Средства обретения благодати в Церкви
Как Бог приносит нам благословения в церковной жизни? Что мы теряем, если не посещаем местную церковь?
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
А. Каким образом мы можем получить благодать?
В конечном счете, все благословения, которые мы получаем в нашей жиз-ни, не заслужены нами — мы получаем их по благодати. Петр даже говорит, что вся христианская жизнь дается нам по благодати (1 Пет. 5:12).
Но есть л и какие-то особые средства, с помощью которых Бог дарует нам еще большую благодать? И, в частности, есть ли какие-то средства в церков-ном общении — т. е. события, церемонии или функции, — которые Бог исполь-зует для того, чтобы даровать нам еще большую благодать? Иначе этот вопрос можно сформулировать так: есть л и какие-то средства, через которые Святой Дух приносит благодать в жизнь верующего? Конечно, личная молитва, по-клонение, изучение Библии и личная вера — все это те средства, через кото-рые Бог дарует нам благодать индивидуально, как конкретным христианам. Однако в этой главе мы рассматриваем учение о Церкви, и нас в особенности интересует, какие средства Бог использует, чтобы даровать нам Свою благо-дать, именно в общении церкви.
Понятие «средства обретения благодати» мы можем определить следую-щим образом: средства обретения благодати — этолюбые события в общении церкви, которые Бог использует для того, чтобы даровать христианам боль-шую благодать.
Богословы подразделили эти средства на три группы: проповедь Слова и таинства крещения и Вечери Господней1.
1 Такова точка зрения Л. Беркхофа, см.: Louis Berkhof, Systematic Theology, pp. 604— 606. Беркхоф называет эти три явления «реальными каналами, установленными Богом в Церкви» (pp. 604, 605). Однако для него важным критерием оценки является тот факт, что эти три вида деятельности осуществляются рукоположенными клириками. Беркхоф называет их «официальными средствами обретения благодати, предоставленными в рас-поряжение Церкви». И далее: «Проповедь Слова и таинства могут осуществляться толь-ко законными и должным образом подготовленными служителями церкви» (р. 610). Таким
Но стоит ли ограничиваться столь коротким списком «средств обретения благодати»? Если мы хотим перечислить и обсудить все средства, через которые
мы получаем благословения Святого Духа и которые реализуются для верую-щих через общение в церкви, то ограничивать список тремя видами деятель-ности, совершаемыми исключительно рукоположенными клириками или слу-жителями церкви, не кажется нам правильным. Мудрый взгляд обнаружива-ется, например, в мнении Чарлза Ходжа, который полагает, что молитва — это четвертое средство обретения благодати2.
Но следует ли нам ограничить наше исследование средств обретения бла-годати только этими четырьмя видами деятельности? Похоже, гораздо пра-вильнее было бы перечислить все многочисленные и разнообразные действия, совершаемые в церкви, которые Бог даровал нам как особые пути обретение Его «благодати» день за днем и неделя за неделей. Такой список может ока-заться довольно длинным и, в зависимости от того, как он организован, мо-жет включать в себя различные элементы. Приводимый ниже список, возмож-но, не является исчерпывающим, но он включает в себя большинство средств обретения благодати, доступных верующим в церкви:
1. | Учение Слову. |
2. | Крещение. |
3. | Вечеря Господня. |
4. | Молитва друг о друге. |
5. | Поклонение. |
6. | Церковная дисциплина. |
7. | Пожертвования. |
8. | Духовные дары. |
9. | Общение. |
10. | Проповедь. |
11. | Личное служение конкретным людям. |
образом, он явно утверждает, что «средства обретения благодати» должны осуществляться рукоположенными клириками.
Те, кто придерживается той же точки зрения, что и Беркхоф, могут сказать, что такое ограничение мудро и направлено на поддержание порядка в церкви. Но мы можем спро-сить, не является ли оно отголоском порядка, свойственного Римско-католической церк-ви (и в меньшей степени англиканской церкви), где существует особое «священство», состоящее из рукоположенных людей, имеющих особую власть или способность переда-вать благодать Божью членам церкви? (См. гл. 48, где рассматривается вопрос об употреб-лении терминов «таинство» и «обряд» для обозначения крещения и Вечери Господней.)
2 Charles Hodge, Systematic Theology, 3:692-709.
Все они доступны верующим в церкви. Святой Дух действует через все эти сферы деятельности и приносит людям разнообразные благословения. Поэтому, отклонившись от образца кратких перечислений, обычно приводи-мых в систематических богословиях, я решил все эти действия назвать «сред-ствами обретения благодати» в церкви.
Римско-католическая церковь традиционно полагала, что Божья «благо-1ать»обретается людьми только через официальное служение церкви, и в част-юсти через священников церкви. Поэтому, говоря о средствах обретения бла-юдати (так называемых «таинствах»), доступных людям в церкви, Римско-сатолическая церковь имеет в виду те действия, которые совершаются либо :амими священниками, либо под их надзором. В римско-католическом уче-щи утверждены семь «таинств»:
1. Крещение.
2. Конфирмация.
3. Евхаристия (Вечеря Господня во время мессы).
4. Епитимья.
5. Елеопомазание (совершается над умирающим).
6. Рукоположение в сан (священника или дьякона).
7. Брак.
Разница между католическими и протестантскими взглядами заключа-!тся не только в списках действий, но и в их понимании. Католики считают, !то все это — «средства спасения», помогающие людям получить оправдание ׳ Бога3. С протестантской же точки зрения, средства обретения благодати — !то лишь средства обретения дополнительных благословений в христианской кизни, не влияющие на нашу способность получить у Бога оправдание4. Ка-олики учат, что средства обретения благодати позволяют обрести благодать юзависимо оттого, есть ли субъективная вера в служителе и прихожанине5, огда как протестанты считают, что Бог дарует благодать, только когда в со-!ершающем некое действие и в принимающем это действие есть вера. В то (ремя как Римско-католическая церковь ограничивается совершением та-[нств и дает такое право только клирикам, наш список средств обретения бла-одати включает в себя множество действий, совершаемых всеми верующими.
Б. Средства обретения благодати
3 О римско-католическом взгляде на оправдание см. в гл. 35.
4 Однако англиканская церковь учит, что крещение «в целом необходимо» для спа-ения.
5 Об убеждении католиков, что таинства действуют exopere operate, см. в гл. 48.
1. Учение Слову. Еще до того как люди становятся христианами, Слово >ожье, будучи проповедано и преподано, приносит благодать Божью, посколь-у оно есть инструмент, с помощью которого Бог наделяет людей духовной шзнью и приводит их к спасению. Павел говорит, что Евангелие — это «сила >ожия ко спасению» (Рим. 1:16) и что проповедь Христа — это «Божия сила и >ожия премудрость» (1 Кор. 1:24). Бог возрождает нас, «родил... нас словом истины» (Иак. 1:18), а Петр говорит о христианах: «Возрожденные не от тлен-ного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» (1 Пет. 1:23). Именно записанное Слово Божье — Библия — может «умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15)6.
Более того, Павел напоминает, что уже после того, как мы становимся христианами, Слово Божье может «назидать вас» (Деян. 20:32). Оно необхо-димо в качестве духовной пищи и для поддержания духовной жизни, ибо мы живы не хлебом единым, «но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Моисей говорит об абсолютной необходимости письменного Сло-ва Божьего народу: «Это не пустое для вас; но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею» (Втор. 32:47).
Именно Слово Божье приводит нас к осознанию греха и обращает нас к праведности, ибо оно служит «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Оно указывает путь, как «све-тильник» для наших ног и «свет» для нашей стези (Пс. 118:105). В обществе безбожной культуры Писание дает мудрость и водительство, как «светиль-ник, сияющий в темном месте» (2 Пет. 1:19). Более того, оно дает мудрость всем и «умудряет простых» (Пс. 18:7). Оно дает надежду отчаявшимся, ибо Павел говорит, что записанное Слово Божье дано нам «в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4).
Слово Божье достигает этих целей, ибо оно говорит к нам с силой Бога и преследует цели Божьи. Господь говорит:
Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напо-яет землю, и делает ее способною раждать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, кото-рое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его (Ис. 55:10,11).
Слово Божье не может быть слабым, так как его сопровождает сила Бо-жья: «Слово Мое не подобноли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер. 23:29, курсив мой. — У. Г.). Оно столь остро и мощно, что о нем говорится: это «л^ч духовный» (Еф. 6:17), и оно так отвечает на человеческие нужды, что автор Послания к Евреям говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).