У лицемера три признака: «когда рассказывает - лжет. Когда обещает - не исполняет. Когда ему доверишься - предаст»

Совершенствование мусульманской женщины в искренно­сти веры не сводится только к выполнению правил культа, но и включает в себя соответствие состояния духа вероучению исла­ма, его нравственным требованиям и высоким духовным ценно­стям. Имеется в виду, что от нее должно исходить только то, чем доволен был бы Аллах, Всемогущ Он и Всеславен. В повседнев­ной жизни праведной мусульманке, глубоко усвоившей свое ве­роучение, следующей его наставлениям, не может быть так, что она не сдержала обещание. Ведь такие поступки несовместимы с нравственными требованиями, освященными исламом и со­блюдаемыми исповедующими его. Подобные действия мы на­блюдаем только у лицемеров и лицемерок.

Разве эта истина неизвестна тем женщинам, которые гово­рят неправду своим детям, обещают и не исполняют? Ведь этим самым они бросают в души своих детей семена лжи и наруше­ния обещания. Пусть же знают такие женщины, которые прене­брегают своими обещаниями и неверны данному ими слову, что пополняют ряды лицемерок. А ведь хорошо известно, что наказание для лицемера - находиться в самой нижней части адского огня.

Сторонится лицемерия

Праведная, идущая по правильному пути мусульманка го­ворит всегда откровенно. Она далека от каких-либо проявлений лицемерия и притворства. Ее вероучение считает лицемерие действием запрещенным и наказуемым, т.е. недостойным для благочестивой мусульманки.

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, разработал для нас рецепт спа­сения от ужасного падения в грязь лицемерия и угодничества. Однажды люди из племени Бану

Амир стали его восхвалять: «Ты наш господин!» Он им ответил: «Господином является Ал­лах». А они продолжают: «Ты для нас самый наилучший, самый благодетельный!» Он их прервал: «Скажите, с чем пришли. Не возвышайте меня выше того положения, которое мне установил Всевышний Аллах. Я - Мухаммед ибн Абдалла, Его раб и Его посланник».

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, преградил путь любителям вос­хвалять людей без меры. Так, он запретил называть его «госпо­дин», подчеркивать его достоинства, щедрость, превосходство. А ведь он - самый лучший из посланных, самый первый и луч­ший мусульманин, вне всякого сомнения. Он прекрасно пони­мал, что если широко открыть двери для восхваления, то это со­здает опасность скатывания к лицемерию, чего не допускает чи­стый, не терпящий порока дух ислама, его истинная природа. Он запрещал сподвижникам хвалить человека в лицо, чтобы хваля­щий не скатывался к лицемерию и чтобы хвалимого не охвати­ло чувство опьянения высокомерием, господством над другими, самовосхищением.

Аль-Бухари и Муслим рассказали со ссылкой на Абу Бакра, да будет доволен им Аллах: «Один человек восхвалял друго­го у пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, который сказал: «О несчастный! Ты перерезал шею своего друга! Ты перерезал шею своего друга! Ты перере­зал шею своего друга!» А затем добавил: «Если кто-то из вас хвалит своего друга, не может без этого, то пусть скажет: Я по­читаю его таковым. Аллах - его судья. И не оправдываю перед Аллахом того, кого почитаю...»

Если же так сложилось, что надо хвалить, то следует доби­ваться того, чтобы хвала была правдивой, соответствующей ре­альному образу хвалимого. Надо, чтобы хвала была умеренной, без чрезмерности и преувеличения. Тогда она очищает общест­во от лицемерия, лести и неискренности.

Аль-Бухари рассказал со ссылкой на Раджаа, а тот - на Михджана аль-Аслями, да будет доволен ими Аллах, что по­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и Михджан были в мечети. Благородный посланник увидел молящегося человека, который делал земные и поясные поклоны. Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, спросил: «Кто ты?» Мих­джан начал расхваливать его: «О посланник Аллаха! Он такой, такой ...» Он сказал: «Прекрати. Не заставляй его слушать. Ты его погубишь».

Благородный посланник назвал такое положение, когда за­ставляют слушать прославление, губительным, ибо это оказыва­ет глубокое психологическое воздействие на человека, от приро­ды склонного с удовольствием слушать хвальбу. Хвалимый на­чинает кичиться перед людьми, смотреть на них свысока. А восхваление повторяется лицемерами. Очень часто такое стано­вилось типичным для многих ответственных лиц. Они станови­лись пленниками своего возбужденного желания и не хотели прислушаться к искреннему совету, доброму наставлению, тем более критике. Такой человек принимает только восхваление, фимиам. И неудивительно после этого, что он теряет чувство долга, в нем погибает справедливость, добродетель. Результат -общество становится порочным, безнравственным.

Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел бросить пыль в лицо восхвалителей с тем, чтобы не множилась их чернота в исламском обществе. Ведь своим множеством они распростра­няют лицемерие и лесть, тем самым распространяют беды и не­счастья.

Благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, чувствовали себя очень неловко, когда восхвалители расточали им похвалу, хотя они и заслуживали ее больше, чем кто-либо, ес­ли учесть их заслуги. Но они отличались высокими нравствен­ными качествами, поэтому были далеки от этих дешевых прояв­лений натуры человека и хорошо понимали губительное воздей­ствие чрезмерного хваления. Нафиу, да будет доволен им Аллах, и другие рассказали, что один человек обратился к Ибну Омару: «О лучший из людей!» или «О сын лучшего из людей!» Ибн Омар так отреагировал: «Я не лучший из людей и не сын лучше­го из людей. Я один из рабов Аллаха, во всем надеюсь на Него и испытываю почтенный страх перед Ним».

Очень мудро сказал славный сподвижник! Он тонко чувст­вует дух ислама, во всем, внешне и в глубине души, следует му­дрым наставлениям пророка, да благословит его Аллах и ниспо­шлет на него Свою благодать.

Славные сподвижники хорошо понимали мудрую точку зрения, которую благородный посланник постоянно напоминал им, подсказывая словом и делом, как надо избегать лицемерия, в чем разница между истинным стремлением снискать благово­ление Аллаха и лицемерием, заискиванием и угодливостью.

Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, рассказал про та­кой случай. Однажды люди сказали ему: «Когда мы приходим к нашим правителям, говорим не то, что говорим». Ибн Омар на это ответил: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, мы счита­ли это лицемерием».

Истинная мусульманка застрахована от падения в грех ли­цемерия. А ведь в наше время есть много таких женщин, кото­рым не удается избежать его. Они считают, что не переходят границы обычной предупредительности, учтивости. Но такие жен­щины совершенно не в курсе, что есть запрещенные формы вы­ражения вежливости, которые они и стремятся использовать. Такие женщины не отдают себе отчета в том, что, когда воздер­живаются говорить правду или расточают хвалу тому, кто этого не заслуживает, совершают ненавистное и губительное дело -лицемерие.

Скромна

Совершенно очевидно, что к числу похвальных черт ха­рактера женщины относится скромность, застенчивость в самом положительном смысле этих слов. Мы понимаем значение этих слов так же, как трактовали его богословы, а именно: благород­ная черта характера, всегда побуждающая быть подальше от дурного и непристойного, не допускать такого отношения к дру­гому, которого он не заслужил. Прекрасные примеры в этом от­ношении дал нам посланник Аллаха, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать. Славный спо­движник Абу Сайд аль-Хадари вспоминал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою бла­годать, был скромнее и застенчивее, чем девственница, не выхо­дящая из дома. Если он видел что-то, к чему питал отвращение, то мы узнавали об этом по выражению его лица».

В ряде благородных хадисов он высоко отзывался о людях с такой чертой характера и подчеркивал, какое это большое бла­го для этих людей и для всего общества, членами которого они являлись.

Ибн Имр'ан Хусайн, да будет доволен им Аллах, вспоми­нал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, сказал: «Стыдливость приводит только к добру».

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «По­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Вера в Аллаха - состоит из семи­десяти с небольшим степеней. Главная - провозглашение «Нет божества кроме Аллаха», в самом низу - удаление преграды с дороги. Стыдливость - тоже одна из частей веры».

Праведная, благочестивая мусульманка всегда ведет себя скромно и совестливо. Она всегда проявляет мягкость, кротость и внимательность. Она тонко чувствует собеседников и никогда не позволит себе словом или делом обидеть людей или задеть их честь и достоинство.

Эта черта характера, объединяющая в себе скромность и совестливость присуща ее природе, ибо сопрягается с ислам­ским понятием «скромность», которое исключает какое-либо нарушение данного Аллахом закона, застраховывает от какого-либо отклонения от принятых во взаимоотношениях между людьми норм. Важно отметить, что речь идет не только о сове­стливости и стеснительности перед людьми, но и перед Все­вышним Аллахом. Тем самым она стремится не допустить како­го-либо упущения в проявлении веры: ведь стыд - одна из ее степеней. И этим она выгодно отличается от западной женщи­ны, которая в этом плане часто не придерживается никаких ог­раничений.

Мусульманка, впитавшая в себя мудрость своего вероуче­ния, отличается еще одним качеством - целомудрие и здоровое самолюбие. Если она оказалась в трудном, бедственном положе­нии, то вооружится терпением, проявит выдержку и здоровое самолюбие, удвоит свои усилия, чтобы с честью выйти из кри­зисного положения. В таких случаях она отнюдь не думает за­нять позицию несчастной, обращающейся ко всем с просьбой о помощи. Ислам подсказывает мусульманской женщине в таких случаях не падать духом, не принижать себя, призывает ее быть скромной, обходиться тем, что имеется, проявить терпение. Ал­лах окажет ей содействие в терпении, умении выйти из трудно­го положения, оставаясь скромной, целомудренной и доброде­тельной.

Кто держится скромно, целомудренно, того Аллах под­держивает в этом. Кто обходится тем, что имеется, его Аллах де­лает имеющим. Кто проявляет терпение, того Аллах поддерживает в этом».

Истинная мусульманка знает, что один из столпов ислама предусматривает сбор средств с богатых членов мусульманской общины для распределения их между бедняками. В известном смысле можно сказать, что бедняки имеют частичное право на имущество богатых. Они могут пользоваться этой частью как очистительной милостыней. И здесь нет основания для обиды, как нет и ничего зазорного. В то же время ислам имеет в виду, что бедняки могут обойтись и без реализации этого права. Он провозгласил, что «верхняя рука лучше нижней». Поэтому му­сульмане должны работать так, чтобы их руки не были нижни­ми. Это для них более достойно и благородно. Отсюда следует, что бедным нужно удвоить усилия и не жить только тем, что на­деяться на очистительную милостыню. Только так они могут со­хранить свою честь и свое достоинство. Поэтому посланник Ал­лаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, провозгласил упомянув о милостыне и целомудрии, что «верхняя рука лучше нижней руки». Первая означает «рука дающая», а вторая - «рука просящая».

Благоразумная мусульманка не вмешивается в то, что ее не касается, на всматривается в окружающих ее женщин, внима­тельно изучая их особенности, не сует нос в их личную жизнь. Она старается избегать вмешательства в такие дела, которые ее совершенно не касаются, не участвовать в пустой болтовне. Она твердо придерживается нравственных требований ислама, возвысивших мусульманку над всем пустяшным, ничтожным и привил ей высокие нравственные ценности и показал лучшие формы строительства взаимоотношений с людьми во вне рели­гиозной сфере.

Наши рекомендации