Атрибуты цели блаженство власть воля
Всемогущество красота
необходимая воля «общие» атрибуты
Разумное самоопределение
Свободная воля
Свобода
Скрытая воля
Слава
Совершенство суверенность явленная воля
Библиография
Поскольку в разных систематических богословиях атрибуты Бога классифи-цируются по-разному, в некоторых из указанных ниже разделов рассматривают-ся лишь передаваемые атрибуты, а в некоторых — все атрибуты Бога.
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
Англиканские (епископальные)
Litton, 58-74
Thomas, 14-20, 495-500
Арминианские (уэслианские или методистские)
Finney, 49-65, 135-180, 524-544
1875-1876 Pope, 1:248-255, 287-360 1892-1894 Miley, 1:159-222 1940 Wiley, 1:241-393
Purkiser, 127-142
1983 Carter, 1:111-127
1983 Cottrell, 1: 192-305, 388-468; 3:175-400, 461-528
1987-1990 Oden, 1:15-130
Баптистские
1767 Gill, 1:37-187, 359-365
Boyce, 54-115
Strong, 243-303
Mullins, 214-250
1976-1983 Henry, 2:151-246; 5:9-164, 214-375; 6:35-89, 251-417 1983-1985 Erickson, 263-320
1987- 1994 Lewis/Demarest, 1:175-248
Диспенсационалистские
1947 Chafer, 1:179-224, 260-271
Thiessen, 75-88
Ryrie, 35-50
Лютеранские
1917-1924 Pieper, 1:405-466
1934 Mueller, 160-175
Реформатские (или пресвитерианские)
1559 Calvin, 1:96-120 (1.10-12)
Heppe, 57-104
1871-1873 Hodge, 1:366-441
1878 Dabney, 38-54, 144-174
1887-1921 Warfield, BTS, 505-522; SSW, 1:69-81; ■ST, 109-114
1889 Shedd, 1:151-194, 334-392; 3:89-248
1909 Bavinck, DG, 175—251 (исключительно ценный анализ атри-
бутов Бога)
1938 Berkhof, 41-81
1962 Buswell, 1:29-71
Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)
1988- 1992 Williams, 1:47-82
Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях
1. Традиционные богословия
1955 Ott, 24-49
2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBrien 1:283-342
1. Другие работы
Bray, Gerald L. The Doctrine of God. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1993. Bromiley, G. W. "God". In ISBE, 2:493-503.
Charnock, Stephen. The Existence and Attributes of God. Repr. ed. Evansville, Ind.: Sovereign Grace Book Club, n. d., pp. 181-802 (first published 1655-1680).
Kaiser, Christopher B. The Doctrine of God. Westchester, 111.: Good News, 1982. Lewis, Gordon R. "God, Attributes of. In EDT, pp. 451-459. Lewis, Gordon R. "Impassibility of God". In EDT, pp. 553-554. Packer, J. I. "God". In NDT, pp. 274-277.
Packer, J. I. Knowing God. London: InterVarsity Press, 1973, pp. 80—254. Piper, John. Desiring God. Portland, Ore.: Multnomah, 1986. Piper, John. The Pleasures of God. Portland, Ore.: Multnomah, 1991. Saucy, R. L. "God, Doctrine of. In EDT, pp. 459-464. Tozer, A. W. The Knowledge of the Holy. New York: Harper and Row, 1961. Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1976, pp. 200-252. Wenham, John W. 77;e Goodness of God. London: Inter-Varsity Press, 1974.
Отрывок для запоминания
Пс. 72:25,26:
Кто мне на небе ?и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
ГЛАВА 13
Бог в трех лицах: Троица
Как Бог может быть тремя личностями и при этом одним Богом?
В предыдущих главах были рассмотрены многие атрибуты Бога. Но если бы мы осмыслили только эти атрибуты, мы отнюдь не поняли бы Бога правиль-но, ибо не поняли бы, что Бог, в самом Своем существе, всегда существовал как более чем одна личность. Бог существует в трех лицах, хотя Он и один Бог.
Важно воспринимать учение о Троице в связи с изучением атрибутов Бога. Думая о Боге как о вечном, вездесущем, всемогущем и т. д. Существе, мы мо-жем сделать вывод, что все эти атрибуты характеризуют только Бога-Отца. Однако библейское учение о Троице говорит нам, что атрибуты Божьи отно-сятся ко всем трем лицам, так как каждый из них полностью является Богом. Бог-Сын и Бог Святой Дух настолько же вечны, вездесущи, всемогущи, бес-конечно мудры, бесконечно святы, бесконечно любящи, всезнающи и т. д., как и Бог-Отец.
Учение о Троице — одно из наиболее важных учений христианской веры. Исследование библейского учения о Троице открывает нам великую перепек-тиву при изучении вопроса, который является центром всего нашего богоис-кательства: каков Бог в Себе Самом? Из этой главы мы узнаем, что в Себе Самом, в Своем бытии, Бог существует в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа, и при этом Он — один Бог.
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
Мы можем определить учение о Троице следующим образом: Бог вечно существует как три личности: Отец, Сын и Святой Дух, каждая личность пол-ностью является Богом, и при этом существует только один Бог.