недостойным для благочестивой мусульманки.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, разработал для нас рецепт спасения от ужасного падения в грязь лицемерия и угодничества. Однажды люди из племени Бану
Амир стали его восхвалять: «Ты наш господин!» Он им ответил: «Господином является Аллах». А они продолжают: «Ты для нас самый наилучший, самый благодетельный!» Он их прервал: «Скажите, с чем пришли. Не возвышайте меня выше того положения, которое мне установил Всевышний Аллах. Я - Мухаммед ибн Абдалла, Его раб и Его посланник».
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, преградил путь любителям восхвалять людей без меры. Так, он запретил называть его «господин», подчеркивать его достоинства, щедрость, превосходство. А ведь он - самый лучший из посланных, самый первый и лучший мусульманин, вне всякого сомнения. Он прекрасно понимал, что если широко открыть двери для восхваления, то это создает опасность скатывания к лицемерию, чего не допускает чистый, не терпящий порока дух ислама, его истинная природа. Он запрещал сподвижникам хвалить человека в лицо, чтобы хвалящий не скатывался к лицемерию и чтобы хвалимого не охватило чувство опьянения высокомерием, господством над другими, самовосхищением.
Аль-Бухари и Муслим рассказали со ссылкой на Абу Бакра, да будет доволен им Аллах: «Один человек восхвалял другого у пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, который сказал: «О несчастный! Ты перерезал шею своего друга! Ты перерезал шею своего друга! Ты перерезал шею своего друга!» А затем добавил: «Если кто-то из вас хвалит своего друга, не может без этого, то пусть скажет: Я почитаю его таковым. Аллах - его судья. И не оправдываю перед Аллахом того, кого почитаю...»
Если же так сложилось, что надо хвалить, то следует добиваться того, чтобы хвала была правдивой, соответствующей реальному образу хвалимого. Надо, чтобы хвала была умеренной, без чрезмерности и преувеличения. Тогда она очищает общество от лицемерия, лести и неискренности.
Аль-Бухари рассказал со ссылкой на Раджаа, а тот - на Михджана аль-Аслями, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и Михджан были в мечети. Благородный посланник увидел молящегося человека, который делал земные и поясные поклоны. Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, спросил: «Кто ты?» Михджан начал расхваливать его: «О посланник Аллаха! Он такой, такой ...» Он сказал: «Прекрати. Не заставляй его слушать. Ты его погубишь».
Благородный посланник назвал такое положение, когда заставляют слушать прославление, губительным, ибо это оказывает глубокое психологическое воздействие на человека, от природы склонного с удовольствием слушать хвальбу. Хвалимый начинает кичиться перед людьми, смотреть на них свысока. А восхваление повторяется лицемерами. Очень часто такое становилось типичным для многих ответственных лиц. Они становились пленниками своего возбужденного желания и не хотели прислушаться к искреннему совету, доброму наставлению, тем более критике. Такой человек принимает только восхваление, фимиам. И неудивительно после этого, что он теряет чувство долга, в нем погибает справедливость, добродетель. Результат -общество становится порочным, безнравственным.
Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел бросить пыль в лицо восхвалителей с тем, чтобы не множилась их чернота в исламском обществе. Ведь своим множеством они распространяют лицемерие и лесть, тем самым распространяют беды и несчастья.
Благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, чувствовали себя очень неловко, когда восхвалители расточали им похвалу, хотя они и заслуживали ее больше, чем кто-либо, если учесть их заслуги. Но они отличались высокими нравственными качествами, поэтому были далеки от этих дешевых проявлений натуры человека и хорошо понимали губительное воздействие чрезмерного хваления. Нафиу, да будет доволен им Аллах, и другие рассказали, что один человек обратился к Ибну Омару: «О лучший из людей!» или «О сын лучшего из людей!» Ибн Омар так отреагировал: «Я не лучший из людей и не сын лучшего из людей. Я один из рабов Аллаха, во всем надеюсь на Него и испытываю почтенный страх перед Ним».
Очень мудро сказал славный сподвижник! Он тонко чувствует дух ислама, во всем, внешне и в глубине души, следует мудрым наставлениям пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать.
Славные сподвижники хорошо понимали мудрую точку зрения, которую благородный посланник постоянно напоминал им, подсказывая словом и делом, как надо избегать лицемерия, в чем разница между истинным стремлением снискать благоволение Аллаха и лицемерием, заискиванием и угодливостью.
Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, рассказал про такой случай. Однажды люди сказали ему: «Когда мы приходим к нашим правителям, говорим не то, что говорим». Ибн Омар на это ответил: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, мы считали это лицемерием».
Истинная мусульманка застрахована от падения в грех лицемерия. А ведь в наше время есть много таких женщин, которым не удается избежать его. Они считают, что не переходят границы обычной предупредительности, учтивости. Но такие женщины совершенно не в курсе, что есть запрещенные формы выражения вежливости, которые они и стремятся использовать. Такие женщины не отдают себе отчета в том, что, когда воздерживаются говорить правду или расточают хвалу тому, кто этого не заслуживает, совершают ненавистное и губительное дело -лицемерие.
Скромна
Совершенно очевидно, что к числу похвальных черт характера женщины относится скромность, застенчивость в самом положительном смысле этих слов. Мы понимаем значение этих слов так же, как трактовали его богословы, а именно: благородная черта характера, всегда побуждающая быть подальше от дурного и непристойного, не допускать такого отношения к другому, которого он не заслужил. Прекрасные примеры в этом отношении дал нам посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Славный сподвижник Абу Сайд аль-Хадари вспоминал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, был скромнее и застенчивее, чем девственница, не выходящая из дома. Если он видел что-то, к чему питал отвращение, то мы узнавали об этом по выражению его лица».
В ряде благородных хадисов он высоко отзывался о людях с такой чертой характера и подчеркивал, какое это большое благо для этих людей и для всего общества, членами которого они являлись.
Ибн Имр'ан Хусайн, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Стыдливость приводит только к добру».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Вера в Аллаха - состоит из семидесяти с небольшим степеней. Главная - провозглашение «Нет божества кроме Аллаха», в самом низу - удаление преграды с дороги. Стыдливость - тоже одна из частей веры».
Праведная, благочестивая мусульманка всегда ведет себя скромно и совестливо. Она всегда проявляет мягкость, кротость и внимательность. Она тонко чувствует собеседников и никогда не позволит себе словом или делом обидеть людей или задеть их честь и достоинство.
Эта черта характера, объединяющая в себе скромность и совестливость присуща ее природе, ибо сопрягается с исламским понятием «скромность», которое исключает какое-либо нарушение данного Аллахом закона, застраховывает от какого-либо отклонения от принятых во взаимоотношениях между людьми норм. Важно отметить, что речь идет не только о совестливости и стеснительности перед людьми, но и перед Всевышним Аллахом. Тем самым она стремится не допустить какого-либо упущения в проявлении веры: ведь стыд - одна из ее степеней. И этим она выгодно отличается от западной женщины, которая в этом плане часто не придерживается никаких ограничений.
Мусульманка, впитавшая в себя мудрость своего вероучения, отличается еще одним качеством - целомудрие и здоровое самолюбие. Если она оказалась в трудном, бедственном положении, то вооружится терпением, проявит выдержку и здоровое самолюбие, удвоит свои усилия, чтобы с честью выйти из кризисного положения. В таких случаях она отнюдь не думает занять позицию несчастной, обращающейся ко всем с просьбой о помощи. Ислам подсказывает мусульманской женщине в таких случаях не падать духом, не принижать себя, призывает ее быть скромной, обходиться тем, что имеется, проявить терпение. Аллах окажет ей содействие в терпении, умении выйти из трудного положения, оставаясь скромной, целомудренной и добродетельной.
Кто держится скромно, целомудренно, того Аллах поддерживает в этом. Кто обходится тем, что имеется, его Аллах делает имеющим. Кто проявляет терпение, того Аллах поддерживает в этом».
Истинная мусульманка знает, что один из столпов ислама предусматривает сбор средств с богатых членов мусульманской общины для распределения их между бедняками. В известном смысле можно сказать, что бедняки имеют частичное право на имущество богатых. Они могут пользоваться этой частью как очистительной милостыней. И здесь нет основания для обиды, как нет и ничего зазорного. В то же время ислам имеет в виду, что бедняки могут обойтись и без реализации этого права. Он провозгласил, что «верхняя рука лучше нижней». Поэтому мусульмане должны работать так, чтобы их руки не были нижними. Это для них более достойно и благородно. Отсюда следует, что бедным нужно удвоить усилия и не жить только тем, что надеяться на очистительную милостыню. Только так они могут сохранить свою честь и свое достоинство. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, провозгласил упомянув о милостыне и целомудрии, что «верхняя рука лучше нижней руки». Первая означает «рука дающая», а вторая - «рука просящая».
Благоразумная мусульманка не вмешивается в то, что ее не касается, на всматривается в окружающих ее женщин, внимательно изучая их особенности, не сует нос в их личную жизнь. Она старается избегать вмешательства в такие дела, которые ее совершенно не касаются, не участвовать в пустой болтовне. Она твердо придерживается нравственных требований ислама, возвысивших мусульманку над всем пустяшным, ничтожным и привил ей высокие нравственные ценности и показал лучшие формы строительства взаимоотношений с людьми во вне религиозной сфере.