Тема 14. Религия и молодежь
1. Как влияют на состояние и эволюцию религии основные тенденции и противоречия современного мира?
2. Как сказывается развитие деструктивных организаций на мировоззрения молодежи?
3. Что следует понимать под гуманизмом в межрелигиозном диалоге?
4. Каковы мировоззренческие взгляды молодежи на сегодняшний день?
5. Что представляет собой субъекты и цели по межрелигиозному вопросу?
Тема 15. Инициативы Республики Казахстан в сфере диалога
Религий
1. Инициативы Президента Казахстана в области установления мира и межконфессионального согласия.
2. Съезды лидеров мировых и традиционных религий.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
1. Предмет и специфика религии
2. Религия как духовная культура
3. Религия как социальный институт
4. Элементы и структура религии
5. Место, функции и роль религии в обществе
6. Типология религии
7. Родоплеменные религии: тотемизм, фетишизм, анимизм
8. Магия и ее значение в жизни людей первобытного общества
9. Мифология как сложное культурное явление
10. Индуизм
11. Синтоизм
12. Иудаизм
13. Конфуцианство
14. Даосизм
15. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам
16. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
17. Неохристианские объединения
18. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
19. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
20. Культурная и историческая значимость ислама и православие. Роль ДУМК
21. Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединений». Концептуальность закона
22. Запрещенные религиозные организации в Казахстане. Таблиги–джамагат, Сайентология и другие
23. Понятие религиозного экстремизма и терроризма
24. Профилактика и противодействие религиозного экстремизма и терроризма
25. Процесс глобализации и влияние религиозных групп на сознание молодежи
26. Межконфессиональное согласие и мир в Казахстане
27. Роль религии как системы мировоззрения и образа жизни общества
28. Съезды лидеров мировых и традиционных религий
29. Религиозная ситуация в Казахстане
30. Сакрализация и секуляризация. Толерантность
ГЛОССАРИЙ
Аватара(в индуизме и буддизме) – воплощение божеств в облике различных людей, героев.
Авеста – собрание священных текстов зороастризма.
Авраамические религии – религии, в основу учения которых положены идеи пророка Авраама (иудаизм, христианство, ислам).
Автокефалия – самоуправление, независимость православных церквей. В настоящее время в православии существует пятнадцать признанных автокефальных церквей.
Адат(от араб. «обычай») – традиционное право народов, принявших ислам. На практике применение норм адата тесно связано с шариатом.
Адепт – сторонник, последователь определенного (в том числе и религиозного) учения.
Ангелы(во многих религиях) – созданные Богом бесплотные сверхъестественные существа, духи. Через них Бог возвещает людям свою волю.
Анимизм – вера в души и духов.
Антропогонические мифы – мифы о происхождении первого человека или первопредков племени.
Антропоморфизм – перенесение на животных, предметы и явления природы присущих человеку качеств и свойств; представление о Боге как подобии человека.
Апостол – в Библии так называются те, кто от Бога получил повеления для передачи людям. Наряду с этим апостолами называют 12 ближайших учеников Иисуса Христа.
Арабеска(от фр. arabesque – «арабский») – сложный восточный орнамент, состоящий из геометрических, каллиграфических и растительных элементов.
Араньяки(дословно – «Лесные книги») – тексты индуизма, в которых изложены правила поведения отшельников.
Архат(в буддизме) – человек, прошедший путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня.
Архиепископ – старший епископ.
Атеизм – система взглядов, отвергающая религиозные идеи о существовании Бога и бессмертии души.
Ахбары – шиитские предания о словах и поступках пророка Мухаммеда.
Ашрам – кришнаитская община.
Аят(от араб. «знамение», «чудо») – часть суры (главы) Корана, представляющая собой законченную мысль.
Библия – свод книг, составляющих Священное писание христианской, а в своей первой части (Ветхий завет) – также и иудейской религии. Включает Ветхий завет и Новый завет.
Брак(таинство брака) – одно из семи христианских таинств, признаваемых в православии и католицизме и совершаемое при заключении церковного брака (венчание).
Брахманы – представители высшей варны в индуизме, священнослужители, жрецы.
Веды – древние тексты, признаваемые священными в брахманизме и индуизме.
Вера – не основанная на логических умозаключениях и данных науки уверенность в реальном существовании сверхъестественных сил, свойств, отношений. Религиозная вера представляет собой совокупность религиозных представлений, образов, имеющихся в сознании верующего.
Вероисповедание – принадлежность к какой-либо религии, церкви, конфессии.
Ветхий завет – часть Библии, рассматриваемая как Священное писание иудаизмом и христианством.
Вселенские соборы – собрания высшего духовенства христианских церквей, на которых разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонические нормы и богослужебные правила.
Гуру(в восточных религиях) – учитель, высшая духовная сущность.
Дао(в даосизме и конфуцианстве) – путь, метод, образ жизни, всеобщий закон, абсолют.
Деноминация – одна из форм объединения верующих, занимающая промежуточное положение между церковью и сектой.
Джихад(от араб. «усердие», «усилие») – борьба за веру.
Догматы – положения вероучения, объявляемые непреложными истинами, не подлежащими критике.
Евангелия(от греч. «Благая весть») – названия первых четырех книг Нового завета, повествующих о жизни и учении Иисуса Христа.
Епископ – высший иерарх в христианстве.
Еретик – последователь ереси.
Жеті Жарғы – правовой кодекс, действовавший в Казахском ханстве.
Закят – милостыня, которую каждый мусульманин должен ежегодно передавать на помощь бедным.
Заповеди – установления, заветы, которые Бог в монотеистических религиях предназначил для людей.
Земзем – священный источник, находящийся в пределах мечети аль-Харам, главной мечети ислама, в непосредственной близости от Каабы.
Икона – живописное изображение Бога, святых или событий священной истории.
Имам (от глагола амма – «стоять впереди», «предводительствовать») – предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины.
Имамиты (ал-имамийя) – одна из основных ветвей шиитского ислама, «умеренные» шииты, признающие двенадцать имамов из рода Али.
Иман (в исламе) – вера.
Индульгенция – папская грамота, свидетельство об отпущении грехов, выдаваемая Католической церковью.
Кааба (от араб. «куб») – главная святыня мусульманского мира, святилище в мечети аль-Харам (Мекка).
Карма(в восточных религиях) – совокупность поступков и намерений, определяющая будущее любого живого существа в последующих перерождениях.
Католицизм – одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом).
Конфессия – то же, что и вероисповедание.
Коран (от араб. «чтение вслух») – священная книга ислама. Первоначально была собранием устных текстов, в рукописном виде появилась уже после смерти пророка Мухаммеда. Включает 114 глав (сур).
Космогонические мифы – мифы о возникновении мира.
Крещение – первое из христианских таинств, принимаемое всеми конфессиями и означающее вступление в состав церковного общества.
Лайлят аль-Кадр – ночь предопределения, отмечается в ночь на 27 число месяца Рамазан в память о начале ниспослания Корана пророку Мухаммеду.
Ламаизм (ваджраяна) – одно из течений буддизма, получившее распространение в Тибете, Монголии и некоторых других странах.
Литургия – главное христианское богослужение.
Магия – совокупность представлений и ритуалов, связанных с верой в возможность сверхъестественного воздействия на людей и окружающий мир.
Мазхабы – религиозно-правовые школы в суннитском исламе (всего их четыре).
Махаяна — крупнейшее направление буддизма, оформившееся в первых веках нашей эры.
Махди – мессия, провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммеда. В Коране махди не упоминается, однако идея мессии толкуется в хадисах, мессианские идеи получили развитие в шиизме.
Медресе – мусульманское учебное заведение.
Месса – католическая литургия (богослужение).
Мессия (в некоторых религиях, особенно в иудаизме и христианстве) – направленный Богом на землю спаситель, предвестник Судного дня.
Мечеть – специальное здание для совершения молитв у мусульман.
Минарет – пристраиваемая к основному зданию мечети башня, с которой муэдзин призывает к молитве.
Минбар – кафедра, с которой имам произносит пятничную проповедь. Устанавливается справа от михраба, имеет вид высокого трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом-порталом.
Миссионерство – деятельность религиозных объединений по распространению своего вероучения среди неверующих и представителей других вероисповеданий.
Митрополит – высший титул священнослужителей во многих христианских церквях. В церквях, где установлено патриаршество, – второе лицо после патриарха.
Миф – сказание о богах, духах, героях, первопредках, о создании мира и его элементов.
Мифология – совокупность мифов, система фантастических представлений о мире.
Михраб – важнейший элемент мечети, представляющий собой нишу, ориентированную на Каабу.
Мокша (в индуизме) – освобождение, окончательное достижение цели человеческого существования.
Молитва – обращение к Богу с просьбой о ниспослании добра или отвращении зла.
Монашество – уединенный, аскетический образ жизни последователей той или иной религии, предполагающий отказ от жизненных благ и брака.
Монотеизм – единобожие, система религиозных представлений и учение о едином Боге.
Монофизиты – течение в христианстве, признающее, что Христу присуща только одна природа – божественная, в то время как ортодоксальная церковь признает двойственную природу Христа – одновременно божественную и человеческую.
Мощи (в христианстве) – останки святых, обладающие способностью творить чудеса. Являются объектом религиозного поклонения.
Муфтий – высшее духовное лицо у мусульман, авторитет в сфере применения норм шариата, имеющий право выносить фетву.
Муэдзин – служитель мечети, обязанностью которого является призыв мусульман к совершению намаза.
Мюрид – добровольный последователь, ученик (в суфизме).
Намаз (салят) – ежедневная пятикратная молитва, являющаяся одним из пяти столпов ислама.
Нирвана (в буддизме) – угасание, освобождение от страданий, являющееся конечной целью религиозной практики.
Новый завет– часть Библии, почитаемая христианами в качестве Священного писания.
Ораза – 30-дневный пост (в исламе) в священный месяц Рамазан.
Ораза-айт(ид аль-фитр) – праздник по случаю окончания месячного поста (оразы). Отмечается 3 дня с 1 числа месяца шавваля (10 месяц лунного календаря).
Ортодоксия – твердая приверженность традициям, основам какого-либо учения, мировоззрения, полностью исключающая даже незначительное отклонение.
Паломничество – посещение верующими святых мест, основанное на вере в то, что молитва более действенна в местах, имеющих определенное отношение к Богу или святым.
Папа Римский– глава католической церкви и государства-города Ватикан.
Пастор – протестантский священник.
Пасха– главный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.
Патриарх– глава автокефальной православной церкви в ряде стран.
Покаяние (исповедь) – одно из христианских таинств, состоящее в признании верующими грехов перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа искренне раскаявшемуся человеку.
Политеизм – многобожие, религиозная система, основанная на вере в существование многих богов.
Пост – установленный религией запрет или ограничение на прием пищи вообще или отдельных ее видов.
Православие – одно из трёх основных направлений христианства. Стало самостоятельным после разделения церквей на Западную и Восточную в 1054 г.
Пресвитер (от греческого «старейшина») – священник в христианских церквях. У протестантов – глава отдельной общины.
Причащение – одно из таинств христианской церкви, состоящее в том, что во время богослужения верующие вкушают хлеб и вино, в которых воплощены «тело и кровь» Христа.
Протестантизм – одно из трёх главных направлений христианства. Его появление связано с Реформацией – мощным антикатолическим движением в Европе в XVI в.
Религиоведение – наука, изучающая основные закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее проявления, связь с другими областями общественной жизни и историей народов.
Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – религиозное и общественное движение в Западной Европе в XVI в., приведшее к формированию протестантизма.
Садака (дословно: искреннее деяние) – милостыня; раздача которой является нормой, закрепленной Кораном.
Сансара (в индуизме, буддизме и других восточных религиях) – бесконечная цепь перевоплощений личности или души.
Свобода вероисповедания – правовой принцип, предполагающий право каждого свободно выбирать отношение к религии, участвовать в отправлении культовых действий.
Святые – люди, которых Бог за их праведную жизнь и твердое исповедание веры наделил даром творить чудеса.
Священное писание – в христианстве так называют книги, составляющие Библию, в иудаизме – Ветхий завет, в исламе – Коран.
Секта – особый тип религиозного объединения, возникший в качестве оппозиционного по отношению к основному (доминирующему) религиозному направлению. Для сект характерны изоляция от общества и претензия на исключительность доктрины, идейных принципов, ценностей.
Синагога – молитвенное здание в иудаизме.
Синкретизм – учение, форма религии, сочетающая в себе различные верования.
Синтоизм – религия, распространённая в Японии. Возникла из языческого почитания ками – вездесущих проявлений всего священного.
Судный день – предшествующее концу света окончательное воздаяние всем людям: праведники будут награждены вечным блаженством, а грешники подвергнуты мукам в аду.
Суеверие – вера в сверхъестественные свойства предметов и явлений окружающего мира, в магическую силу отдельных людей.
Сунна – пример, обычай, то, что велел исполнять пророк Мухаммед, то, что он сам делал и приветствовал. Сунна представляет собой собрание хадисов – изречений пророка и рассказов о его жизни.
Суннизм – основное направление ислама, считающее первых четырех халифов – Абу-Бекра, Омара, Османа и Али – законными преемниками Мухаммеда. Наряду с Кораном признают Сунну (предания о Пророке). При решении вопроса о высшей мусульманской власти опираются «на согласие всей общины».
Сура– название каждой из 114 глав, на которые делится текст Корана.
Таухид – принцип единобожия (в исламе).
Тарикат (путь) – основная концепция суфизма, ведущая суфия к постижению высших истин.
Терроризм – это крайнее проявление экстремизма. Терроризм представляет собой деятельность, направленную на достижение политических целей с помощью особо жестоких, устрашающих форм и методов насилия.
Теология (богословие) – система обоснования учения о Боге, комплекс доказательств истинности догматики и вероучения.
Теогонические мифы– мифы о происхождении богов.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, верованиям, чувствам, мнениям, идеям.
Тора– пятикнижие Моисеево, первые пять книг Танаха (иудейского Ветхого завета).
Тотемизм – вера в существование родственной связи между людьми и определенными животными либо растениями.
Традиционная религия – религия, тесно связанная с историей, культурой и духовной жизнью данного народа, присущая ему на протяжении многих поколений.
Троица – христианское представление о троичности Бога, представленного в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.
Упанишады – религиозно-философские комментарии к Ведам.
Таинства – священные действия, в которых, согласно христианскому учению, невидимо принимает участие сила Святого Духа.
Фетва – богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и применения какого-либо предписания шариата.
Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства материальных предметов.
Фарз и ваджиб – действия, выполнение которых является обязательным для мусульман. Выполняющие эти предписания верующие могут рассчитывать на вознаграждение Всевышнего, а за невыполнение им грозит наказание.
Фикх – мусульманская правовая наука, аналог юриспруденции.
Хадис – передаваемое со слов очевидца сообщение о том, что сказал, сделал или одобрил пророк Мухаммед. Собрание хадисов – Сунна.
Хадж– паломничество в Мекку, к Каабе, которое хотя бы раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин.
Халал – разрешенное, дозволенное (в исламе).
Халиф – в раннем исламе верховный правитель государства и глава общины верующих, избираемый для того, чтобы следить за выполнением установлений, заповеданных пророком Мухаммедом.
Ханифизм – монотеистическое движение, зародившееся до возникновения ислама на юге Аравийского полуострова.
Харам – запретное, недозволенное (в исламе).
Хиджра – мусульманское летоисчисление, ведущее отсчет с переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г. по григорианскому календарю).
Хинаяна– одно из основных направлений буддизма, возникшее в начале нашей эры, включает в себя 18 разных школ.
Христианство – одна из трёх мировых религий, возникшая в Палестине в I в. н.э.
Христос (переведенное на греческий язык арамейское слово мешийа) – «мессия», «помазанник».
«Храм понимания» – поддержанная тибетским Далай-ламой, Римским Папой Иоанном XXIII, индийским лидером Джавахарлалом Неру. Позже эта организация трансформировалась в Глобальный форум духовных и парламентских лидеров за выживание человечества.
Церковь – 1) организация верующих, сложившаяся в результате развития вероучения; 2) здание для отправления религиозного культа в христианстве и других религиях.
Чистилище – это место, где, согласно католическому учению, умершие очищаются от грехов, содеянных при жизни.
Шаман – личность, обладающая уникальными способностями и опытом общения со сверхъестественными силами.
Шариат– свод законов и предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Шахада – свидетельство исповедания единобожия в исламе, выражаемое формулой «ашхаду ал ля иляха иля-ллах ва мухаммадан расулу-ллах» («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его»).
Шиизм – одно из направлений в исламе. Первоначально сформировалось в виде политической партии, признававшей зятя Мухаммеда, Али, в качестве преемника пророка. Шииты не признают Сунну и имеют собственное предание.
Ширк (термин в исламе) – многобожие.
Экстремизм– приверженность крайним, радикальным взглядам.
Эсхатологические мифы – мифы о конце света, вселенских катастрофах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1 Гершун, В.И. История религии / В.И. Гершун. – Костанай, 2004.
2 Богомолов, А.И. Религии мира. Новейший словарь / А.И. Богомолов. – Р. на-Дону., 2005.
3 Музафарова, Н.И. История религий / Н.И. Музафарова – Р. на-Дону, 2004.
4 Дафтари, Ф. Краткая история исмаилизма / Ф. Дафтари – М, 2004.
5 Грицанов, А.А., Протестантство: научно-популярная литература / Грицанов, А.А., Семенова, В.Н. – Минск, 2006.
6 Радугин, Л.А. Введение в религиоведение / Л.А. Радугин – М, 1996.
7 Яблоков, И.Н. История религий / И.Н. Яблоков – М, 2004.
8 Чекалов, Д.А. История религии / Д.А. Чекалов – Р. на-Дону, 2004.
9 Артемьев, А.И. Религиоведение: основы общего религиоведения, истории религий, религии в Казахстане / А.И. Артемьев – А, 2002.
10 Туфан, З. Религия в системе духовной культуры / З. Туфан – А, 1992.
11 Мифологический словарь / под. ред. Е.М. Мелетинский – М, 1990.
12 Борунков, Ф.Ф. Основы религиоведения / Ф.Ф. Борунков – М, 1994.
13 Элиаде, М. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде – М, 1999.
14 Миркина, 3. Великие религии мира / Миркина, 3., Померанц, Г.М. – М, 1995.
15 Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 г «О религиозной деятельности и религиозных объединений».
16 ІІ Съезд лидеров мировых и традиционных религий. – А: «Өнер», 2006.
17 Абуов, А.П. Мировоззрение Ходжа Ахмета Ясави / Абуов, А.П. – А, 1997.
18 Бокаева, А. Е. Религиозные объединения города Караганды / Бокаева, А.Е., Смагулов, Е.М – Караганда: Изд-во КарГУ, 2007.
19 Гараджа, В. Религиоведение / Гараджа, В – М, 1994.
20 Основы религиоведения / Гарифолла, Е. Абуов, А.П., Бегалинова, К.К., Смагулов, Е.М. – А: «Білім», 2010.
21 Глобальный диалог во имя мира. Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий / «Казахстанская правда», 02.07.2009.
22 Дворкин, А. Сектоведение / Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования / Дворкин, А. – Н. Новгород: «Христианская библиотека», 2002.
23 Жусупов, С. Ислам в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее во взаимоотношениях государства и религии: Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Жусупов, С. – М.: Центр Карнеги, 2001.
Дополнительная литература
1 Казанбаев, С.К. Мировоззренческий синкретизм казахов / Казанбаев, С.К. – А, 1999.
2 Шах, И. Суфизм / Шах, И. – М, 1997.
3 Корнев, В.И. Буддизм – религия Востока / Корнев, В.И. – М, 1990.
4 Токарев, С.А. Ранние формы религии / Токарев, С.А. – М, 1990.
5 Апокрифы древних христиан: исследования тексты комментарии – М, 1989.
6 Коран. / пер. Крачковский, И.Ю. – М, 1990.
7 Косидовский, З. Библейские сказания. Сказания евангелистов. / Косидовский, З. – М, 1990.
8 Беленький, М.С. Иудаизм / Беленский, М.С. – М, 1956.
9 Буддизм: словарь / Абаев, А.А., Андросов, В.П., Бакаев, Э.П., Благов, С.А. – М, 1992.
10 Всемирное писание. Сравнительная антология библейских текстов / под. ред. Гуревич, П.С. – М, 1995.
11 Донини, А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) / Донини, А. – М, 1989.
12 Жуковская, Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии / Жуковская, Н.Л. – М, 1977.
13 Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Тайлор, Э.Б. – М, 1989.
14 Фрэзер, Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Фрэзер, Д.Д. – М, 1983.
15 Тонди, А. Иезуиты / Тонди, А. – М, 1955.
16 Фатхи, Я. Ислам: идеи, движения, перемены / Фатхи, Я. – М, 1992.
17 Штейнер, Р. Наставления для эзотерического ученичества / Штейнер, Р. – Спб, 1994.
18 Мунчаев, Ш.М. Религия: История и современность / Мунчаев, Ш.М. – М, 1998.
19 Барановский, В.А. Иудаизм: научно-популярная литература / Барановский, В.А., Иванов, Ю.Н. – Минск, 2006.
20 Мельгунов, С. П. Масонство / Мельгунов, С. П., Сидорова, Н.П. – М, 1991.
21 Никифоров, А.В. Библия и Коран: истоки и параллели / Никифоров, А.В. – М., 1995.
22 Конфуций, Суждения и беседы. / Конфуций, – СПб, 2005.
23 Петров, В.В. Духовные учения Востока. Дзэн-буддизм, даосизм, конфуцианство / Петров, В.В. – Минск, 2005.
24 Асов, А. Мир ведизма / Асов, А. – М., 1985.
25 Холл, М. Оккультное масонство / Холл, М.М. – М, 2004.
26 Даскалос, Эзотерические практики / Даскалос, – СПб, 2003.
27 Алексеев, В.А. Иллюзии и догмы / Алексеев, В.А. – М, 1991.
28 Иваненко, С.И. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды / Иваненко, С.И., Трофимчук Н.А. – М., 1992.
29 Митрохин, Л.Н. Религии «нового века» / Митрохин, Л.Н. – М, 1985.
30 Абаев, Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Абаев, Н.В. – Новосибирск: Наука, 1989.
31 Агаджанян, А.С. Буддийский путь в ХХ в. / Агаджанян, А.С. – М., 1993.
32 Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России / Балагушкин, Е.Г. – М.: ИФРАН, 1984.
33 Бойс, М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / Бойс, М. – М.: Наука, 1985.
34 Бонгард-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Бонгард-Левин, Г.М. – М.: Наука, 1993.
35 Васильев, Л.С. История религий Востока / Васильев, Л.С. – Ростов на-Дону: Феникс, 1999.
36 Гараджа, В.И. Религиеведение / Гараджа, В.И – М.: Аспект-Пресс, 1995.
37 Гришелева, Л.Д. Формирование японской национальной культуры / Гришелева, Л.Д. – М.: Наука, 1986.
38 Грюнебаум, Г.Э. фон. Классический ислам / Грюнебаум, Г.Э. – М.: Наука, 1986.
39 Гуревич, П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы / Гуревич, П.С. – М.: Знание, 1985.
40 Гусева, Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика / Гусева, Н.Р. – М.: Наука, 1977.
41 Зелинский, Ф.Ф. Древнегреческая религия / Зелинский, Ф.Ф. – Киев: СИНТО, 1993.
42 Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992.
43 Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.
44 Капустин, Н.С. Особенности эволюции религии / Капустин, Н.С. – М.: Мысль, 1984.
45 Карташов, А.В. Вселенские соборы / Карташов, А.В. – М., 1994.
46 Керимов, Г.М. Ислам: происхождение, история и современность Керимов, Г.М. – М.: Знание, 1984.
47 Керимов, Г.М. Шариат и его социальная сущность / Керимов, Г.М. – М.: Наука, 1978.
48 Коростовцев, М.А. Религия древнего Египта / Коростовцев, М.А. – М.: Наука, 1976.
49 Максуд, Р. Ислам / Максуд, Р. – М.: Гранд, Фаир-Пресс, 1999.
50 Массэ, А. Ислам: Очерк истории / Массэ, А. – М.: Изд. восточной литературы, 1963.
51 Митрохин, Л.Н. Религии «Нового века» / Митрохин, Л.Н. – М.: Советская Россия, 1985.
52 Никольский, Н.М. История русской церкви / Никольский, Н.М. – Минск: Беларусь, 1990.
53 Светлов, Г.Е. Путь богов. (Синто в Японии.) / Светлов, Г.Е. – М.: Мысль, 1985.
54 Тальберг, Н. История христианской церкви / Тальберг, Н. – М.: Интербук; Нью-Йорк: Астра, 1991.
55 Телушкин, Й. Еврейский мир / Телушкин, Й. Иерусалим: Лехаим, 1998.
56 Токарев, С.А. Ранние формы религии / Токарев, С.А. – М.: ИПЛ, 1990.
57 Торчинов, Е.А. Даосизм / Торчинов, Е.А. – Спб.: Лань, 1998.
58 Угринович, Д. М. Введение в религиоведение / Угринович, Д. М. – М.: Мысль, 1985. С. 142-160, 215-241.
59 Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Фрэзер, Дж – М.: Наука, 1986.
60 Шпажников, Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии / Шпажников, Г.А. – М.: Наука, 1980.
61 Щербатской, Ф.И. Избранные труды по буддизму / Щербатской, Ф.И. – М.: Наука, 1988.
62 Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза / Элиаде, М. – Киев: София, 2000.
Содержание
Введение | |
Силлабус | |
Лекционный материал | |
Задания для практических занятий | |
Задания для СРСП | |
Задания для контроля знаний студентов | |
Вопросы для Рубежного Контроля | |
Глоссарий | |
Литература |